Антон Евдокимов: «Лучшая реклама – это состояние домов, которые мы построили 10 лет назад»

   25 июня 2014, 15:51
Генеральный директор Группы «Эталон» Антон Евдокимов рассказал о новых планах компании и о том, почему жилищную проблему в масштабах страны можно решить только комплексно.

Евдокимов-2.jpgАндрей Твердохлебов. ГК «Эталон», жилье которой в Северной столице знают под брендом «ЛенСпецСМУ», за рубежом известна как Etalon Group. Генеральный директор Группы «Эталон» Антон Евдокимов рассказал корреспонденту «Кто строит» о новых планах компании, о реализации заявленных проектов и о том, почему жилищную проблему в масштабах страны можно решить только комплексно.

 

- Антон Викторович, мы с Вами общались в двадцатых числах мая на Петербургском экономическом форуме. Время прошло, эмоции улеглись. Каковы ваши впечатления, что вам удалось узнать, какие вопросы остались без ответа?

- Я побывал на всех мероприятиях ПМЭФ по строительной отрасли. Была интересна дискуссия по комплексному освоению территорий (КОТ). Проекты КОТ актуальны для многих частей света: в Европе, Азии, особенно Юго-Восточной Азии, Северной Америке. Было интересно сравнить подходы. Первое, о чем думают, когда слышат термин КОТ, -  инфраструктура. Все полагают, что это основная проблема при реализации подобных проектов. Но это не совсем так. Бывают определенные трудности в обсуждении подобных проектов с общественностью. Скажем, большой резонанс вызывают архитектурные решения для больших территорий.

Что касается КОТ в нашей стране, то в первую очередь доступное жилье должно стать национальной идеей, «паровозом» для экономики.

Далее в обсуждениях Форума часто озвучивалась цель - строить доступное жилье и продавать его по 30 тысяч рублей за квадратный метр. Я не услышал на ПМЭФ анализа: насколько это реально для Санкт-Петербурга, и какого качества будут эти квартиры? Параметр доступной цены, по идее, должен быть получен расчетным путем, но предел уже назначен. Как в него уложиться, никто не объяснил. Откуда взялась названная цифра - почему не 25, не 31 тысяча? Обращаю внимание на то, что, во-первых, в РФ цена в разных регионах просто не может быть единой. Общей себестоимости не получится. Во-вторых, как я уже отметил выше, все упирается в качество жилья. В-третьих, хотелось бы понимать, входят ли в 30 тысяч инфраструктура, социальные объекты, дороги, озеленение.

 

- В интервью нашей газете, которое состоялось в октябре 2013 года, вы делились планами группы компаний. Пришлось ли их корректировать после того, как аналитики заговорили о кризисе?

- Нет, планы мы не меняли. Все, что обещали, исполняем и будем исполнять. В данный момент на рассмотрении находятся проекты на период после 2017 года. Девелоперский цикл сам по себе довольно протяженный: переговоры по территориям будущих КОТ идут долго; реализуются такие проекты тоже не быстро, так как за это время может произойти смена руководства города, могут быть приняты новые законы. В целом в Москве и Санкт-Петербурге мы ведем переговоры по трем-пяти крупным территориям.

 

- Как вы развиваете собственные проекты КОТ?

- Государство планирует КОТ по принципу «место, где люди работают, плюс вся инфраструктура в виде жилья, дорог, социальных объектов и торговли». Примером такого подхода можно назвать город-спутник Южный или можно вспомнить город-порт Усть-Луга в Ленинградской области. Хотя и там, и там есть частные девелоперы, но они работают в тесном взаимодействии с властями.

А коммерческие компании, работающие в Петербурге и Москве, рассматривают КОТ как жилье и сопутствующую ему инфраструктуру. В этом случае предполагается, что работа в мегаполисах для будущих жителей найдется.

Проекты комплексного освоения территорий, направленные на организацию комфортной среды для жизни в крупнейших городах России, где существует высокая обеспеченность работой, - это то, на чем специализируется группа «Эталон». Среди наших проектов - «Юбилейный квартал», «Морской фасад», «Золотая гавань», «Царская столица», «Ласточкино гнездо» в Петербурге, в Московском регионе - «Изумрудные холмы». В наших кварталах люди живут и ощущают себя комфортно не только в квартире, парадной и в доме, но и во всем микрорайоне. На мой взгляд, все эти проекты успешны.

 

- В Петербурге вы занимаетесь проектами строительства жилья на месте бывших  промышленных земель, заводов (Вагоностроительного и Калинина), железнодорожных путей Варшавского направления. Как продвигается девелопмент на браунфилд?

- Работа идет в соответствии с нашими планами. По первым двум названным территориям в этом году будут открыты продажи. Вся информация по этим проектам открыта и доступна любому потенциальному покупателю.

 

- Давайте немного поговорим о жилищной политике нашего города. Планирует ли ваша компания продавать жилье для нужд Санкт-Петербурга, или город будет строить социальные квартиры собственными силами?

- Городские власти находятся в стадии осознания вопроса, так как нужна правильная, справедливая процедура приобретения. Если у бюджета планка 50 с небольшим тысяч за квадратный метр и если застройщики готовы продавать свое жилье на таких условиях – пожалуйста. Если, допустим, город готов бесплатно предоставить землю в обмен на снижение цен госконтракта, тогда это будет уже другая стоимость, при которой есть такое понятие, как цена замещения. Был в нашем городе, когда он еще назывался Ленинградом, трест «Главленинградстрой», который вводил по 2-3 миллиона квадратных метров жилья в год, - это примерно как все строительные компании вместе взятые сегодня. Я сам в нем начинал. Тогда там трудились 75 тысяч человек. Еще у нас было Управление капитального ремонта Ленгорисполкома. Только тогда и сейчас – абсолютно разные ситуации и разные уклады экономики. Если мы хотим вернуться к тому, что было, то лет через 15, наверно, можно будет создать подобные организации.

 

- В середине мая ваш холдинг признали крупнейшим налогоплательщиком Санкт-Петербурга. Может быть, было бы лучше, если бы признание было выражено не в моральной, а в материальной форме, например, через выкуп соцобъектов?

- Это было бы замечательно. Хотя бы в рамках государственно-частного партнерства, ведь это тоже выкуп, просто в течение ряда лет. Но не мы определяем правила игры, мы просто действуем в существующих условиях. Мы подписали соглашение и подарим городу два детских сада и школу. При этом нам еще придется платить налоги на передачу этих объектов. Нам это непросто еще потому, что мы открытая компания, включенная в листинг торгов Лондонской биржи. Это значит, что мы прошли аудит, раскрыли отчетность. У нас нет долга, точнее, наш долг в 30 миллионов долларов – это по нашим масштабам минимум. Независимые оценки и рекомендации по нашим ценным бумагам выставляют 12 инвестиционных банков. Наша рентабельность - 20-25%.

 

- Но как объяснить аудитору дарение соцобъектов? Это же уходит прибыль акционеров!

- Великолепный вопрос. Есть затратная часть проекта, и об этом надо разговаривать с акционерами. Это в государственном секторе не объяснить, почему один детсад дороже, чем другой. Прокурор не будет вникать в тонкости того, что туда, допустим, трубу дальше тянуть. Но инвесторы входят в наше положение, почему мы были вынуждены пойти на этот шаг, что это правила игры в нашей стране и что мы не увели эти деньги непонятно куда. Однако это не значит, что все происходит безболезненно, потому что в любом случае оценивается потерянная прибыль.

 

- Как купить квартиру, понятно. А если кто-то решит вложить семейные сбережения в ваши акции, как это сделать?

- Наши акции можно приобрести только в Лондоне. Российские граждане могут по закону купить иностранные акции через брокера или банк с брокерской лицензией. Обратите внимание: на бирже обращаются бумаги иностранного эмитента Etalon Group.

 

- А как развивается ваш бизнес в управлении многоквартирными домами?

- Жилищно-коммунальное направление в холдинге появилось как выражение нашей социальной ответственности. Дело было в 90-е годы, тогда еще не было законов в этой сфере. Но мы понимали, что не можем бросить жителей домов, которые мы построили. Поэтому стали заниматься управлением сами. И сегодня состояние этих домов – наша самая лучшая реклама, которая стимулирует покупателя к повторным продажам.

В конце мая в «Юбилейном квартале» мы открыли скульптуру рыжего кота — забавного символа нашей компании. На открытие пришла жительница квартала с живым котом такого же цвета. Вот он пример реальной - а не в виде теории в учебнике по маркетингу - лояльности наших клиентов!

Увидели ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
 
Поделиться:  
Все новости