Гетто не пройдет

   22 мая 2015, 14:19
В последние годы южные территории Петербурга развиваются все активнее. Строительство новых жилых комплексов и офисных центров привлекает большие потоки людей, и, по оценкам экспертов, к концу года количество постоянно проживающих на юге города достигнет 1 миллиона. Урбанисты опасаются, что такой активный рост приведет к появлению гетто, застройщиков же больше беспокоит грядущий транспортный коллапс.
Спальные районы-ЮгоЗапад.jpg

Елена Чиркова. В последние годы южные территории Петербурга развиваются все активнее. Строительство новых жилых комплексов и офисных центров привлекает большие потоки людей, и, по оценкам экспертов, к концу года количество постоянно проживающих на юге города достигнет 1 миллиона. Урбанисты опасаются, что такой активный рост приведет к появлению гетто, застройщиков же больше беспокоит грядущий транспортный коллапс.

 

Несколько лет назад южные районы Петербурга стали активно застраиваться, и сегодня, как отмечает глава Комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев, в новых кварталах живут порядка 800 тысяч человек, причем стройка продолжается, и девелоперы продолжают приходить на юг города с крупными проектами комплексного освоения территорий.

Создание жилья, деловых и общественных пространств на периферии говорит о том, что Петербург пошел по полицентричному пути развития, когда горожане могут получить весь необходимый сервис, не выезжая за пределы своего района. Однако, как считают специалисты, в погоне за объемами строительства девелоперы могут позабыть о создании необходимой инфраструктуры, что приведет в итоге к появлению гетто.

Чтобы избежать проблем, которые уже решают в Девяткино и Мурино, южные районы нужно развивать комплексно. Директор компании MLA+ в России и Восточной Европе Яна Голубева отмечает, что главным условием качественного развития территорий должна быть многофункциональность строящихся там жилых комплексов. По ее словам, сегодня недостаточно просто построить дом с детским садом, нужно уделять больше внимания созданию неких общественных пространств, которые привлекали бы внимание горожан в том числе и из других районов. В противном случае нагромождение высоток с квартирами по довольно низким ценам может привести к перенаселению кварталов и появлению своего рода гетто, в которое по доброй воле не поедет никто.

Вместе с тем, по мнению девелоперов, приходящих на южные территории с новыми проектами, главной проблемой их развития является отнюдь не плотность застройки, а отсутствие транспортной инфраструктуры. Огромное количество машин, которое появится здесь со временем, будет создавать бесконечные пробки, какие сегодня есть во Всеволожском районе.

Генеральный директор УК «КВС» Сергей Ярошенко уверен, что решение проблем дорожно-транспортной сети – это стратегическая задача на уровне города. «На мой взгляд, юг Петербурга перегружен новым строительством не так сильно, как это кажется урбанистам. Во всяком случае в нескольких южных районах нашего города возводится в три раза меньше жилья, чем в одном Всеволожском, – говорит он. –  Говорить о социальном напряжении было бы неправильно, поскольку действующие ППТ сегодня предусматривают всю необходимую социальную инфраструктуру. Обеспеченность местами в детских садах даже избыточна. Вот что действительно болезненно, так это проблема транзита. Не хватает развязок, улиц-дублеров, метро, а ряд проспектов перегружен с утра до вечера».

По его словам, некоторые застройщики пытаются внести свою лепту, строят велопарковки и велодорожки для обеспечения передвижения хотя бы внутри микрорайонов и участвуют в реконструкции трамвайных путей, но этого недостаточно. А вот планы города по строительству новых станций метро и запуску легкорельсового трамвая действительно смогут решить эту проблему, а также дать дополнительный стимул к развитию территорий.

Директор по строительству Mirland Development Лев Марголин в свою очередь отмечает, что с вводом в эксплуатацию участка ЗСД транспортного коллапса, который начал зарождаться пару лет назад, удалось избежать. Начатое сегодня строительство развязки Пулковского шоссе с Дунайским проспектом также позволит грамотно распределить транспортные потоки.  Г-н Марголин уверен: транспортная доступность новых районов играет важную роль не только в формировании инфраструктуры, но и влияет на экологичность жизни. «Чем удобнее расположен проект относительно транспортных узлов и остановок общественного транспорта, чем больше объектов инфраструктуры расположено поблизости от жилого комплекса, тем меньше люди будут использовать личный транспорт, даже при его наличии», – замечает наш собеседник.

Специалисты сходятся во мнении, что направить развитие петербургского юга в нужное русло можно только в том случае, если девелоперы и власть будут работать сообща. Для этого, как рассказал Владимир Григорьев, сегодня разрабатывается стратегия градостроительного развития территорий Петербурга и Ленобласти, образующих крупную агломерацию. Эта концепция впоследствии ляжет в основу нового Генплана-2018.

Поделиться: