Елена Чиркова. В последние годы промышленное строительство постепенно отходит от традиционного монолита и переходит на каркасное строительство с применением металлоконструкций. О нынешнем состоянии рынка металлоконструкций, проблемах и перспективах развития нам рассказал генеральный директор ГК «ПСК «ЭнергоПроект» Павел Закревский.
– Вы давно работаете на рынке. Как вы можете оценить его нынешнее состояние?
– Если одним словом, то рынок находится в состоянии стагнации. Государственное финансирование по многим проектам завершено, и роста на рынке нет, наметилось снижение объемов производства. Такая тенденция, я считаю, продлится еще весь 2014 год и, возможно, 2015 год.
– С чем это связано?
– Государство фактически не ведет работы по созданию инфраструктуры: мы не строим мосты, дороги, инфраструктурные объекты для социальной сферы и развития промышленности. Деньги идут только лишь в строительство спортивных объектов, в терминальные сооружение для экспорта полезных ископаемых, и на этом построена вся стратегия развития. Это, конечно, тоже важные направления, но необходимо развиваться сбалансированно.
– Если сравнивать сегодняшнее состояние рынка с тем, каким он был 10 лет назад, что изменилось?
– Тогда был рост, и достаточно бурный. Так, 10 лет назад в Усть-Луге началось развитие терминала, основной задачей которого было за пять лет исключить страны Прибалтики из транзита угля, нефти и других полезных ископаемых. В течение десяти лет были возведены угольный терминал, терминалы по перевалке леса и металлургической продукции, нефтеналивной терминал, причем строительство шло не только в Ленобласти, но и во многих портовых города – Калининграде, Мурманске и других. Сейчас такой динамики развития нет. Взять, к примеру, железнодорожную инфраструктуру: развиваются только те направления, на которых наблюдается большая загруженность. Как я уже говорил, рынок в стагнации, и есть опасение, что это затянется.
– Какое место на рынке промышленного каркасного строительства занимает «ЭнергоПроект»?
– В Северо-Западном регионе мы одни из весомых игроков рынка. Если говорить о стране в целом, то в России сегодня порядка 100 солидных компаний, занимающихся металлоконструкциями, остальные – это уже представители малого и среднего бизнеса. На Северо-Западе в настоящее время осталось порядка 20-30 строительных компаний, которые способны реально выполнять объекты, выдерживая сроки и качество. Мы, к счастью, являемся одной из таких компаний. Если посчитать наш процент участия на рынке Северо-Запада, то он составит порядка 10-15% от общего объема.
Кроме того, мы работаем в консорциуме с промышленно-строительной корпорацией «Пулково», компанией «Ленмонтаж» и компанией «Стальконструкция», которая еще с советских времен занимается производством металлоконструкций. Если привести цифры, то участники этого консорциума могут производить от 6 до 15 тысяч тонн конструкций в год, а финансовые обороты - от сотен миллионов до нескольких миллиардов рублей.
– Говоря о конкуренции: насколько она велика на рынке металлоконструкций?
– Если говорить о конкуренция в целом, то в последние годы она снизилась по целому ряду факторов, в том числе и вследствие уменьшения числа игроков на этом рынке.
– У вас объемный проектный портфель? Расскажите, над какими объектами вы сейчас работаете?
– В работе сейчас терминалы «Роснефть бункер» и «Новатэк», относящиеся к морскому торговому пути Усть-Луга, реконструкция нефтеналивной станции «АКА Транснефть» в городе Мичуринске, а также строительство парка «СУК» – сжиженных углеводородных конденсатов в Сызрани. Вот основные объекты, на которых также применяется конструктив из металла. В остальном же проекты рядовые: склады, производственные здания, переводы промышленных предприятий на окраины. В частности, мы сейчас занимаемся перебазировкой завода «Радон», который из центра города переезжает в Рыбацкое. Мы проектируем производственное зданием, обустраиваем фундамент, монтируем само здание и сдаем его в эксплуатацию.
В качестве подрядчиков проводим реконструкцию Псковского железобетонного завода – крупного поставщика конструкций для жилищного строительства. Есть старое здание завода, из которого нужно получить новое, современное и соответствующее всем имеющимся нормам и требованиям. Мы провели изыскания, спроектировали здание, построили его и в конце ноября сдадим в эксплуатацию.
– Получается, вы не только производите элементы для строительства, но и сами занимаетесь этим строительством?
– Да, мы сами изучаем геологию участка, проектируем фундаменты, погружаем сваи и монтируем конструкции. Когда коробка готова, мы обшиваем объект сэндвич-панелями, ставим двери, окна и сдаем объект заказчику. Наша задача – полностью спроектировать и возвести корпус здания.
– А есть ли объекты, на которых вам хотелось бы поработать?
– Да, и таких объектов несколько. В первую очередь, это строительство новой ледовой арены в Москве. Рабочее название проекта – «Легенды хоккея». Это будет самый большой дворец в России, там запланировано три арены под одной кровлей: одна основная и две тренировочных. Проект интересный, можно сказать, эксклюзивный, и он требует нестандартных решений. Как специалисту, мне очень интересно поучаствовать в строительстве этого объекта.
Очень интересная перспектива – это проектирование и строительство высокоскоростной железной дороги Москва - Казань. Наш многолетний партнер, компания «Универсал Контактные сети», сейчас приступила к проектированию одного из трех участков дороги. Мы будем заниматься поставкой элементов контактной сети – это тоже металлоконструкции, которые мы производим. Этот проект интересный, и он должен быть реализован до 2018 года, то есть до проведения чемпионата мира по футболу.
– Большая доля всего конструктива при строительстве объектов сегодня – это металлоконструкции. С чем это связано?
– Действительно, сегодня строительство объектов с применением металлоконструкций составляет порядка 70-80%. Россия лет 10 назад ушла от монолитного строительства, поскольку оно достаточно дорогое и занимает много времени, и пошла по «западному» пути, начав применять в строительстве металлоконструкции. Это связано, прежде всего, с универсальностью и быстрыми сроками возведения таких объектов. При наличии специалистов и специального программного обеспечения можно произвести все необходимые расчеты в короткие сроки. Металлоконструкции также дают возможность выполнить все архитектурные задачи от инвестора и заказчика. Объекты, которые мы видим вокруг нас: тренировочные базы, спортивные сооружения, стадионы, терминальные сооружения, промышленные и производственные здания – все это металлоконструкции.
Основной универсальный материал, который применяет весь мир – это металл. Из него строятся небоскребы, любые сооружения. В Гонконге из металла строят даже жилые дома, поскольку это быстро, надежно и долговечно.
– У «ЭнергоПроекта» есть собственный завод по производству металлоконструкций. Расскажите о нем.
– Завод входит в тройку заводов по объему выпуска, в год мы производим порядка 8 тысяч тонн конструкций разного назначения. Это и строительные конструкции, и конструкции для мостов и контактных сетей железных дорог, различные детали для обработки. Завод расположен в городе Пушкине, он оборудован современным оборудованием, а в штате работает 130 человек.
Мы себя позиционируем не только как завод, но и как проектную группу, поэтому металлоконструкции мы можем спроектировать и изготовить любой формы и любой категории сложности. Контроль за документооборотом, проектированием, потоком материала и выпуском готовой продукции мы осуществляем с помощью специального программного обеспечения.
– Какие проблемы сегодня существуют на строительном рынке, с какими из них вы сталкиваетесь?
– Можно выделить ряд проблем. Это и отсутствие активности со стороны государства как заказчика, и отсутствие денежной массы. В последнее время в большинстве случаев участники рынка сталкиваются с тем, что заказчики и инвесторы не платят подрядчику. Получается порочный круг: если заказчик рассчитывает на строительство какого-то объекта и планирует бюджет, то в результате получается, что в бюджет он не укладывается, а субподрядчики и поставщики оказываются без денег и на грани разорения. Либо заканчивают тем, что «расплачиваются» своими сотрудниками. И чаще всего все оказываются в узком коридоре Арбитражного суда. Но и это не всегда меняет ситуацию.
– Каковы ваши прогнозы в отношении строительного рынка и рынка строительных металлоконструкций в Северо-Западном регионе?
– Прогнозы – это всегда очень сложно. Мы начали с того, что на сегодняшний день на рынке затишье и что оно продлится, насколько мы можем судить, весь нынешний и следующий год. Хотелось бы, чтобы ситуация улучшилась и рынок вернулся к прежним показателям. По крайней мере, точки роста для этого есть.
– Интересуетесь ли вы политикой?
– Приходится. Не скажу, что получаю от этого большое удовольствие, но это неизбежность.
– Почему?
– Этого требует уровень реализуемых нами проектов и необходимость дальнейшего развития. Когда становишься крупным игроком, необходимо интересоваться и соприкасаться с политикой, от которой во многом зависит, как будет развиваться та или иная отрасль.
– Как вы проводите свободное время? Есть ли хобби, увлечения?
– Я предпочитаю активный отдых. Дайвинг, например. Аквариум у меня в кабинете, как своеобразное напоминание об этом, частичка моря. (В кабинете Павла стоит большой аквариум с цветными тропическими рыбками и морскими ежами. – Прим. ред.)
Мне нравится путешествовать. Люблю посещать какие-то знаковые события. Так, например, в прошлом году мы были на Томатине в Испании. Посмотрели, больше не хочется. Были на Октоберфесте в Германии. Теперь надо куда-нибудь на бразильский карнавал. Или с касатками поплавать. Чтобы было, что вспомнить потом.
Досье:
Закревский Павел Анатольевич родился 16 декабря 1973 года в Норильске.
В 1996 году окончил химический факультет СПбГУ. Работал инженером на Ленинградской АЭС, в 1998-м открыл собственную фирму по торговле металлопрокатом.
В данный момент является генеральным директором группы компаний «ЭнергоПроект». Группа компаний выполняет функции генерального подрядчика по строительству объектов производственного и социального назначения, занимается производством металлоконструкций, строительно-монтажными работами, прокладкой коммуникаций и внутренних и наружных инженерных сетей, сборкой и монтажом технологического оборудования массой до 1000 тонн, термообработкой и контролем качества сварных соединений, сваркой высоколегированных и теплоустойчивых сталей.