Нескучные фасады: почему все больше домов становятся арт-объектами

   26 июня 2014, 12:40
Сегодня все больше застройщиков стремятся делать фасады своих новостроек цветными и запоминающимися, используя для этого как художественную роспись, так и просто яркие цвета для их окраски.

Фасады-2.jpgЕлена Чиркова. Сегодня все больше застройщиков стремятся делать фасады своих новостроек цветными и запоминающимися, используя для этого как художественную роспись, так и просто яркие цвета для их окраски. Наша газета узнала о том, какие тенденции в оформлении фасадов как новостроек, так и старых домов сегодня пользуются популярностью, а также о том, какие требования к оформлению фасадов домов в Петербурге сегодня действуют.

 

Монументализм в действии

Если поподробнее углубиться в вопрос художественного оформления фасадов зданий, то, разумеется, нельзя не вспомнить о фресках и мозаиках, которыми украшали стены храмов, домов и прочих строений.

В России первые попытки масштабного перевоплощения серых монументальных строений в арт-объекты пришлись на советский период истории с его фресками и мозаиками. Тогда, конечно, фрески и мозаики носили скорее идеологический характер: летящие в небо ракеты и самолеты, работницы в белых косынках, обилие коммунистического красного цвета и профили вождей – все это практически кричало о мощи и советского государства. Впрочем, абстрактные изображения также стали весьма популярным сюжетом подобного художественного оформления зданий.

Советские фрески можно с полным правом считать первыми попытками разнообразить довольно унылые городские пейзажи с его серыми стенами. Картины на фасадах жилых домов и домов культуры, школах и институтах были. В большинстве своем тематические, посвященные то спортсменам, то детям, то достижениям радиотехники.

Среди таких советских росписей на фасадах исследователи выделяют даже целые жанры, вроде своеобразной житийной иконы, когда вокруг крупной центральной фигуры были изображены более мелкие и динамичные сюжеты.

 

Незаконный Колизей

На сегодняшний день самый простой, казалось бы, способ оживить фасады домов и выделить их на общем сером фоне – это покрасить их. Однако с 2013 года в Петербурге действует постановление правительства, определяющее единые правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений. Документ содержит в себе все требования к оформлению фасадов, входных групп, окон, брандмауэров, их покраске и ремонту, размещению знаков адресации на домах, в том числе и признанных памятниками истории и культуры. Стоит отметить, что требования эти довольно конкретные и жесткие. Так, чтобы перекрасить здание, необходимо получить согласование в архитектурном комитете, а также колерный бланк, в котором определен не только цвет краски, но и даны рекомендации по использованию тех или иных материалов.

Именно эти требования становятся эдаким камнем преткновения между горожанами и городской администрацией, когда дело касается художественного оформления фасадов жилых многоквартирных домов. Так, у всех нас на слуху история с граффити во дворе на Итальянской улице. Представители движения «Красивый Петербург» рассказывают, что вся проблема началась из-за того, что работы, как выяснилось впоследствии, не были согласованы с КГА, хотя и администрация Центрального района, и ЖКС, обслуживающий двор, такое оформление закрытого двора одобрили.

Сделать из типичного двора-колодца итальянский дворик жители этого двора решили сами. Нашли художников и сделали уже половину работы, когда из КГА пришло распоряжение закрасить граффити. Чиновники из комитета тогда заявили, что часть зданий двора на Итальянской улице находится под охраной КГИОП и рисовать на их фасадах даже такие, на первый взгляд, симпатичные картины, не положено по закону. Кроме того, как пояснили в Комитете по градостроительству и архитектуре, художники не только не предоставили на согласование проектную документацию, но и не согласовали колерные бланки.

Так или иначе, после долгих споров Итальянский дворик удалось сохранить. То, что успели закрасить, художники восстановили, фасады доработали, и теперь двор с когда-то потрескавшимся глухим брандмауэром стал одновременно и арт-объектом, и, как отмечают градозащитники, едва ли не памятником небезразличия горожан к внешнему виду их домов.

 

Настенный зоопарк

Стоит отметить, что идея расписывать глухие стены вообще не нова и таким способом оформления фасадов многоэтажек пользуются повсеместно. Так, например, в прошлом году в Берлине было расписано порядка 22 тысяч квадратных метров жилого кооператива «Солидарность». Работа художников, которые по заказу французской компании Citecreation украсили фасады сразу трех корпусов изображениями деревьев, животных, птиц и людей, была отправлена в экспертный совет Книги рекордов Гиннесса.

В Петербурге тоже достаточно примеров, когда на фасадах многоэтажек вдруг появляются огромные цветные изображения, которые, впрочем, в большинстве своем действительно требуют того, чтобы их закрасили. Так, например, в Шушарах на глухих стенах четырех многоэтажек красуются изображения героев мультфильмов. Гигантские жираф, зебра и пингвины, несомненно, развлекают живущих рядом детей и значительно расцвечивают общий серый пейзаж района, однако не создают никакой архитектурно-художественной целостности, а яркие и местами кислотные цвета скорее подошли бы для небольших объектов на детских площадках или для детских садов. Так что совершенно понятно требование Госжилинспекции, которая выступает за то, чтобы фасады домов обрели свой изначальный вид.

Кроме того, как поясняют в Жилинспекции, граффити в Шушарах также были нанесены на фасады домов без согласования в КГА, для них не определен ни порядок защиты, ни сроки и методы сохранения изображений, ни ответственные за содержание фасадов лица. К тому же все снова упирается в постановление городского правительства и колерные бланки, согласно которым окраска зданий возможна только на основании архитектурных заданий от КГА, а за нарушение наружного оформления фасадов зданий предусмотрена административная ответственность. Тем не менее жители района намерены во что бы то ни стало защитить и сохранить граффити на фасадах своих домов. Главная причина, по которой они так активно их защищают, – унылые пейзажи вокруг.

По большому счету и Итальянский дворик, и пингвины на доме в Шушарах, и огромное количество других граффити не только в Петербурге, но и во множестве других городов появляются именно потому, что людям надоедает смотреть на глухие серые стены.

 

Густав Климт в «Семи столицах»

Как отмечает Илья Тюкин, директор группы компаний «Арт-фасад», идею разрисовывать фасады домов подсказывает сам Петербург с его обилием брандмауэров и не декорированных фасадов в старом городе и типовыми решениями и отсутствием архитектурной айдентики в новой застройке.

Уйти от подобных скучных фасадов решила компания Setl City, чьи фасады в Кудрово точно не назовешь типичными. Недавно на глухих фасадах дома в квартале «Вена» появились огромные репродукции картин Густава Климта.

Начальник отдела подготовки проектов Setl City Ирина Тимофеева рассказывает: «Жилой микрорайон «Семь столиц» разрабатывался согласно единой концепции объединения традиций градостроительства лучших европейских городов. Помимо детальной проработки архитектурного облика зданий и тщательного планирования общественных пространств между домами, большое внимание было уделено созданию особой атмосферы в квартале, носящем название того или иного города. Именно по этой причине, например, в «Вене» было принято решение украсить торцы зданий картинами, пожалуй, самого известного австрийского художника Густава Климта».

Сейчас на фасадах домов красуется сразу две работы, вдохновленные картинами «Поцелуй» и «Портрет Адели Блох-Бауэр I», причем это не полное копирование работ художника, а их мотивы.

Брандмауэры с фресками по мотивам картин Густава Климта, по признанию экспертов, решают сразу несколько вопросов. Во-первых, это ассоциативная связь с Веной, то есть перенос концепции комплекса на его среду. С другой стороны, это логическое завершение и объяснение яркого цветового решения фасадов объекта, выполненного на основе энергичного сочетания желтого, синего и белого цветов. Кроме того, фрески позволили качественно улучшить среду формирующегося района, который в силу своей незавершенности порождает некое ощущение незаконченного высказывания.

Росписью фасадов занимались художники ГК «Арт-Фасад», которые утверждают, что целью их творчества является создание благоприятной, эстетически и функционально комфортной атмосферы для жизни.

Как отмечает застройщик, расписанные фасады были восприняты очень позитивно, и дома с картинами на фасадах стали практически достопримечательностью всего микрорайона. Это натолкнуло компанию на идею оформить роспись фасады в квартале «Лондон», где во входных группах домов будут созданы картины с видами на Тауэрский мост, а также на другом своем проекте – ЖК «GreenЛандия».

Росписью глухих торцов в Мурино также занимаются художники «Арт-фасада». Здесь концепция другая: на стенах домов запланировано нарисовать окна, за каждым из которых можно будет рассмотреть огромное количество мелких деталей.

Илья Тюкин рассказывает, что спрос на такое оформление, превращающее обычный дом в настоящий арт-объект, сегодня начинает заметно расти. Особенной популярностью сегодня пользуется роспись брандмауэров, коих в Петербурге огромное количество.

Многие из уже оформленных брандмауэров на нашем городе расписывала мастерская «33 плюс 1», организованная выпускниками Мухинской академии. Среди работ этой команды – панно к 200-летию победы над Наполеоном на улице Красного Курсанта, роспись глухого торца дома на улице Ленина в Петроградском районе, а также роспись шестиэтажного брандмауэра на Бармалеевой улице – первая официально согласованная и одобренная работа по оформлению глухих фасадов в старой части города.

 

«Здесь может быть ваша реклама»

Сегодня в качестве оформления фасадов и брандмауэров все чаще используют рекламу. Конечно, случаются и весьма симпатичные рекламные баннеры, которые действительно можно принять за элемент декора. Но в большинстве случаев реклама на брандмауэрах приводит к нарушениям архитектурных регламентов.

Недавно петербургские депутаты выступили с инициативой штрафовать компании, которые размещают наружную рекламу на фасадах домов и рекламных щитах в центре города с нарушением архитектурно-художественного регламента, действующего на территории Петербурга. Если предложение парламентариев получит одобрение и станет законом, рекламодатели должны будут строго следовать регламентам, чтобы не испортить исторический вид домов и классические фасады центральной части города.

Парламентарии поясняют: сегодня размещение наружной рекламы, равно как и объектов монументального искусства, должно утверждаться в КГА, но проблема в том, что не все рекламодатели настолько добросовестно исполняют требования законодательства.

Требования к согласованию размещения рекламы в Петербурге, согласно постановлению правительства, даже жестче, чем к оформлению и ремонту фасадов. Так, чтобы согласовать и повесить на брандмауэрах рекламные плакаты, необходимо получить одобрение собственников жилья. При этом, как признают владельцы рекламных агентств, даже на центральных улицах Петербурга сегодня согласовано только порядка 20% от всей размещенной рекламы.


КСТАТИ

Самый крупный в мире рисунок на фасаде был создан в 2013 году в Берлине. По заказу французской компании Citecreation художники оформили фасады сразу трех зданий жилищного кооператива «Солидарность» (Wohngenossenschaft Soldaritaet coop), расположенного в районе Лихтенберг.

Идею для росписи фасада художникам подсказал находящийся по соседству с кварталом зоопарк Фридрихсфельде, поэтому на фасаде кооператива появились изображения птиц, животных и деревьев. На глухих стенах и брандмауэрах появились нарисованные окна и портреты людей.

Площадь граффити составила 22 тысячи квадратных метров. Работа велась в сотрудничестве с жильцами домов, входящих в кооператив.

Когда работы были завершены, компания Citecreation подала заявку на включение рисунка в Книгу рекордов Гиннесса, однако пока комиссия не вынесла окончательного решения на этот счет.

 

 

 

Поделиться: