Дмитрий Локтаев: "Мне интересно реформирование жилищной политики в Петербурге"

   13 января 2014, 10:59
В Петербурге, как и по всей стране, с 2014 года изменяется система организации капитального ремонта многоквартирных домов (МКД).
Яника Шафраник. В Петербурге, как и по всей стране, с 2014 года изменяется система организации капитального ремонта многоквартирных домов (МКД). В нашем городе привлекать подрядчиков на ремонтные работы и обеспечивать качество работ будет некоммерческая организация - Региональный оператор – Фонд капитального ремонта МКД. Руководитель Фонда Дмитрий Локтаев рассказал, при каких условиях, вложив 500 млрд рублей, удастся полностью обновить Петербург в течение ближайших 25 лет.

- Дмитрий Сергеевич, региональный оператор по капитальному ремонту - организация совсем молодая, как идет формирование Фонда?

- Принят городской закон о капитальном ремонте. В начале декабря губернатор Петербурга подписал распоряжение о выделении средств из резервного фонда для содержания Регионального оператора. Сейчас мы объявляем конкурс на открытие расчетного счета, и после того, как деньги будут получены, мы проведем ряд конкурсных процедур по выбору помещений в аренду и организуем рабочие места для сотрудников. До конца года у нас в штате будут работать не менее ста специалистов.

- Сами в организационную работу долго включались?

- Начиная с июля я каждый день работаю над этим проектом.

- Без зарплаты?

- До того как подписал контракт, да. Задача амбициозная. Мне интересно реформирование жилищной политики в Петербурге.

- В информационном пространстве у вас сложилась репутация чуть ли не друга вице-губернатора Владимира Лавленцева. А как бы вам самому хотелось бы себя рекомендовать?

- Я себя рекомендую, как есть. Понятие дружбы само по себе достаточно емкое. Да, это Владимир Лавленцев пригласил меня для участия в этой работе, и мы вместе ее планируем, строим.

- Не сразу, наверное, согласились?

- Согласился не сразу, долго изучал тематику.

- Какие у вас ощущения от новой работы?

- Если говорить прямо, я столкнулся не с тем, чего ожидал. Когда я взвешивал свои силы и обдумывал предложение возглавить Фонд, то планировал заниматься непосредственно капитальным ремонтом. На практике много времени ушло на аппаратную борьбу, развернувшуюся вокруг существования этой организации. Сначала ее не давали создать, потом затягивался вопрос с финансированием Фонда – а ведь это элементарные действия, которые должны были состояться достаточно давно.

- А как вы с Жилищным комитетом Петербурга сотрудничаете? Вам там не рады…

- Жилищный комитет с самого начала не скрывал, что лучше бы такого закона о создании Фонда не было и той реформы, которую инициировало правительство РФ, сейчас не проводилось бы. Естественно, я - неудобная фигура, люди на местах привыкли работать так, как они работают. Реформирование сложившейся системы распределения средств, в частности на капитальный ремонт, всегда сопряжено с неопределенностью, а неопределенность не любят.

- А как все изменится в будущем году? Может, вам сейчас удастся успокоить людей на местах, озадаченных неопределенностью…

- В следующем году система капитального ремонта останется прежней. В Петербурге 2014 год будет считаться переходным, новая редакция Жилищного кодекса у нас начнет работать только с 2015 года. Тогда вся система замкнется на одну организацию - Регионального оператора. Жилищный комитет будет отвечать за жилищную политику в целом, он будет уполномочен готовить адресную программу проведения капитального ремонта и при необходимости вносить в нее изменения. Деятельность Регионального оператора будет контролировать около десяти организаций, включая Жилищный комитет. Также комитет будет работать по совершенствованию нормативной базы.

- И все-таки: как вы будете работать с Жилищным комитетом?

- Вы спрашиваете про наши разногласия?

- Я спрашиваю про вашу совместную работу.

- Нам предстоит много сделать для того, чтобы добиться обоюдного взаимопонимания. Помню, когда после встречи с губернатором меня представляли руководству Жилищного комитета, я спросил: «Вам нравится сегодняшняя система капитального ремонта? Как вы считаете, нужно что-то изменить?» Мне ответили, что система идеальная. Тогда я предложил им сопоставить объем затраченных денег и имеющееся качество ремонтов. Предложил рассказать, как ведется претензионная работа с подрядными организациями, насколько она эффективна. Им это не понравилось.

Мне было любопытно наблюдать, как проходят плановые совещания в комитете по средам. Выходит представитель Жилищного комитета и говорит о хорошей работе, высоких результатах, качестве. После этого выходит общественник и говорит: «Посмотрите, ремонт некачественный» и фотографии с адреса показывает. Претензии к подрядчикам не предъявляются, работа не законченная, но на общественника равнодушно смотрят и говорят: «Вы, может, не из нашего города? Давайте проедем по адресам и все хорошенько посмотрим». Чиновники и общественники действительно едут, смотрят проблемные адреса, но затем все повторяется.

Сейчас вокруг Фонда разворачивается борьба за то, кто будет влиять на работу создаваемой организации - те, кто считает, что система отличная и ничего менять не нужно, или те, кто понимает, что сложившаяся система проведения капитального ремонта невыгодна горожанам и губительна для Петербурга.

- По какой схеме сейчас происходит выполнение капитального ремонта?

- Жилищный комитет по информации районов готовит адресную программу. Затем комитет перечисляет администрациям средства на проведение капитального ремонта. А дальше эти деньги в качестве безвозмездных субсидий администрациями перечисляются в капитал жилкомсервисов. Условием же получения денег жилкомсервисами является заключение договора на проведение конкурсных процедур районами и на проведение технического надзора силами инженеров ГУЖА. То есть деньги в конечном счете у управляющих многоквартирными домами компаний, но конкурсы на выбор подрядных организаций, осуществляющих работы по выполнению капитального ремонта, проводят районные администрации. Видите, как запутано.

- Да, пожалуй, сложно контролировать такую схему.

- Грубо говоря, деньги находятся в одном месте, конкурс проводится в другом месте, контроль ведется третьей организацией. Обратите внимание, что эта схема даже не курируется одним вице-губернатором. Районные администрации, подведомственные им ГУЖА и, как следствие, подрядчики, находятся в зоне ответственности Игоря Борисовича Дивинского. Жилищный комитет и Жилищная инспекция находятся в зоне ответственности Владимира Александровича Лавленцева, жилкомсервисы контролируются на паритетных началах районами и Жилищным комитетом и находятся в некой пограничной зоне, и вся эта сложная конструкция замыкается только на уровне губернатора Петербурга. Особенность такой схемы в том, что в ней можно безопасно работать, несмотря на конечный отрицательный результат.

- Как дело будет обстоять в 2014 году?

- В следующем году место жилкомсервисов в этой схеме займет Фонд. Деньги же будут идти по тому же принципу, качество работ будет контролироваться по-старому. Это называется переходный период. За введение этого периода, в частности, боролся Жилищный комитет. В 2015 году схема, в силу требований федерального законодательства, будет другой.

То есть в Фонд будут поступать средства граждан и субсидия Жилищного комитета. Комитет передаст подготовленную адресную программу на проведение капитального ремонта. Фонд проведет конкурсы и своими силами осуществит технический надзор. Появится единый центр ответственности.

- А что же будут делать сотрудники ГУЖА?

- У ГУЖА произойдет сокращение отдела капитального ремонта.

- То есть кадры могут перейти к вам?

- Могут. Если будут готовы соблюдать установленные нормы и правила.

- Ну, вот теперь я поняла, откуда вы будете черпать кадры.

- Пока мы на них серьезно не рассчитываем.

- Какой штат сотрудников будет у Фонда?

- Расчетная численность - 350 человек. К этому показателю мы пришли, понимая объем работ, который нам предстоит выполнить. То есть мы учли количество домов, подлежащих капитальному ремонту в городе, и норматив выработки на человека. Примерно двести человек сформируют блок технического надзора, остальные будут заняты в финансовом блоке. Поиском кадров мы занимаемся с сентября, уже сформирован определенный костяк будущего большого коллектива. В основном это люди из петербургских строительных организаций. Также сейчас идет набор специалистов с открытого рынка труда, на сайте Жилищного комитета есть объявление о том, кого мы готовы пригласить в штат.

- Не слишком ли много сотрудников для Регионального оператора?

- Нет, не слишком. Наша задача состоит в том, чтобы качество работ по капитальному ремонту соответствовало как минимум СНиПам. Нам нужна эффективная служба технического надзора, поэтому мы устанавливаем норматив по численности сотрудников, адекватный объему работ. В Петербурге в год на капитальный ремонт идет от 1000 до 2000 объектов, и у нас должно быть 100-200 инженеров, которые будут заниматься непосредственно контролем качества. То есть один инженер технадзора Фонда будет вести не больше 10 объектов одновременно. Большего количества объектов специалисту просто не охватить. У наших сотрудников будут полномочия, конкурентная заработная плата, но и ответственность.

Сегодня максимальная мера ответственности за плохую работу в ГУЖА - это увольнение инженера. При этом человек не выпадает из системы: его из одного ГУЖА уволили, он пошел и трудоустроился в другом. В Фонде подход будет совсем другой. За приемку ведения некачественных работ на объекте инженеру технадзора будет грозить уголовное преследование.

- Какой объем недоремонта в городе и как его оценивают?

- В денежном выражении мы имеем недоремонт на сумму в 150 млрд рублей. Он определен на основе технических паспортов домов и обозначает потребность всех элементов жилого здания в ремонте. Это крыши, фасады, фундаменты, подвалы, инженерия и прочее – каждый из них нуждается в ремонте раз в 15 лет.

Расчеты показывают, что для того, чтобы за 25 лет ликвидировать имеющийся недоремонт и осуществить все плановые ремонты, нужно 500 млрд рублей. Это примерно 25 млрд рублей в год. Если мы будем выдерживать этот объем, через 25 лет город полностью обновится.

- Сколько в итоге будут платить каждый месяц собственники жилья в многоквартирных домах на капитальный ремонт?

- Размер платы должен быть установлен постановлением правительства Петербурга, оно не принято, сегодня есть только его проект. Цифра, которая значится в проекте, - два рубля с квадратного метра жилой площади.

- Это адекватная плата?

- Это ставка, которая многократно ниже, чем в других регионах. В соседней Ленинградской области аналогичная ставка находится на уровне семи рублей. Расценивайте эту ставку как подарок губернатора жителям, потому что у бюджета Санкт-Петербурга, в отличие от подавляющего большинства других субъектов Федерации, есть такие возможности.

Во многих регионах страны система капитального ремонта базируется исключительно на отчислениях граждан, региональные операторы капитального ремонта содержатся не за счет государства, как в Петербурге, а на средства физических лиц.

- Делались ли вами предварительные оценки количества товариществ собственников жилья, которые захотят иметь отдельные счета и не отдадут собственные средства Фонду?

- Мы предполагаем, что это будет 20% от общего количества ТСЖ в Петербурге. Законодательство, в особенности федеральное, создается таким образом, чтобы стимулировать собственников жилья в многоквартирных домах к открытию собственных спецсчетов на будущий капитальный ремонт.


Досье:

Родился 6 января 1979 года. В 2001 году закончил Санкт-Петербургский государственный политехнический университет по специальности «менеджмент», а в 2004-м на кафедре «Мировая экономика» защитил кандидатскую диссертацию. Работал в издательском и страховом бизнесе.

С 1999 по 2001 год - финансовый директор одного из крупнейших петербургский издательств «Амфора». С июня 2001 по октябрь 2009 года - генеральный директор страхового общества «Помощь».

В ноябре 2009 года переходит на работу в Правительство Москвы. В должности главного конструктора разрабатывает и внедряет городскую целевую программу «Электронная Москва», которая сегодня решает задачи по координации и контролю процессов планирования, создания, развития, модернизации и эксплуатации информационно-телекоммуникационных сетей и информационных систем столицы.

После успешной реализации проекта возвращается в Санкт-Петербург.

С января 2011 по ноябрь 2013 года - председатель Совета директоров страхового общества «Помощь». За этот период компания страховала такие знаковые городские объекты, как Кольцевая автодорога и Дворцовый мост.

С июля 2013 года - генеральный директор Фонда «Региональный оператор по капитальному ремонту в Санкт-Петербурге». Увлекается фотографией. Женат, воспитывает троих детей.
Поделиться: