Область повышенного внимания

   10 августа 2015, 14:15
Сегодня в строительной отрасли и смежных сферах экономики Петербурга трудятся более трехсот тысяч человек. Ввод жилых и нежилых объектов в год превышает 6 млн кв. м. О развитии отрасли, ее проблемах и политике города нашему изданию рассказал вице-губернатор, курирующий строительную отрасль Петербурга, Игорь Албин.

Албин-2.jpgЛюбовь Андреева. Сегодня в строительной отрасли и смежных сферах экономики Петербурга трудятся более трехсот тысяч человек. Ввод жилых и нежилых объектов в год превышает 6 млн кв. м. О развитии отрасли, ее проблемах и политике города нашему изданию рассказал вице-губернатор, курирующий строительную отрасль Петербурга, Игорь Албин.

 

- Какое место отводит строительной отрасли Смольный?

- Строительная отрасль – локомотив региональной экономики, на ее долю с учетом смежных секторов приходится почти треть валового регионального продукта, 40 процентов городского госзаказа. И отношение к строительному комплексу соответствующее у губернатора Георгия Сергеевича Полтавченко и правительства города.

Задачи на перспективу – сохранить на высоком уровне объемы общестроительных работ, реализовать масштабную региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов, усовершенствовать проектно-сметное дело, повысить качество строительства и эффективность капитальных вложений. Наша конечная цель – обеспечить горожан комфортными условиями жизни и сохранить неповторимую красоту нашего города, в том числе памятники истории и архитектуры, являющиеся мировым культурным наследием. Уверен, все задачи по плечу.


- В отрасли немало проблем. Одна из особо острых – обманутые дольщики. Как в дальнейшем будет решаться эта проблема?

- С первых дней пребывания в статусе куратора строительного комплекса я сосредоточил свое внимание на этой проблеме. У нас 22 недостроенных объекта, на которые застройщики привлекали средства граждан, 7,5 тысяч обманутых дольщиков, из которых 4,5 тысячи – это дольщики группы компаний «Город». Проблема острая, но решаемая – необходимо только приложить усилия. Специально под эту задачу мобилизован городской ГУП. К 10 сентября за каждым проблемным объектом будет закреплена конкретная компания – партнер по завершению строительства, с четким графиком производства работ и пониманием финансово-экономической модели достройки каждого объекта. Пока идет диалог с потенциальными партнерами. В ряду первых откликнулась компания «Проммонолит», которая вышла на наиболее сложный участок — площадки группы компаний «Город». По двум проблемным объектам ООО «ПСМ-Классик» будет работать компания «Глоракс Девелопмент». Подбираем и других партнеров. Бюджетные средства на эти стройки точно тратить не будем. В качестве компенсации предлагаем партнерам помощь в кредитовании, покупку квартир для городских очередников в достраиваемых домах, преференции по земельным участкам в будущих инвестиционных периодах и другие компенсационные механизмы. Мы заинтересованы в том, чтобы направить минимальные средства на завершение строительства, поддержать партнера, сэкономить деньги и решить проблему каждого обманутого дольщика, каждого человека.


- Какая роль в этой модели отводится городскому ГУПу?

- Городское унитарное предприятие, которое получило название «Центр содействия строительству», выступает в роли антикризисного менеджера. По сути оно берет на себя права и полномочия застройщика в тех случаях, где сам застройщик по разным причинам не в состоянии завершить объекты. Несостоятельные строительные компании переуступают право на достройку проблемных объектов ГУПу на основе заключения договора доверительного управления. Первая такая модель отработана на примере шести строительных организаций ГК «Город». Сегодня ГУП контролирует графики работ на стройплощадках, проводит полную инвентаризацию того, что уже сделано на объектах, анализирует квартирографию и корректирует графики приема платежей от дольщиков. По сути он стал штабом стройки для ГК «Город», а для остальных компаний, где не исполнены обязательства перед дольщиками, «Центр содействия строительству» – консалтинговая структура, потенциальный партнер для выхода из строительного тупика.


- А что будет с соцобъектами в проблемных проектах?

- Объекты социальной сферы должны быть построены в установленные сроки, никто эти решения не пересматривает. В проблемном ЖК «Ленинский парк» шесть объектов социальной инфраструктуры, и каждый – на контроле. Детский сад на 200 мест стоимостью 238 млн рублей должен быть сдан в декабре 2016 года, уже определен и мобилизован подрядчик, получены разрешение на строительство и ордер ГАТИ. Завершается проектирование школы на 1375 мест стоимостью около  2 млрд рублей, в сентябре получаем заключение Госэкспертизы и будем включать этот объект в адресную инвестиционную программу 2016 года. Готовится исходно-разрешительная документация на строительство дошкольных образовательных учреждений на 160 и 130 мест, в 2016 году будут выполнены проектные работы, на 2017-2018 гг. запланированы строительные работы. Строительство социальных объектов, инженерное обеспечение и благоустройство территорий ведется за счет бюджета.


- Расскажите немного о реформе, которая внесет коррективы в процесс проектирования объектов городских монополистов и составления смет.

- Мы хотим, чтобы к составлению строительных проектов и смет по объектам, которые строим за счет бюджета, и объектам, которые будут переданы в казну Санкт-Петербурга, к контролю за ходом строительства были подключены не только застройщики, заказчики, но и эксплуатирующие организации. В частности, Водоканал, ГУП «ТЭК», Ленсвет и другие ГУПы, а также комитеты Смольного и районные администрации. Сейчас все они занимают несколько отстраненную позицию, а в итоге с вводимого объекта получают «кота в мешке» – то, что спроектировано и построено без их участия. И эту ситуацию я хочу изменить.

В стоимости самой проектно-сметной документации тоже есть резервы экономии. По факту она определяется как процент от сметной стоимости объекта капитальных вложений, обычно 5-12%. Важно через нормирование и классификацию работ по проектированию перевести эти цены в режим трудозатрат. Расчет стоимости инженерного проекта через трудозатраты обеспечит существенное сокращение сроков проектирования и стоимости проекта на 15-25%.

Кроме того, все проекты повторного применения, типовые проекты, а также аналоговые решения по специальным техническим условиям необходимо сделать общедоступными – они будут передаваться бесплатно в казну Петербурга и составлять открытую для всех городских заказчиков базу данных. Параллельно с этим будет создаваться открытый банк данных инженерных изысканий и технологические карты, в эту работу будут вовлечены все службы заказчика. Сначала эти новации затронут стройки, на которые привлекаются бюджетные средства, потом правило может стать общим для всех.

В общем суть того, что вы называете «реформа», в том, чтобы, во-первых, выйти на комплексное планирование проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ на трехлетнюю перспективу и перевести их в режим трудозатрат; а во-вторых, обеспечить открытый доступ участников рынка к банку данных инженерных изысканий, сформировать и сделать общедоступным реестр проектов повторного применения, типовых проектов, специальных технических условий.


- К монополистам вообще много вопросов?

- У крупных ресурсоснабжающих организаций региона непростые задачи, и поэтому вопросов к ним всегда много. Сегодня мы проходим стадию консолидации энергоактивов и нормализации деятельности АО «Ленэнерго». Уточняем схему теплоснабжения города, параллельно корректируя финансово-экономическую деятельность  ГУП «ТЭК СПб». В прошлом году компания сгенерировала убыток в 1 миллиард рублей, инвестиционная программа предприятия была выполнена всего на 54 процента. Есть также большой комплекс задач по Водоканалу, предприятие закончило 2014 год с убытком в 4,6 млрд рублей. Эту ситуацию необходимо менять.


- Сегодня Смольный активизировал работу с кадровым резервом. Почему?

- По всем курируемым мною отраслям активизирована работа с кадрами – не только на уровне кадрового резерва органов власти, но и в целом по кадровому потенциалу секторов экономики, подведомственных предприятий, хозяйствующих субъектов. Мы заключаем соглашения о сотрудничестве с вузами, принимаем на практику в профильные комитеты студентов и дипломников, работаем со студенческим НИОКР. Это, на мой взгляд, важнейшее условие успешной реализации Стратегии экономического и социального развития Петербурга до 2030 года. Однако участие реального сектора экономики в формировании заказа на специалистов пока незаметно. В городе, где обучается почти полмиллиона студентов, а в системе образования занято более 17% экономически активного населения, я считаю, отраслевая кадровая политика должна быть наступательной и внятной.


- Какой самый знаковый проект строительства, реализуемый в Петербурге, Вы бы отметили накануне профессионального праздника?

- Конечно, стадион на Крестовском. Третий в мире по масштабу и один из лучших по техническим и проектно-строительным решениям. Постоянно на объекте работает более двух тысяч человек. В режиме реального времени присутствуют служба заказчика, служба технического контроля, проектные организации, осуществляется строительный и авторский надзор. Стоимость объекта составляет порядка 35 миллиардов рублей, из них освоено 25 миллиардов, плюс намывные территории, новая станция метро – «Новокрестовская». Все это в комплексе делает Крестовский остров грандиозной стройплощадкой.

Мы сегодня формируем техническое задание на проект эксплуатации стадиона с пониманием технических решений и процессов финансового обеспечения. До конца года примем решение по эксплуатирующей организации. Вариантов несколько: город, Минспорт России, Газпром и клуб «Зенит», но возможна и компиляция участников. Поскольку сооружение важное и дорогостоящее, решение по эксплуатирующей организации будет принято на основе консультаций городских и федеральных властей и Газпрома.

Подготовка к чемпионату мира по футболу – хороший способ мобилизовать имеющиеся ресурсы и создать комфортные условия в Петербурге и для жителей города, и для гостей Северной Пальмиры. А если говорить честно, для города важен каждый новый объект: мост, тоннель, дорога, набережная, сквер или парк, школа, детский сад и другие. Наш город должен оставаться удобным и красивым на все времена.

Увидели ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
 
Поделиться:  
Все новости