Апгрейд для ГЧП

   28 сентября 2015, 13:24
С 1 января 2016 года меняются правила участия в государственно-частном партнерстве. Эксперты рынка опасаются, что обновленное федеральное законодательство отпугнет от участия в данных схемах не только зарубежных инвесторов, но и российские банковские структуры. Чтобы избежать тяжелых последствий, власть предлагает скорректировать ФЗ до того, как он начнет действовать.

Госдума-2.jpgСветлана Лянгасова. С 1 января 2016 года меняются правила участия в государственно-частном партнерстве. Эксперты рынка опасаются, что обновленное федеральное законодательство отпугнет от участия в данных схемах не только зарубежных инвесторов, но и российские банковские структуры. Чтобы избежать тяжелых последствий, власть предлагает скорректировать ФЗ до того, как он начнет действовать.


Профессионалы рынка ГЧП собрались, чтобы обсудить новый Федеральный закон № 224 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации», который Госдума приняла 13 июля 2015 года. Чиновники Северо-Запада сошлись во мнении, что документ приведет к плачевным последствиям, если не внести в него коррективы уже сейчас. В ближайшее время перечень поправок будет направлен в Минэкономразвития.

По мнению экспертов отрасли, самое опасное, что новый закон не синхронизирован с Бюджетным кодексом. Это делает невозможным предоставление субсидий от государства на реализацию проектов ГЧП после нового года. «Формы бюджетного финансирования должны быть оговорены в самом законе. Например, нулевые ставки на аренду на землю под строительство объекта, на плату за экологию, на налог на имущество и так далее, – добавляет Сергей Зимин, помощник полномочного представителя Президента России в Северо-Западном Федеральном Округе. – Сегодня реальный диапазон взаимоотношений намного шире, и вызывает тревогу, что многие вещи изымаются».

Чиновники опасаются, что обновленное законодательство потребует пересмотреть уже заключенные соглашения о строительстве ЗСД, трассы М‑11 «Москва – Санкт-Петербург» и другие. «Нас закидают шапками, а не деньгами», – заявляют участники совещания, добавив, что в ФЗ необходимо прописать, что договоры о ГЧП, заключенные до 1 января 2016 года, продолжат действовать в той же редакции. А Комитет по инвестициям предложил и вовсе отложить вступление в силу ФЗ‑224 как минимум на полгода – до июля 2016 года. Это позволит Смольному завершить конкурсные процедуры по начатым проектам: строительству нового корпуса больницы в Сестрорецке, поликлиники в Славянке и реконструкции трамвайных путей в Красногвардейском районе.

В числе недовольных новым законом оказался и бизнес. Профессионалы отмечают, что недоработки законодателей снижают привлекательность проектов ГЧП для кредитных организаций. А при досрочном расторжении договора ГЧП банк не сможет обратиться за взысканием залога. Также в законе не прописано, как и в каком объеме будут возвращены инвестиции при расторжении договоров. «Риски достаточно серьезные», – резюмирует Сергей Сиваев, управляющий директор Федерального центра проектного финансирования. Отдельный вопрос касается выкупа объектов, построенных в рамках ГЧП. Согласно ФЗ, цена будет равна сумме долга перед кредитной организацией. «Однако на тот момент она может быть ниже рыночной», – недоумевает Елена Бардашева, исполнительный директор Центра ГЧП АО «Газпромбанка», добавляя, что законодатели должны в деталях прописать этот процесс.

Кроме того, документ значительно сужает сферу применения ГЧП. В частности, из правового поля исчезает возможность предоставления услуг в рамках данного механизма. «Целевая задача ГЧП – в развитии общественной инфраструктуры: транспортной, технической, коммунальной и социальной», – указывает Сергей Сиваев. «Обратите внимание, что это не гипермаркет, а инфраструктура с определенной социальной нагрузкой. И это должно стать отправной точкой», – подчеркивает г‑н Зимин. В качестве примера будущих проектов ГЧП называют строительство детских садов и путепроводов, которые позволят не перекрывать дороги при движении скоростных поездов. По словам Сергея Зимина, РЖД мог бы возвести объекты за свой счет, а государство в течение следующих 10 лет компенсировало бы расходы компании за счет новой тарифной политики.

 

Поделиться: