АВТОРСКАЯ РУБРИКА «СИЛА ЗНАНИЙ»

Практическое применение японских методов управления. По книге Джеффри Лайкера и Дэвида Майера «Практика дао Toyota»

   16 ноября 2015, 09:31
Станислав Логунов, эксперт по оптимизации и модернизации бизнес-процессов в строительной области. Автор рубрики - Станислав Логунов,
эксперт по оптимизации и модернизации бизнес-процессов в строительной отрасли

Каждый понедельник в авторской рубрике «Сила знаний» нашего сайта публикуется новый обзор книг об управлении, стратегии, командообразовании и психологии бизнеса.

Книга «Дао Toyota» стала бестселлером сразу же после выхода. Изложенные в ней принципы управления, на первый взгляд несложные и легко реализуемые, вызывали желание немедленно их опробовать и сравняться в успехе с японской компанией. Многие фирмы стали отправлять своих сотрудников на семинары по производству в стиле Toyota. Но эффект оказался значительно меньше, чем ожидали руководители. Возникла необходимость в ясном и квалифицированном учебнике по включению методов «бережливого производства» Toyota в компании западного типа.

Книга «Практика дао Toyota: Руководство по внедрению принципов менеджмента Toyota», была написана автором «Дао…» профессором Джеффри Лайкером, в течение десятилетий исследовавшим корпорацию, в соавторстве с Дэвидом Майером, знакомым с методами Toyota по собственному опыту работы на заводе в США. Она вышла в 2005 году как книга-спутник к собственно «Дао Toyota», расширяя и углубляя идеи «Дао…». «Практика дао Toyota» – книга очень актуальная, но при этом весьма обширная, поэтому в небольшом обзоре я коснусь только нескольких поднятых в ней тем.

КАЧЕСТВЕННЫЕ ЛИДЕРЫ

Современная философия Toyota формировалась после Второй мировой войны, в период демилитаризации, когда фактически страной управляла Американская оккупационная армия генерала Макартура. Именно в это время создавалась Япония, которую мы знаем сегодня. Монструозные военно-промышленные монополии разрушались, в стране впервые появилось трудовое законодательство. С 1949 года оккупационные власти начали реализовывать «план экономической стабилизации» Японии. Поэтому неудивительно, что в качестве основы для принципов управления Toyota использовала рекомендации американской Военной комиссии по рабочей силе, которые разрабатывались для обеспечения оборонного производства. В частности, именно из опубликованных комиссией материалов по обучению на производстве Toyota позаимствовала свои требования к лидерам, дополнив и адаптировав американские идеи японской философией.

Первое качество, необходимое лидеру – собственно желание быть лидером. Это кажется очевидным, но стремление оказаться на руководящей должности и готовность вести за собой людей, вдохновлять их на новые свершения – совершенно разные вещи. И оба этих желания, по мнению авторов, должны быть присущи любому лидеру Toyota.

Второе качество – профессиональная квалификация. И речь идет не о профессионализме менеджера, но о детальном знании работы, которой этот менеджер руководит. Лидер должен владеть технической стороной вопроса – от применяемых материалов до станков и процессов производства. Без этого знания руководителю будет затруднительно обеспечивать выполнение производственных стандартов.

Третье качество – интегрированность в компанию, знание ее политики и принятых процедур, планов на будущее, взаимосвязей внутри организации. Именно лидеры должны осуществлять донесение изменений в политике предприятия до сотрудников и контролировать ее соблюдение.

Четвертое – предрасположенность к анализу. Лидер должен постоянно заниматься совершенствованием работы на вверенном ему участке, причем не только самостоятельно, но и используя таланты подчиненных.

Пятое – способность руководить. Лидер обязан уметь формулировать стоящие перед компанией проблемы и нацеливать сотрудников на их решение, планировать работу и обучение специалистов.

Шестое необходимое качество – способность обучать других. Без этого руководитель не сможет передать свои знания подчиненным, а без передачи навыков невозможно дальнейшее развитие предприятия.

«ПРАВИЛЬНЫЕ ПЧЕЛЫ»

Процесс отбора сотрудников на Toyota весьма сложен и продолжителен по времени. Но Toyota нужны только «правильные» работники. Многоуровневый отсев позволяет всесторонне оценить способности соискателей. Все начинается с обработки резюме и проверки претендентов на профпригодность. Затем происходит моделирование реального производства в течение полного рабочего дня (если это технически осуществимо) и собеседование.

В ходе этих процессов выявляются считающиеся на Toyota ключевыми способности потенциальных сотрудников. Ценится соответствие персональной мотивации человека и требований, предъявляемых к должности, которую он планирует занять. Нужно быть готовыми работать в команде – не тянуть одеяло на себя, а принимать и оказывать помощь. Лидерские качества – эта черта не является необходимой для рядового сотрудника, но позволяет привлекать поддержку окружающих к оригинальным идеям, к тому же в Toyota принято готовить лидеров внутри коллектива. Поощряется инициативность – умение предпринимать самостоятельные шаги для достижения поставленных целей, в то же время не выходя за пределы своих полномочий. Плюсом будет опыт работы – причем не обязательно идентичной той, которой соискатель собирается заниматься на новом месте, но аналогичной по своим принципам. Немаловажна адаптивность – учитывая настрой Toyota на постоянное совершенствование, следует быть готовыми к изменениям. Совсем не помешает умение решать проблемы – сотрудник должен не только видеть трудности, но и предлагать пути их устранения. Важна скорость работы – в Toyota она определяется путем моделирования ситуаций. И, конечно, необходима коммуникабельность – сотрудник фирмы должен уметь излагать свои мысли и понимать сказанное другими.

Собеседование в Toyota проводит большая группа, включающая в себя представителей отдела кадров и подразделения, заинтересованного в найме этого специалиста. В ходе беседы не используются стандартные схемы вопросов и ответов, типичные для разговора при приеме на работу. Претендентов просят отвечать на вопросы расширенно, с описанием конкретных ситуаций, с которыми им приходилось сталкиваться. Причем требуется не личное восприятие событий, а последовательное описание действий. Важно понимать, как человек действует в тех или иных обстоятельствах.

Принятый на работу сотрудник проходит через установленные процедуры. Так, первые две недели новичок ни разу не появляется на рабочем месте – его обучают принятой на фирме производственной системе, философии компании и ее политике. Затем начинается режим тренировки, при которой доля рабочего времени постепенно увеличивается до полного дня. И только потом начинающего работника направляют в его рабочую группу, процесс включения в которую строго регламентирован и происходит буквально по контрольному листку.

Здесь важно отметить, что следствием такого тщательного подбора сотрудников является осознание компанией ценности своих работников. В 1948 году Toyota оказалась на грани банкротства, и даже после введения жесткой экономии и урезания зарплат осталась необходимость уволить 1600 сотрудников. Это спровоцировало забастовку рабочих. И основатель компании, Кийтиро Тоеда, в соответствии с философией Toyota, взял ответственность на себя и ушел с поста президента. Его поступок помог успокоить волнения, но фирма приняла твердое решение не допускать повторения подобной ситуации. Учитывая огромные затраты компании на подготовку и образование сотрудников, сегодня увольнение рабочих привело бы и к значительным убыткам, тем более, что при неравномерном спросе на автомобили их услуги могут в любой момент потребоваться снова, что повлечет новые траты. Поэтому при возникновении необходимости уменьшить штат это происходит за счет сокращения аутсорсинга или временных сотрудников и переподготовки постоянных служащих компании для работы на образовавшихся местах. Если человек не готов учиться новому – он превращается в балласт, а балласт при угрозе кораблю уходит за борт первым. Но это всегда собственный выбор работника – заставить учиться и развиваться взрослого человека не может никто. Неспособность работать на новых станках или пользоваться новой программой говорит о несоответствии сотрудника занимаемой должности. И если он не воспользовался возможностью научиться и соответствовать – кто в этом виноват, кроме него?

ЭКОНОМНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Производство Toyota принято называть бережливым, хотя правильнее было бы использовать определение «экономное». Собственно, внедрение у себя на предприятии методов экономного производства и является конечной целью изучения Дао Toyota.

При этом существуют определенные риски, которые стоит учитывать, принимая решение о превращении своей компании в экономную. Например, не стоит пытаться сделать экономной всю фирму сразу, следует выбрать один производственный цикл и обкатать новые подходы на нем. Во‑первых, начальные этапы внедрения экономного производства являются в первую очередь обучением. Отвлекать на обучение сразу весь персонал было бы явно неразумно. Тем более, что лучше сначала добиться ожидаемого эффекта на отдельном этапе, состоящем из повторяющихся операций, а уже потом, убедившись в результативности метода, заниматься его распространением. Во‑вторых, есть риск недостаточности имеющихся человеческих ресурсов, готовых обеспечивать экономное производство. В‑третьих, важно начать с процессов, создающих добавочную стоимость – вспомогательные процессы нуждаются во внедрении экономности в значительно меньшей степени. В‑четвертых, существует опасность превращения экономного производства в моду, что естественно обернется массовостью в сочетании с поверхностным подходом. Ну а склонять партнеров, смежников и поставщиков к введению экономного производства, не внедрив его у себя, означает лишь выставить себя на посмешище. Поэтому Лайкер и Майер призывают к терпению. Только постепенное, поэтапное введение экономного производства ведет к успеху. Следует очертить круг и, стоя в нем и часами наблюдая, пытаться определить проблемы и найти решение. Требуется понимание цели на уровне философии.

После успешного внедрения экономного производства на одном участке следует распространить опыт и на другие подразделения. Это будет происходить намного проще. Руководители уже убедились в успешности идеи, и на втором проекте станут поддерживать его гораздо активнее. Внутренние тренеры, обучающие экономному производству, приобрели необходимый опыт. Узнав об успешном проекте, сотрудники других подразделений начнут пытаться его повторить. И некоторых участников пилотного проекта можно перевести на другие циклы в качестве носителей новой культуры производства.

Для того, чтобы сотрудники предприятия отдавали все свои силы созданию экономного производства, перед ними должны стоять конкретные цели, к которым бы они стремились. Эти цели индивидуальны для каждой компании, но они должны быть конкретными, измеримыми, ориентированными на действие, реалистичными и основанными на временных показателях. Люди должны понимать, что именно, в каком количестве и за какое время они должны сделать.

Важнейшим фактором освоения экономного производства является грамотное и убежденное в необходимости реформ руководство. Без стремящегося учиться, развиваться директора все попытки изменить подход обречены на провал. И нужно не теоретически освоить Дао Toyota, но проникнуться его философией, взглядом на окружающий мир.

Основная цель экономного производства – изготовление качественных продуктов. И поэтому нужно разрабатывать процессы, позволяющие избежать некачественных изделий, а не искать ошибки в уже сделанном браке.

Также необходимо постоянно помнить, что самые дешевые решения в итоге могут оказаться наиболее дорогими. Сокращение капиталовложений на первом этапе может привести к потере времени в дальнейшем. Следует ориентироваться на минимизацию общих затрат на производства изделия, а не удешевлять отдельные этапы его обработки.

Авторы «Практики…» детально разбирают каждый из принципов «Дао Toyota», во многом опираясь на опыт внедрения японских методов производства на американских заводах компании. Книга может показаться тяжеловесной, но прочитать ее, несомненно, стоит.

Приятного вам чтения и применения Дао Toyota на практике!
Буду рад получить ваши комментарии и предложения по адресу: silaznaniy@ktostroit.ru
Увидели ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
 
Поделиться:  
Теги:
Архив 
Все новости