Виктория Цытрина: «Город и застройщик — назрела необходимость действовать сообща»

   24 ноября 2014, 13:33
На XI конференции «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области» выступление директора юридического департамента ГК «Эталон» Виктории Цытриной было посвящено вопросам взаимодействия городских властей и застройщиков в рамках градостроительного законодательства.

IMG_5839.jpgНаталья Кузнецова. На прошедшей в конце октября XI конференции «Развитие строительного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области» выступление директора юридического департамента Группы компаний «Эталон» Виктории Цытриной было посвящено вопросам взаимодействия городских властей и застройщиков в рамках градостроительного законодательства. 


По окончании мероприятия «Кто строит» расспросил Викторию Владимировну подробнее о том, почему ГЧП — наиболее оптимальная схема при освоении крупных территорий, какие инструменты и рычаги необходимы для развития города застройщикам и властям. 


- Виктория Владимировна, каковы сегодня, на ваш взгляд, отношения бизнеса и власти в строительном комплексе?

 

- За последние полтора года в Санкт-Петербурге со стороны властей наблюдается некая осторожность в принятии решений, связанных с развитием города. Сейчас назрела необходимость принимать конкретные решения и определяться, в каком направлении будет развиваться Петербург. С другой стороны, такая же необходимость назрела и у застройщиков: сегодня бизнес понимает, что осваивать маленькие пятна невозможно, потому что их просто нет, а осваивать большие и очень большие земельные участки непросто в первую очередь по времени - этот процесс требует решения такого большого количества вопросов, что застройщику сегодня в 2-5 лет планирования уже никак не уложиться. Поэтому здесь необходим конструктивный диалог с властью и нужна определенная решимость, чтобы осваивать большие территории. Как раз эти метания — с одной стороны застройщика, с другой - городских властей — сошлись в одной точке, и это дало, как ни странно, положительный синергетический эффект.

Факторы, которые послужили совместному старту, общеизвестны. Городу необходимо решать вопросы ветхого и аварийного жилья, недостатка новостроек, сохранения исторического центра (с четкими законами, где есть место развитию, а где только охрана памятников), вопрос строительства новых источников энергии и многое другое. Горизонт планирования, который раньше был у застройщиков от 2 до 5 лет, сейчас вырос до 5-10 лет. И, что самое интересное, горизонт планирования Санкт-Петербурга тоже сместился с очень большого (10-20 лет) в сторону 5-10 лет. Получается так, что застройщики вошли с городом в единый горизонт планирования. И взаимодействие в этой ситуации просто необходимо.

 

- Как вы оцениваете существующую законодательную базу отрасли?

- Следует отметить, что имеющиеся на сегодня в Санкт-Петербурге инструменты достаточно развиты, хоть и нуждаются в корректировке. Это в обширное, хоть и противоречивое градостроительное законодательство, наличие региональных инвестиционных программ, а также определенных льгот для инвесторов.

Если опустить историю с излишней зарегулированностью застройщиков и все проблемы, которые возникают в связи с этим, то самым важным инструментом для развития города можно назвать четко сформулированный ФЗ-214. Есть отличная и эффективно отработанная на больших проектах нормативная база по ГЧП.  Необходимость в создании инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга послужила одним из факторов тому самому синергетическому эффекту, о котором я говорила выше. Определенные механизмы для развития и движения в городе есть. Сегодня мы наблюдаем желание городских властей снижать административные барьеры, а именно - количество процедур. Для этого привлекаются не только строители, но и профессионалы — юристы со стороны застройщиков. Они принимают участие во множестве рабочих групп, и мы видим результат этой деятельности. Город сегодня пытается менять законодательство, путем синхронизации и систематизирования делая его более понятным и простым. Мы видим, что законодательные инициативы на федеральном уровне — такие, например, как внесение изменений в Налоговый кодекс или отнесение объектов строительства так называемой «социалки» на себестоимость — имеют явные позитивные сдвиги. Поэтому надеемся, что это движение будет продолжено. Мы готовы в нем участвовать и поддерживать на всех уровнях, так как видим очень большие перспективы.

 

- Как работает механизм привлечения средств покупателей к строительству жилья?

- Привлечение средств дольщиков сегодня напрямую связано с получением документации на строительство. В этом механизме кроется серьезная проблема. Привлекая средства дольщиков, застройщик должен четко знать, какую среду он будет создавать и какое именно жилье строить. Сейчас ему не всегда понятно, какое количество шагов необходимо пройти до того, как запустить проект, и говорить о том, что получится на выходе, застройщик может не всегда. Если бы у строителей была возможность сократить период согласований и прочих процедур, строительный бизнес имел бы больше возможностей для адекватного развития рынка доступного жилья. Мы потому и надеемся на то, что эта не сдвигаемая в прошлом история сегодня наконец-то должна пойти широким и большим шагом.

 

- Строит ли «ЛенСпецСМУ» жилье по подобной схеме?

- В активном развитии у нас таких проектов нет, зато есть подписанные соглашения с городом на строительство подобных объектов. Но порядок взаимодействия с властями пока не определен, он еще в развитии. Мы считаем, что в этой ситуации уменьшить стоимость метра жилья и снизить нагрузку на дольщиков можно посредством решения налоговой проблемы, а также с помощью ГЧП.

На вполне успешных примерах мы пытались показать, что ГЧП может быть реализовано в совершенно разных формах. Город может участвовать, по сути, только в эксплуатации объектов, но он будет реализовывать для себя интересные инфраструктурные проекты, тем самым повышая свою привлекательность, а мы сможем включить их в себестоимость, избегая, таким образом, увеличения стоимости квадратного метра. Вдобавок к этому мы предложили вариант создания агентства социального развития — специальной структуры, которая будет строить объекты с участием города и застройщика. Если это решение закрепить законодательно и включить строительство соцобъектов в себестоимость жилья, то можно будет переложить нагрузку с плеч дольщиков. Эти механизмы прорабатываются нами постоянно, мы неоднократно предлагали их к внедрению и будем продолжать работать в этом направлении. У города есть осознание того, что бизнес готов помогать ему в строительстве социальных объектов, но на условиях участия либо в ГЧП, либо с последующим выкупом объектов, либо выкупом, к примеру, на другой стадии и не в полном объеме. Разнообразных вариантов много, и все они обсуждаемые.

 

Мнение

Михаил Демиденко, председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга:

– Строительная отрасль Петербурга сегодня находится в стадии активного развития. Город стремительно растет: на карте Петербурга появляются не просто новые дома, а целые кварталы. Все сегменты строительной сферы тесно взаимосвязаны. Застройщики делают ставку не только на жилищное строительство, но и вкладывают ресурсы в строительство культурных и социально значимых объектов, стараясь обеспечить петербуржцев комфортным жильем в современной среде городской инфраструктуры. Кроме ввода жилья и объектов общегражданского назначения, введено в эксплуатацию за счет средств инвесторов:

общеобразовательных школ - 4 (общей наполняемостью 2925 мест);
детских дошкольных учреждений - 8 (общей наполняемостью 1440 мест).

До конца 2014 г. планируется ввести в эксплуатацию:
общеобразовательных школ - 1 (825 мест);
детских дошкольных учреждений - 1 (140 мест).
Таким образом, инвесторы вкладывают денежные средства в строительство социальной инфраструктуры, и только в строительство школ и детских садов уже вложено порядка 5 млрд рублей.

Увидели ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
 
Поделиться:  
Все новости