Михаил Демиденко: «Давайте вспомним о культуре производства»

   16 декабря 2013, 11:06
С приходом Михаила Демиденко на должность Председателя Комитета по строительству правила игры для участников рынка изменились.

Демиденко-2.jpgМарина Голокова. С приходом Михаила Демиденко на должность Председателя Комитета по строительству правила игры для участников рынка изменились. Главное из них касается социальной инфраструктуры, которую инвесторы теперь должны будут обеспечивать за свой счет и дарить городу. О причинах столь жестких требований, нововведениях и прогнозах развития строительной отрасли Михаил Демиденко поведал в беседе «Кто строит в Петербурге».

 

- Михаил Васильевич, осенью Вы говорили о том, что период стагнации строительной отрасли в Петербурге позади, на строительном рынке наблюдается подъем. Подтверждают ли это итоги строительной деятельности в Северной столице в 2013 году?

- Когда я говорил о том, что стагнация позади, я имел в виду ситуацию в бюджетном строительстве. Исходя из ожидаемых результатов исполнения бюджета, могу сказать, что в прошлом году было выполнено лишь 50 процентов от того, что планировалось. В этом году мы с боем выходим на 55 процентов. Конечно, сравнивать с итогами прошлого года не совсем правильно: ведь тогда и бюджет был в два раза больше. Однако нужно учитывать, что в течение полугода Комитет по строительству практически был связан по рукам и ногам. В начале года не было бюджетных средств, которые можно было пускать в оборот.

 

- В чем причины?

- Причины разные: не сообразили, не договорились, не подготовили документы – в общем, сработали плохо, - и в результате простояли полгода. Теперь мы пожинаем эти плоды: два банкротства – уже свершившийся факт, и несколько готовых к банкротству подрядчиков. Мы находимся в очень сложной ситуации.

 

- Какие трудности удалось преодолеть?

- В 2013 году мы введем 32 объекта. Ожидалось 36. Все-таки у нас остались подрядчики, которым удалось преодолеть сложности этого года. Придя на должность Председателя Комитета, я дал понять строителям, что если они покажут себя как профессионалы, у них будут объекты. Сейчас перспективы работы во многом стали понятны. В 2014 году мы ожидаем ввод 54 объектов, включая те четыре, которые планировалось сдать в этом году. Речь идет о тех проектах, которые не реализованы еще с 2011 года. Объекты по разным причинам оставались не введенными в эксплуатацию. Главная причина – несоответствие проекта и рабочей документации. В целом же на реализацию проекта полностью уходит примерно четыре с половиной года. Два года – на проектирование, изыскания, подготовку исходно-разрешительной документации, формирование участков. Два с половиной года – на строительство.

 

- Много ли объектов начнут проектироваться в 2014 году?

 - В перспективе проектирования – 250 объектов. Сто объектов находятся на стадии строительства. Пятьдесят объектов готовы и передаются на баланс города. Бюджет 2014 года – более 28 миллиардов рублей.

 

- Участники рынка предупреждают, что нагрузка от безвозмездной передачи инвесторами городу социальных объектов отразится повышением цен на жилье. Вы с этим согласны?

- Стоимость квартир определяется рынком, а не пожеланиями инвесторов. Хотя эти вещи взаимосвязаны. Чтобы повысить привлекательность возводимого жилья, застройщик квалифицирует его как «экономкласс», «бизнес-класс», «комфорт» или «премиум». Квалификация инвестора не всегда соответствует действительности. На мой взгляд, нельзя оценивать классом «премиум» квартиры, например, в панельных домах. «Панель», стоящая в ста метрах от КАДа, не может стоить больше 55 тысяч рублей за квадратный метр. Но такое жилье оказывается самым востребованным и потому привлекательным для инвесторов. Их привлекает то, что на громадном земельном участке можно формировать колоссальный объем жилья – по 500-600 тысяч квадратных метров. И самое интересное: все это потребляется. Вот в таких случаях мы и предупреждаем инвесторов, что город не в состоянии обслужить столько жилья. Застройщики могут взять на себя строительство социальных объектов, и, уверяю, как стоил квадратный метр 55 тысяч рублей, так и будет стоить. Просто при этом немного подожмутся спекулятивные ожидания. Затраты на обеспечение социальной инфраструктуры с одного квадратного метра при таких объемах составляют от одной тысячи до полутора тысяч рублей.

 

- Инженерная и дорожная инфраструктура также возлагаются на плечи инвестора?

- Да. Город обеспечивает инженерной и дорожной инфраструктурой те участки, которые продаются на торгах Фонда имущества Петербурга. Зачастую мы опаздываем с созданием инфраструктуры. Инвестор уже дома начинает строить, а мы только выходим на площадку. Однако свои обязательства город, хоть и с опозданием, но выполняет. В следующем году Комитету по строительству предстоит заняться инженерным обеспечением пяти территорий. Нужно создать внутриквартальные дороги, инженерные сети, канализацию, водопровод.

 

- С кем из застройщиков Комитет по строительству заключил соглашения о строительстве социальных объектов?

- У нас есть около десятка подписанных соглашений. Назову самые крупные компании, с которыми мы начали сотрудничать в таком ключе: «ЛСР», Setl Group, «ЮИТ», «Норманн», «Ойкумена», «ЛенСпецСМУ». Работу с застройщиками мы распределяем на этапы. Например, если речь идет о квартале из 20 жилых домов, мы по очереди готовим градостроительные планы: сначала на два-три дома, чтобы инвестор мог отмежевывать от собственной земли участки на соцобъекты. У нас для такой работы есть подведомственное учреждение «Управление строительными проектами». В реализации таких программ они будут участвовать как заказчики.

 

- Сколько объектов планируется строить за счет инвесторов?

- У нас на учете уже 250 объектов, которые потенциально будут строиться за деньги инвесторов. И это только стартовая цифра. Все это предусматривает более 6,5 тысяч мест в садиках и более 13 тысяч мест в школах. Это расчет, составленный исходя из планируемого количества жилья. Ежегодно в Петербурге строится минимум два с половиной миллиона квадратных метров жилья, учитывая и бюджетное строительство, и инвестиционные проекты многоквартирных домов, и индивидуальное жилищное строительство.

 

- Сколько социальных проектов будет реализовываться за счет города?

- Планируется построить в целом четыреста объектов. Среди них – детские сады, поликлиники, пожарные депо, отделения скорой помощи, дома социального назначения, учреждения для реабилитации инвалидов, гериатрические центры для пожилых людей, жилье для очередников, спортивные сооружения.

 

- Как идет работа по созданию маневренного фонда для очередников и собственников квартир, расположенных в историческом центре?

- Для создания маневренного фонда выделено восемь территорий: на улице Шкапина; улице Пограничника Гарькавого; Лиговском проспекте; Тележной улице; Бумажной улице; улице Солдата Корзуна; в Петродворце и в Кронштадте. Сейчас специалисты занимаются формированием проектов планировки территорий (ППТ). Пока готовы проекты планировки территорий в Петродворце и на Лиговском проспекте.

 

– Когда можно ожидать начала проектирования домов?

- В 2014 году мы объявим конкурсы на проектирование жилых домов маневренного фонда. Работа над ППТ – все же не наша сфера. Этим занимается Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА). Как только будут готовы ППТ, можно приступать к созданию проектов домов. Строительство мы планируем начать в 2016 году – и тогда до 2018 года все вполне реально сделать.

 

- Осенью представитель Комитета по строительству во время заседания Совета по сохранению культурного наследия сообщил о том, что два участка из планируемых восьми не рассматриваются для жилой застройки. Так, не предусмотрено жилищное строительство на участке, ограниченном улицей Шкапина, Библиотечным переулком, включая площадь Балтийского вокзала, Митрофаньевским шоссе. Также не рассматривается для жилой застройки участок, ограниченный улицей Тамбасова, проспектом Ветеранов, улицей Пограничника Гарькавого, Новобелицкой улицей. С чем это связано?

- Причина в одном – нет ППТ. По сведениям КГА, мы получим ППТ до 1 июня 2014 года. Вообще то, что город взялся за обследование двух крупных территорий в историческом центре (Новая Голландия и Конюшенная – Северная Коломна. – Прим. ред.), - очень хорошо. Очевидно, что исторический центр ветшает. Однако город все же потихоньку приводит его в порядок. В 1970-80-х годах, например, массово поменяли перекрытия, постоянно контролируем состояние кровель. На мой взгляд, чем жестче будут требования к сохранению исторического центра – тем лучше. Лишь бы не создавались коррупционные схемы.

 

- Какие из проектов бюджетного строительства можно назвать знаковыми? Как они продвигаются?

- Один из наиболее знаковых – застройка юго-западной Приморской части Петербурга, которой занимается группа компаний «СУ-155». Это почти 120 тысяч квадратных метров бюджетного жилья для очередников, многодетных семей, инвалидов, сирот. Знаковые объекты – школы и детские сады – ввели в эксплуатацию к сентябрю. Еще один важный проект – возведение в Полюстрово инфекционной больницы на шестьсот коек. Строительство практически закончено. Сейчас занимаемся согласованиями с Комитетом по здравоохранению, связанными с оборудованием. Больница будет готова в 2014 году.

 

- Планируются ли какие-либо изменения в структуре комитета?

- Планируются сокращения в подведомственных комитету учреждениях. Назрела необходимость провести ротацию. Некоторые люди недогружены – это создает неблагоприятную атмосферу в коллективе и не способствует достижению хороших результатов.

 

- К чему следует готовиться инвесторам в новом году? Будут ли меняться правила игры?

- Считаю, что инвесторам нужно вспомнить о тех правилах, которые предъявляются к культуре производства. Для этого у нас, например, создается новый формат ограждения площадок. Они должны быть прозрачными. Не должно быть такого, чтобы за синими профлистами скапливались свалки и скрывалось безобразное ведение производства. Нужно вспомнить о том, какие требования должны предъявляться к качеству рабочей документации и к качеству строительства. Уверяю, что ужесточение правил будет только для повышения качества, соблюдения договорных обязательств. Именно это бич строительного комплекса. Многие совершенно безболезненно нарушают требования и строят плохо. Такого не будет.

 

- Известно, что Комитет по строительству подготовил 13 участков для продажи на торгах. О каких участках идет речь?

- Это участки в разных районах города с разным функциональным назначением. Многие из них предназначены для строительства паркингов. Есть участки для спортивных сооружений и создания инфраструктурных объектов. Даже для строительства трансформаторной подстанции участок нужно выставлять на торги. Несколько участков определены для возведения жилья: на проспекте Маршала Блюхера, на улице Маршала Тухачевского, в Петродворце. Это территории, освобожденные по программе перевода воздушных высоковольтных линий электропередач в подземное исполнение.

 

- Если бы у Вас были безграничные возможности, что бы Вы построили в Петербурге?

- Пару мостов. Наверное, взялся бы за проект моста между южной частью Приморского проспекта и северной частью Крестовского острова, построить который инвесторам предлагает Комитет по инвестициям. Я бы построил тоннель, связывающий Васильевский остров с городом. Я бы создал дублер КАД по северной части Петербурга, связал бы тем самым города-спутники и разгрузил трафик. Вслед за этой дорогой можно было бы формировать инфраструктуру.

 

- Что Вы пожелаете строителям в Новом году?

- Хочу всем строителям пожелать вменяемых заказчиков! Ну и, конечно, счастья, доброго здоровья, домашнего тепла, пирогов и караваев!

 


ДОСЬЕ:

Демиденко Михаил Васильевич

Родился 5 декабря 1965 года в городе Сочи.

В 1987 году окончил Ленинградское военное училище, после чего проходил службу в Софринской бригаде особого назначения в войсках МВД.

С 1994 года работал в строительной отрасли, параллельно учился на юридическом факультете Академии труда и социальных отношений, которую окончил в 1999 году по специальности «юрист».

В 2011 году окончил Академию коммунального хозяйства и строительства, получив диплом инженера ПГС.

С 2000 года работал в крупных холдинговых инжиниринговых структурах и службах заказчика Министерства культуры, ГК «Ренова», ООО «Русал» и др.

Участвовал в проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию многих объектов на Сахалине, в Ростове, Москве и Екатеринбурге.

В 2009-2013 годах работал в Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры, непосредственно участвовал в завершении реконструкции и вводе в эксплуатацию Большого театра, а также целого ряда объектов культуры.

С марта 2013 года - советник вице-губернатора Санкт-Петербурга Марата Оганесяна.

19 августа назначен на должность председателя Комитета по строительству Санкт-Петербурга.

Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».

Женат, воспитывает четверых детей.

 


Поделиться: