Леонид Сидоренко: «Газпромбанк готов предложить бизнесу экспертизу по подготовке и «упаковыванию» проектов ГЧП»

   19 мая 2014, 09:00
Российские банки все активнее предлагают бизнесу инструменты для реализации инфраструктурных проектов.
IMG_7148-1_s_046.JPGЕвгений Иванов. Российские банки все активнее предлагают бизнесу инструменты для реализации инфраструктурных проектов. Если еще несколько лет назад у финансистов были низкие лимиты кредитного риска на инфраструктурные проекты, то сегодня интерес к ним вырос. Причем некоторые банки не только кредитуют проекты, но и заходят в капитал. Это значит, что инфраструктура представляет собой достаточно привлекательный актив, сопоставимый со стабильными долгосрочными инструментами. О том, какие схемы финансирования предлагают банки и в чем видят свою выгоду, нам рассказал Леонид Сидоренко, заместитель руководителя дирекции инфраструктурных проектов департамента проектного и структурного финансирования Газпромбанка. 

- Как развивается рынок инфраструктурных проектов в Петербурге?
- Петербург по существу является лидером российского рынка проектного финансирования инфраструктуры. Общеизвестно, что два первых знаковых ГЧП-проекта в стране имеют питерскую «прописку»: реконструкция аэропорта Пулково, а также финансирование и строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД). В ближайшее время планируется начало работы еще по одному масштабному проекту - строительство и эксплуатация на платной основе скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участках км 543 – км 646 и км 646 – км 684. Вместе с тем важно подчеркнуть, что в городе успешно реализуются и более мелкие, но не менее важные проекты, в том числе по объектам социальной инфраструктуры.

- Реализация крупных инфраструктурных проектов невозможна без участия государства. Какова роль правительства Петербурга в этом процессе?
- Банки, специализирующиеся на финансировании сектора инфраструктуры в России, высоко оценивают роль правительства Петербурга в реализации крупных проектов. Именно благодаря этому стали возможны Пулково, ЗСД и другие проекты. В первую очередь хотелось бы выделить создание законодательной базы, которая выразилась в принятии регионального закона № 627‑100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». Но это, если можно так выразиться, вершина айсберга, видимая часть работы. Не менее важна тщательная повседневная деятельность руководства, правительства, профильных комитетов города по согласованию текущих вопросов с инвесторами и кредиторами: выработка условий концессионных соглашений, практическая помощь в решении таких задач, как выделение земельных участков под строительство, перенос существующих коммуникаций, согласование технических условий, получение разрешений и так далее. 

- Что финансовые институты готовы предложить бизнесу для реализации инфраструктурных проектов в СПб и Северо-Западном регионе?
- Как представители Газпромбанка сегодня мы готовы предложить бизнесу нашу экспертизу по подготовке и «упаковыванию» проектов ГЧП, в качестве финансового консультанта. Роль банка в подготовке проектов начинается со стадии идеи и заканчивается выбором победителя конкурса на право реализации соглашения о ГЧП. Финансовое консультирование включает разработку «банкуемой» финансовой и коммерческой схемы, построение финансовой модели, разработку оптимальной стратегии финансирования и организацию работы консультантов.
Кроме того, Газпромбанк рассматривает возможность участия в акционерном капитале проектных компаний. У нас работают высококлассные специалисты по прямым инвестициям, специализирующиеся на предоставлении акционерного капитала, субординированных акционерных займов и управлении проектами.
Ну и, наконец, мы можем предложить долгосрочное долговое финансирование инфраструктурных проектов на привлекательных условиях на срок до 15 лет, включая синдицированные кредиты, проектное финансирование с ограниченным регрессом, участие экспортно-кредитных агентств и структурные продукты. А также размещение проектных облигаций, разработку критериев и параметров успешного выпуска облигационных займов в рамках концессионных проектов и привлечение на этой основе долгосрочных и относительно доступных рублевых ресурсов.

- В каких отраслях на сегодняшний день наиболее интересно работать банкам и почему?
- В сегодняшних условиях для банков привлекательны объекты транспортной инфраструктуры, в первую очередь автомобильные дороги, аэропорты, портовые терминалы, мосты. Кроме того, интересна социальная инфраструктура, прежде всего медицинские центры и дошкольные образовательные учреждения.

- В каких проектах участвует банк в нашем регионе?
- Газпромбанк участвует в реализации уже упомянутого проекта ЗСД, а в конце апреля текущего года состоялось подписание кредитной документации по другому проекту – финансированию строительства школ, детских садов и автомобильных дорог в Санкт-Петербурге в районе Славянка.

- Интересуют ли банк проекты строительства автомобильных дорог, системы легкорельсового транспорта, реконструкции аэропортов и т. п.?
- Да, в контексте опыта работы над проектом ЗСД мы заинтересованы принять участие и в других проектах строительства и эксплуатации автомобильных дорог в регионе. Что касается аэропортов, то в ближайшее время на Северо-Западе не столь вероятно в полной мере повторить успех Пулково: прогнозные потребности по воздушным перевозкам на среднесрочную перспективу покрыты. Однако когда на повестку дня будет поставлен вопрос финансирования второй очереди этого аэропорта, мы, конечно же, будем заинтересованы в том, чтобы предложить наши услуги.

- В чем заключалось участие Газпромбанка в проекте ЗСД? 
- ОАО Газпромбанк участвует в реализации проекта ЗСД в качестве финансового консультанта, акционера проектной компании и кредитора. Банком также осуществляется предоставление других финансовых инструментов, в частности гарантий обеспечения обязательств проектной компании перед городом (в том числе возврата авансовых платежей по капитальному гранту). Этот проект реализуется в партнерстве с банком ВТБ.

- Расскажите о проекте финансирования детских садов в Петербурге.
- Данный проект реализуется банком совместно с победителем открытых конкурсов на основе уже упомянутого мной закона № 627-100. Общая сметная стоимость  создаваемых объектов – около 3,86 млрд рублей, срок действия соглашений о ГЧП – 12 лет с возможностью пролонгации. Победитель конкурса будет строить и передавать объекты городу на основе заключаемых договоров купли-продажи, а также осуществлять их техническую эксплуатацию. Образовательные услуги для школ и детских садов будут оказывать муниципальные учреждения Санкт-Петербурга. На текущий момент готовность социальных объектов составляет в среднем 65%,  автомобильных дорог – более 90%. 

- Сейчас в Сестрорецке начинается реализация крупного медицинского проекта по схеме ГЧП. Расскажите о планах вашего банка в отношении медицинских проектов.
- Работу над медицинскими проектами мы считаем очень перспективной. Как вы знаете, расходы на здравоохранение в России по сравнению с другими отраслями растут опережающими темпами: по некоторым оценкам, до 9–12% ежегодно. Мы смотрим на проекты не только в Петербурге, но и в Москве, и в других регионах России. Известную сложность представляют вопросы эволюции системы финансирования учреждений здравоохранения государством, возможность совмещения оказания различных услуг (ОМС, ДМС, платной медицинской помощи) на базе одного учреждения. Но проект в Сестрорецке в любом случае представляет для нас интерес.

- Есть ли сегодня в России серьезная институциональная и законодательная база, на основе которой можно реализовывать проекты по схеме государственно-частного партнерства?
- Если отвечать одним словом, то да. Лучшее свидетельство – проекты, о которых я уже упомянул.
В настоящее время завершается подготовка к принятию новой редакции федерального законодательства ГЧП. В этой связи в экспертном сообществе мнения о соотношении федеральных и региональных норм, регулирующих реализацию проектов ГЧП, и, соответственно, оценки состояния законодательной базы несколько разнятся. Однако те, кто занимаются такими проектами на практике, достаточно успешно используют уже существующие сегодня возможности. 
Мы в Газпромбанке считаем, что федеральное законодательство ГЧП будет важным шагом вперед, но, с другой стороны, нет необходимости сидеть сложа руки и ждать его принятия. Во-первых, субъекты Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать порядок своего участия в гражданско-правовых отношениях, прямо не предусмотренных Гражданским кодексом, в частности по заключению соглашений о ГЧП. Кроме того, принятие регионального закона о ГЧП не противоречит федеральному законодательству. Ну и, наконец, Газпромбанком разработаны рекомендации к содержанию регионального законодательства о ГЧП, соответствующие требованиям федеральных законов.
Мы считаем, что при грамотном структурировании проектов ГЧП риск переквалификации сделок минимален, если в региональном законодательстве ГЧП закреплены условия и порядок участия публичного партнера в проектах ГЧП, а также, если решение о реализации проекта принимается на основе концепции. Такая концепция должна обосновывать, во-первых, специфику комплекса прав и обязанностей частного и публичного партнеров по сравнению с  иными формами взаимодействия (концессиями, инвестиционными соглашениями, закупками товаров, работ, услуг). Во-вторых, содержать аргументацию сравнительных преимуществ реализации проекта по форме ГЧП перед иными формами взаимодействия публичного и частного партнера (value-for-money analysis). И, в-третьих, предусматривать выбор частного партнера на основе открытых и прозрачных конкурсных процедур, прописанных в региональном законодательстве о ГЧП. Региональное законодательство может применяться для реализации проектов без коммерческой выручки (поскольку позволяет сформировать гибкую систему компенсации затрат инвестора), нет ограничений для создания достаточного обеспечения для привлечения заемного финансирования, ответственность за функциональную эксплуатацию может быть распределена согласно интересам проекта и возможно совмещение процедуры предоставления земельного участка и заключения соглашения.

Досье
Сидоренко Леонид Леонидович Заместитель руководителя дирекции инфраструктурных проектов департамента проектного и структурного финансирования Газпромбанка. Окончил факультет международных экономических отношений МГИМО МИД СССР, Лондонскую школу экономики (магистр экономики) и Лондонскую школу бизнеса (магистр финансов). В настоящий момент является заместителем руководителя дирекции инфраструктурных проектов департамента проектного и структурного финансирования Газпромбанка и отвечает за сопровождение инфраструктурных проектов и проектов в области государственно-частного партнерства, в которых банк выступает в качестве финансового консультанта, организатора финансирования и кредитора. До прихода в Газпромбанк работал старшим, а затем ведущим банкиром в Черноморском банке торговли и развития (региональная международная финансовая организация) в департаменте энергетики и инфраструктуры, а также в департаменте промышленности, транспорта и туризма по работе с Россией, Украиной, Грецией, Молдовой и другими странами. Имеет опыт долгового финансирования и инвестиций в капитал компаний. Также обладает опытом финансирования и консультирования проектов в нефтяной и нефтехимической промышленности и производстве минеральных удобрений в России. Личные интересы: театр, музеи (в особенности изобразительное искусство СССР первой половины ХХ века), спорт (лыжи, коньки, экстремальный туризм, плавание).

Поделиться: