АВТОРСКАЯ РУБРИКА «СИЛА ЗНАНИЙ»

Японский опыт для Российских строителей. По книге Джеффри Лайкера «Дао Toyota»

   09 ноября 2015, 10:00
Станислав Логунов, эксперт по оптимизации и модернизации бизнес-процессов в строительной области. Автор рубрики - Станислав Логунов,
эксперт по оптимизации и модернизации бизнес-процессов в строительной отрасли

Каждый понедельник в авторской рубрике «Сила знаний» нашего сайта публикуется новый обзор книг об управлении, стратегии, командообразовании и психологии бизнеса.

Для меня книга «Дао Toyota» – как первая любовь. С нее семь лет назад начался мой интерес к бизнес-литературе. Именно тогда я понял, что подсмотренные в деловой литературе механизмы можно и нужно использовать на практике.

В 2004 году профессор Мичиганского университета Джеффри Лайкер опубликовал «Дао Toyota», первую из серии книг (на сегодняшний день их уже 8), в которых он обобщил опыт двадцатилетнего изучения деятельности японской корпорации.

Лайкер не только сформулировал для западной аудитории 14 основных принципов менеджмента Toyota, философию, лежащую в основе успеха корпорации, но и убедительно доказал универсальность этих принципов, их применимость в самых разных видах деятельности. Некоторые идеи «Дао Toyota» могут показаться знакомыми, что неудивительно: с момента выхода книги прошло больше 10 лет, а хорошие мысли редко залеживаются. Тем важнее не теряя времени приступать к освоению «Дао…». Ведь, несмотря на кризис, охвативший Toyota в начале десятилетия, 26 октября агентство Bloomberg сообщило, что корпорация по итогам девяти месяцев 2015 года вновь стала лидером мирового авторынка.

РАБОТА НА ПЕРСПЕКТИВУ

Принципом № 1 производственной культуры Toyota является ориентация на долгосрочную перспективу. Задача компании – развитие, достижение лучшего будущего как для компании, ее сотрудников и руководителей, так и для общества в целом. При этом можно пожертвовать даже ближайшими финансовыми целями, несмотря на то, что сокращение затрат играет в деятельности Toyota очень большую роль. Приоритетом корпорации остается не только получение прибыли, но в первую очередь создание ценности для потребителя.

Ориентированность на потребителя – универсальная ценность, которая должна лежать в основе деятельности любой компании. Строители возводят здания не для того, чтобы получить деньги, хотя если дохода от работы не будет – и дома тоже строить никто не будет. Здания строятся для тех, кто в них будет жить или работать. Поэтому строительная компания, думающая о будущем, обеспечивает сограждан качественным жильем, развивается и зарабатывает деньги для своих сотрудников и собственников. И ее цель – быть лучшей в том, чем она занимается. А прибыль – не цель, но результат достижения цели.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА

Принцип № 2 в Toyota – организация производственного процесса в форме непрерывного потока, что способствует своевременному обнаружению проблем. Задачей создания такого потока является исключение потерь, к которым Лайкер относит перепроизводство, ожидание, необязательные транспортировку и хранение, лишние обработку, запасы, движения, а также дефекты. Необходимо выделить те элементы процесса, которые создают добавочную стоимость, и максимально сократить оставшиеся. В Toyota непрерывный поток достигается путем ориентации на каждое отдельное изделие – в этом случае разрозненные операции по изготовлению автомобиля объединяются, что позволяет выявлять недостатки на более ранней стадии и оперативно решать проблемы.

В нормально работающей строительной компании непрерывный поток должен организовываться по умолчанию – это особенность бизнеса. Исключением является обеспечение запаса – в связи с пульсирующим ценообразованием, не говоря уже об увеличившихся сроках поставки оборудования и материалов, создание собственных складов для многих оказывается необходимостью. Поэтому так важно организовать действенный входной контроль, чтобы избежать выявления дефектов в запасах при применении.

Принцип № 3, вытекающий из № 2 – использовать систему «автоматической перезарядки», дабы избежать перепроизводства. Эта система была подсмотрена Toyota в американских супермаркетах и основана на восстановлении постоянного запаса товаров на прилавках по мере их разбора покупателями. Идея производить ровно столько деталей, сколько нужно – очевидна. Не требуется организация дополнительных складов, освобождаются площади в цехах. Для того чтобы обеспечивать поддержание минимального запаса, была организована так называемая система канбан. Канбан – это сигнал о необходимости сделать что-то, он может иметь различный вид – от контейнера, который нужно наполнить, до карточки с указанием необходимого ресурса. Если вы получаете пустой контейнер, то надо заполнить его и направить дальше.

В строительной фирме системой канбан можно эффективно дополнить работу с ресурсными ведомостями – прораб, своевременно направляющий снабженцу карточку-канбан, всегда будет своевременно обеспечен материалами для работы.

Принцип № 4, тесно связанный с предыдущими – выравнивать загрузку. Таким образом снижаются потери, а нагрузка на оборудование и людей становится более равномерной. Во многом этой цели можно достигнуть путем грамотного планирования, тем более что идеология Toyota предполагает выполнение «ровно в срок» (не позже, но и не раньше).

Этот принцип универсален, но, к сожалению, в строительной практике, чаще всего ориентированной на идеологию «это надо было сделать вчера, а мы опять отстаем на месяц», мало применим.

Принцип Toyota № 5 довольно радикальный. Для решения проблем следует останавливать производство, и это должно стать нормой. Пока ошибка не выявлена и не исправлена, продолжать работу нельзя. Более того, поскольку ошибки неизбежны, если работа не останавливается хотя бы иногда – проблемы скрываются. Лучший способ решить задачу – остановиться и оглянуться, в противном случае проблема окажется растиражирована во всех изделиях, выпущенных с момента ее обнаружения.

На практике это означает, что если вы нашли дефект в железобетонном колодце, необходимо остановить работы и проверить все колодцы, имеющиеся на площадке, в том числе и уже смонтированные. Лучше заменить их сейчас, чем раскапывать потом.

Принцип № 6 – стандартизация задач. Благодаря реализации этого принципа можно добиться постоянного усовершенствования процесса и максимально передать полномочия сотрудникам. На каждой стадии производства – от разработки до направления в серию – необходимо совершенствовать описание процесса, доводя его до простого и эффективного стандарта. После того как стандарт сформирован, его можно отдать для буквального исполнения специалистам более низкого уровня.

Это практическое применение научного менеджмента Фредерика Тейлора. И такой подход обязателен к соблюдению на любом предприятии, тем более строительном. Точное выполнение стандартных действий обеспечивает надлежащее качество в надлежащий срок.

Принцип № 7: использовать визуальный контроль, обнаруживать все скрытые (буквально) проблемы. Для реализации этого принципа японцы применяют программу из пяти пунктов. Сортировка: следует отделить редко используемые предметы. Организация площадки: все должно находиться на своих местах. Уборка: площадка должна быть чистой. Стандартизация: предыдущие действия должны быть оформлены как стандартные. Усовершенствование: программу необходимо не только реализовывать, но и постоянно улучшать. Для того чтобы избежать ускользания проблем, Toyota использует очень практичный метод: любой необходимый план, отчет и иной подобный документ должен умещаться на одном листе формата А3. Тогда проблеме попросту негде прятаться.

Принцип № 8 – использовать только испытанные технологии. Любая новая технология должна пройти обкатку на собственной экспериментальной площадке, ее необходимо увязать с уже существующими процессами.

Иначе говоря, решая приобрести новый механизм, стоит получить образец, протестировать его на небольшом объекте, и только поняв его особенности, а главное – как, где и зачем вы собираетесь его использовать – принимать решение о закупке партии. К сожалению, строительное оборудование стоит недешево, и партиями его закупают только крупные фирмы. Но ничто не мешает взять образец в аренду или просто присмотреться к тому, что делают смежники, а уже потом принимать решение.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Принцип № 9: самим готовить лидеров – профессиональных, придерживающихся корпоративной философии и способных передать ее другим. По наблюдениям специалиста по выдающимся компаниям Джима Коллинза, этому принципу следуют практически все из них. Именно сформировавшийся внутри фирмы лидер сможет придерживаться идеалов, на которых она построена, обеспечив преемственность в управлении компанией.

Принцип № 10: воспитывать талантливых людей и формировать группы, разделяющие идеалы организации. В Toyota применяется иерархическая структура, в которой имеются команды, каждая с лидером, организуемые в группы со своими лидерами, которые, в свою очередь, подчиняются менеджерам.

Такая структура аналогична любой строительной фирме: бригада – бригадир – прораб – главный инженер или заместитель директора по строительству. Лидеры в Toyota – это члены команды, способные выполнить работу лучше остальных. И при формировании команд важно обеспечить взаимозаменяемость при сохранении взаимодополняемости. Успех зависит не от отдельных людей, но от их совместных действий.

Принцип № 11: уважать своих партнеров и поставщиков, помогать им добиваться должного уровня. Toyota очень большое внимание уделяет обучению сотрудников смежных предприятий, чтобы их продукция соответствовала требованиям, предъявляемым корпорацией к собственной работе.

Так, в идеале, должно поступать большинство предприятий с постоянной партнерской сетью, но это предполагает высокий уровень интеграции. Однако требовать от партнеров постоянно высокого качества – необходимо.

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Принцип № 12, и, по моему мнению, один из главных: чтобы действительно понять – нужно идти и смотреть самому. Я следовал этому правилу всю жизнь. На Toyota директора не стесняются залезать по локоть в поддоны с маслом – и поэтому они точно знают, как работает их сборочный цех. В книге приведен пример того, как реализуют данный принцип: при разработке модели, ориентированной на Америку, главный конструктор машины объехал все 50 штатов, а также Канаду и Мексику. Результатом стало огромное количество модификаций, которые не пришли бы в голову инженеру, находящемуся в Японии – вплоть до количества держателей для чашек.

Точно так же и на стройке: пока ты не обошел (а иногда и не проплыл по грязи) весь объект, не осмотрел его своими глазами – ты зависишь от чужого суждения и собственной предвзятости.

Принцип № 13: принимая решение, не спеши, рассмотри все возможности, а решив – действуй быстро. Процесс принятия решения на Toyota автор представляет в виде пяти действий: понять, что происходит; выявить причины происходящего путем последовательного уточнения; рассмотреть все альтернативы; добиться единства мнений членов команды; при этом использовать наиболее эффективные инструменты коммуникации (помним правило предоставлять все отчеты наглядно в формате А3).

И наконец, принцип № 14. Необходимо стать обучающейся компанией – через самоанализ и постоянное усовершенствование. При этом автор рекомендует применять так называемый Цикл Деминга (можно использовать его аналог – алгоритм СТРАХ Скотта Стейнберга из книги «Кризис – это возможность»): Анализ (определение проблемы, планирование действий) – Действие – Проверка результата – Внедрение в производство. Это замкнутый цикл, поскольку проблемы будут возникать всегда, и только непрерывное движение по кругу позволит постоянно улучшать результат деятельности.

И, конечно, нельзя забывать об обучении персонала. Не нужно воспринимать повышение квалификации как скучную необходимость для прохождения проверок СРО. Обучение сотрудников – не потеря рабочего времени, а инвестиции в будущее.

Джеффри Лайкер подробно, на примерах анализирует все принципы «Дао Toyota» и в отдельном разделе предлагает варианты их использования для предприятий с иной специализацией. Увлекательно написанная книга может оказаться полезной руководителям и специалистам любого уровня, каждый найдет в ней что-то важное для себя!

Приятного вам чтения и применения Дао Toyota на практике!

Буду рад получить ваши комментарии и предложения по адресу: silaznaniy@ktostroit.ru

Увидели ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
 
Поделиться:  
Теги:
Архив 
Все новости