Центр государственной экспертизы: наши эксперты готовы рассматривать проекты любого уровня сложности

   02 ноября 2015, 11:10
С 1 июля СПб ГАУ «ЦГЭ» работает в соответствии с обновленной структурой. Решение о данных изменениях назрело давно, оно было одобрено Наблюдательным советом, поддержано губернатором Санкт-Петербурга и согласовано Минстроем РФ. В результате обновлений в учреждении создано три новых управления – юридическое, организации экспертизы, экономического анализа и смет. Корреспондент газеты «Кто строит в Петербурге» встретился с главами новых управлений, чтобы выяснить, для чего это было сделано, что от структурной реорганизации получат заказчики, и какая работа уже проделана в рамках деятельности новых управлений.

Наталья Кузнецова. С 1 июля СПб ГАУ «ЦГЭ» работает в соответствии с обновленной структурой. Решение о данных изменениях назрело давно, оно было одобрено Наблюдательным советом, поддержано губернатором Санкт-Петербурга и согласовано Минстроем РФ. В результате обновлений в учреждении создано три новых управления – юридическое, организации экспертизы, экономического анализа и смет. Корреспондент газеты «Кто строит в Петербурге» встретился с главами новых управлений, чтобы выяснить, для чего это было сделано, что от структурной реорганизации получат заказчики, и какая работа уже проделана в рамках деятельности новых управлений.


Виктория Марич без люстры.jpg«Экспресс-оценка проекта сотрудниками нашего управления сопоставима с функциями ГИПа»

Виктория Марич, начальник Управления организации экспертизы


– Виктория Валентиновна, каковы функции нового управления?

– Управление организации экспертизы образовано в результате объединения отделов приема проектной документации и отдела подготовки, сопровождения и выдачи заключений. Задачи нашего управления – это, во‑первых, квалифицированная экспресс-оценка проекта, сопоставимая с функциями ГИПа, позволяющая определить достаточность и правильность состава ПД, и, как результат – возможность подготовки типового договора на оказание услуг по проведению экспертизы, во‑вторых, своевременная и качественная подготовка заключения экспертизы.

– Как известно, с 1 июля 2015 года вступило в силу постановление Правительства РФ № 1521, утвердившее перечень сводов правил и национальных стандартов обязательных к применению при проектировании зданий и сооружений. При предоставлении проектной документации после 1 июля на экспертизу, в том числе повторную, документация проверяется на соответствие уже новому перечню?

– В этом вопросе масса нюансов. В соответствии с первоначальной редакцией постановления Правительства РФ
от 26.12.2014 № 1521 было определено, что проектная документация (ПД), предо-
ставленная на экспертизу до 1 июля, подлежит проверке на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 № 1047‑р. Резюмировалось, что в случае предоставления ПД на экспертизу после 1 июля 2015 года она подлежит проверке на соответствие уже новому перечню.

На практике возникала правовая неопределенность применения того или иного перечня национальных стандартов и сводов правил в отношении ПД, ранее проверявшейся на соответствие положениям распоряжения Правительства РФ от 21 июня 2010 № 1047‑р и предоставляемой на экспертизу повторно. Ситуация в корне изменилась с принятием постановления Правительства РФ от 29.09.2015 № 1033 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 № 1521».

В соответствии с действующей редакцией постановления Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 проектная документация, разработка которой была начата до 1 июля 2015 года, подлежит проверке на соответствие прежнему перечню национальных стандартов и сводов правил. При этом, по мнению СПб ГАУ «ЦГЭ», момент начала разработки ПД связан с началом выполнения работ проектной организацией по соответствующему договору.


– Как влияет типовая проектная документация на стоимость проведения государственной экспертизы?

– В соответствии с Методическими указаниями по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве (приказ Минрегиона России от 29.12.2009 № 620), служащих основой для определения базовых цен на разработку проектной документации, цена привязки типовой или повторно применяемой проектной документации без внесения изменений в надземную часть определяется с применением коэффициентов от 0,2 до 0,35, а с внесением изменений в надземную часть – до 0,8, в зависимости от трудоемкости проектно-изыскательских работ. Указанный коэффициент устанавливается в задании на проектирование по соглашению между заказчиком и проектировщиком.

Механизм расчета платы за проведение государственной экспертизы установлен положениями постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (О порядке организации государственной экспертизы) и напрямую не зависит от использования при подготовке предоставляемой на экспертизу документации типовых проектных решений.

Размер платы за проведение государственной экспертизы определяется в зависимости от стоимости проектно-изыскательских работ. Снижение платы за проведение государственной экспертизы проектной документации, разработанной с применением типовой проектной документации, достигается за счет снижения самой стоимости проектно-изыскательских работ.


– Самый распространенный вопрос от заявителей: существует ли в ЦГЭ возможность проведения экспертизы в более короткие сроки по сравнению со сроками, установленными законодательством?

– Напомню, что в соответствии с Градкодексом срок проведения государственной экспертизы объекта капитального строительства не должен превышать 60 дней. В отношении объектов, перечисленных в пункте 29 Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145, установлен сокращенный срок проведения государственной экспертизы – 45 дней. Аналогичные положения о сроках проведения государственной экспертизы отражены в Административном регламенте СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» по предоставлению соответствующей государственной услуги.

Указанные выше сроки являются предельными, что означает возможность подготовки заключения экспертизы и до их истечения. В частности, возможность досрочной сдачи результата оказания государственной услуги – заключения государственной экспертизы заявителю – предусмотрена заключаемыми ЦГЭ договорами на ее проведение. При этом эксперты учреждения формируют и направляют заявителям уведомления о выявлении недостатков в предоставленной на экспертизу документации на 21‑й и 19‑й дни проведения экспертизы соответственно. Таким образом, при отсутствии в предоставленной на экспертизу документации недостатков ЦГЭ может подготовить и выдать заявителю положительное заключение уже на 16‑й (15‑й) рабочий день (22‑й и 20‑й календарные дни) или, по возможности, еще в более короткие сроки.

На практике, оставшаяся после выявления недостатков часть срока проведения экспертизы необходима заявителям с целью приведения ПД в соответствие требованиям законодательства. При этом сроки снятия замечаний и, в итоге, конечная продолжительность экспертизы зависит исключительно от оперативности заявителя. Для максимально оперативного внесения изменений в проектную документацию заявителям предоставлена возможность удаленного общения с экспертами СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» посредством личного кабинета.

Управление организации экспертизы создано в первую очередь для оптимизации временных затрат заявителя – уровень профессиональной компетенции наших экспертов позволяет в оперативном режиме дать общую картину проекту и на самой ранней стадии выявить возможные недочеты.

 

Николай Колосков.jpg«Все выданные заключения ЦГЭ законны на 100 %»

Николай Колосков, начальник Юридического управления


– Николай Сергеевич, расскажите, пожалуйста, о деятельности юридического управления ЦГЭ.

– Основные направления нашей работы связаны с юридическим сопровождением деятельности учреждения. В частности, это защита интересов Центра в судах, представительство в правоохранительных органах и в ФАС. Мы проверяем и визируем все заключаемые сделки, за исключением типовых, консультируем экспертов по правовым вопросам. По спорным вопросам пишем юридические заключения. Разрабатываем локальные правовые акты учреждения. Участвуем в еженедельных совещаниях, проводимых аппаратом вице-губернатора Санкт-Петербурга И. Н. Албина с Юридическими службами подведомственных исполнительных органов государственной власти и с юридическими службами подведомственных им государственных учреждений и предприятий. Также на нас возложена обязанность по организации и проведению наблюдательного совета учреждения, который проводится не реже четырех раз в год. Ну и кроме всего, мы ведем обычную работу по подготовке ответов на обращения граждан и организаций.


– Поделитесь, пожалуйста, наиболее актуальными и показательными примерами из судебной практики в области экспертизы проектной документации.

– В соответствии со статьей 51 Градкодекса РФ, чтобы получить разрешение на строительство, необходимо предоставить положительное заключение экспертизы проектной документации (ПД). Судом Московского округа было рассмотрено исковое заявление закрытого акционерного общества о признании незаконным решения об отказе выдачи разрешения на строительство многоквартирного дома. При рассмотрении дела судом было установлено, что предоставленное обществом положительное заключение негосударственной экспертизы оформлено с многочисленными отступлениями от требований законодательства. И поэтому данное положительное заключение не может быть документом, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям технических регламентов.

В связи с этим суды всех трех инстанций заключили, что данные обстоятельства не могут являться основанием для выдачи разрешения на строительство жилого дома. Это решение суда очень важно с точки зрения того, что для получения разрешения на строительство недостаточно просто получить положительное заключение экспертизы, заключение должно полностью соответствовать действующему законодательству.

К сожалению, как показывает практика, не все организации, осуществляющие экспертизу проектной документации, выполняют свою работу добросовестно.


– А были случаи оспаривания выданного Центром заключения, кто их оспаривает?

– В 2014 году и за истекший период 2015 года представители СПб ГАУ «ЦГЭ» приняли участие в девяти судебных разбирательствах в судах общей юрисдикции по заявлениям об оспаривании выданных заключений экспертизы, по результатам которых ни одно заключение Центра не признано незаконным, все решения вступили в законную силу.

В связи с тем, что в Санкт-Петербурге находится огромное количество исторических зданий и памятников, нередки обращения граждан или инициативных групп населения в судебные органы с требованиями о признании незаконными положительных заключений экспертизы на строительство (реконструкцию) объектов, расположенных в охранных зонах. По их мнению, выданные ЦГЭ заключения противоречат нормам законодательства об охране объектов культурного наследия. По рассмотренным в суде делам доводы заявителей своего объективного подтверждения не нашли.


– Какие, на Ваш взгляд, необходимо принять в ближайшее время нормативные правовые акты для решения существующих проблем при проведении экспертизы и устранения пробелов в законодательстве?

– Отрасли очень нужны нормативные правовые акты Правительства РФ, направленные на упрощение и четкую регламентацию подготовки документации по планировке территории для размещения линейных объектов.

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ подготовка проектной документации линейного объекта должна осуществляться на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории (до 31 декабря 2015 года проектирование линейных объектов можно также осуществлять на основании градостроительных планов земельных участков).

В настоящее время в Санкт-Петербурге документация по планировке территории разработана ориентировочно на 1/4 территории города. Если проектировать линейный объект большой протяженности, то возникнет необходимость в разработке проектов планировки и межевания на большую по площади территорию, что потребует значительных финансовых затрат, и, главное, продолжительного периода времени, что существенно увеличивает сроки строительства и ввода в эксплуатацию линейных объектов.

Принятие нормативных правовых актов, направленных на упрощение и четкую регламентацию процедуры подготовки и изменения документации по планировке территории, позволит повысить эффективность принятия и реализации планировочных решений по размещению линейных объектов.

Федеральным законом от 29.06.2015 № 176‑ФЗ в состав проектной документации объектов капитального строительства введен новый раздел, включающий сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого дома, об объеме и о составе указанных работ (в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции многоквартирного дома).

Состав и требования к содержанию данного раздела проектной документации должны быть утверждены Правительством РФ, к сожалению, до сих пор это постановление не принято.

В связи с этим у проектировщиков отсутствует единый подход к содержанию вновь введенного раздела проектной документации. С целью решения данного вопроса на запрос Министерства юстиции мы направили наше предложение о том, что необходимо принять данное постановление в ближайшее время.

Нашим учреждением на постоянной основе проводится основательный анализ нововведений и норм, подлежащих применению, осуществляется тщательная проверка проектной документации на соответствие требованиям действующего законодательства.

Именно такой подход обеспечивает максимальную положительную статистику судебных дел, отсутствие фактов признания судами выданных СПб ГАУ «ЦГЭ» заключений незаконными.

 

Роман Панченко.jpg«Анализ смет экономит бюджет города»

Роман Панченко, заместитель директора – начальник Управления экономического анализа и смет


– Роман Анатольевич, с какой целью было выделено отдельное управление – экономического анализа и смет?

– В связи с передачей на уровень субъектов РФ дополнительных полномочий в сфере проведения государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых из федерального бюджета, а также в связи со значительным увеличением количества проводимых СПб ГАУ «ЦГЭ» проверок достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства в целом (с 11 экспертиз в 2011 году до 100 в 2014 году) было принято решение, что целесообразнее организовать данную работу в рамках Управления экономического анализа и смет. Управление создано взамен упраздненного отдела смет и экономического анализа, а в его состав вошли отдел сметной документации строительно-монтажных работ, отдел сметной документации проектно-изыскательских работ и сектор экономического анализа.

В составе управления трудятся 20 специалистов, которые имеют соответствующие сертификаты в области ценообразования и сметного нормирования, подтверждающие их высокий профессиональный статус.


– Как процесс импортозамещения в условиях новой экономики сказывается на подготовке проектов: есть ли проблемы у заявителей, примеры успешных проектных решений с существенной экономией бюджетных средств?

– 12 февраля 2015 года распоряжением правительства Санкт-Петербурга № 10‑РП была утверждена программа первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Санкт-Петербурге в 2015 году и на плановый период 2016–2017 годов. В программе значительное внимание уделяется проблеме так называемого импортозамещения, ограничению применения на объектах капитального строительства материалов, механизмов и оборудования импортного производства и замене их на аналоги российского производства.

Специалисты нашего управления внимательно отслеживают в представленной проектно-сметной документации наличие импортных составляющих и по каждому факту их применения требуют от государственных заказчиков соответствующего одобрения научно-техническим советом, созданным в исполнительном органе власти Санкт-Петербурга.


– Каково заказчику в подобных условиях?

– В начале текущего года заявители были не совсем готовы к подобным процессам. Этому есть и объективное объяснение, потому что контракты на проектирование заключались год – полтора назад, когда такой политики не было. Те заявители, кто не смог оперативно внести изменения в проектно-сметную документацию, при прохождении экспертизы испытывают дополнительные сложности. Но в целом можно сказать, что справляются, перестраиваясь на новый подход к проектированию.

В качестве одного из примеров, когда заказчик по собственной инициативе произвел замену импортной продукции на российскую, можно привести проект двух водоводов в Красном Селе – от Волхонского шоссе до Дудергофского озера длиной около 10 километров. В первоначальном проекте было предусмотрено использование футляров импортного производства, которые в результате корректировки были заменены на продукцию предприятий Санкт-Петербурга. Суммарная экономия бюджета составила более 67 миллионов рублей.


– Как происходит работа по проверке достоверности сметной стоимости строительства на объектах метрополитена?

– В рамках своей деятельности Центр проводит государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий по подготовке земельных участков для размещения строительных площадок для строительства объектов метрополитена. Что касается проверки достоверности определения сметной стоимости, то мы проводим ее по заявлению заказчика только после положительного заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России», которое уполномочено на проведение государственной экспертизы технической части проектной документации.


– Какие можно подвести промежуточные итоги работы управления, чтобы наглядно показать цифры, связанные с экономией бюджетных средств?

– За 9 месяцев текущего года управление рассмотрело 313 объектов с разделом «Сметная документация», из них 224 объекта – это объекты, финансируемые из городского бюджета. Центру удалось снизить заявленную стоимость строительства по объектам, финансируемым из регионального бюджета, более чем на 22 миллиарда рублей.

Как видно из вышеназванных цифр, Управление экономического анализа и смет полностью оправдывает эффективность структурной реорганизации СПб ГАУ «ЦГЭ».

Поделиться: