Вперед в будущее! По книге Касина Гейнса «Назад в будущее. История создания»

   21 декабря 2015, 10:00
Станислав Логунов, эксперт по оптимизации и модернизациибизнес-процессов в строительной отрасли Автор рубрики - Станислав Логунов,
эксперт по оптимизации и модернизации бизнес-процессов в строительной отрасли

Приближается Новый год, и в связи с этим я решил выбрать для предпраздничного обзора книжку более легкую и развлекательную, чем обычно. Касин Гейнс опубликовал «Назад в будущее. История создания» в этом году, к юбилею первой части всеми любимой трилогии. История фильма представлена автором как бизнес-кейс.

Это рассказ о руководителе, который отвечал за свои слова и взял на себя ответственность за ошибочное решение. О компании, которая отбросила наработки на стадии тридцатипроцентной готовности и начала все с нуля, чтобы не поступиться своим видением конечного продукта. О команде, которая работала на износ ради достижения цели.

Побеседовав с почти пятьюдесятью участниками событий, лауреат Награды независимых издателей Америки 2012 года в категории «Поп-культура» Касин Гейнс рассматривает ситуации с позиций специалистов самых разных подразделений, создавая объемную картину командной работы.

ИЗ ПРОШЛОГО

Сегодня трудно в это поверить, но идея одного из главных блокбастеров 80‑х поначалу не нравилась никому из студийных боссов. И, строго говоря, для этого были свои причины. У ее авторов, Роберта Земекиса и Роберта Гейла, за спиной не было ни одного по-настоящему успешного проекта. А сама идея фильма о встрече современного подростка с его отцом в ностальгическом прошлом, когда тот тоже был тинейджером, казалась чересчур умильной для основной киноаудитории – бунтующей молодежи.

Гейл и Земекис проводили презентацию за презентацией в одной студии за другой, но в течение нескольких лет это не приводило к какому-либо успеху. Тогда же провалились три фильма о путешествиях во времени, а по студийной логике это автоматически означало, что фильмы на эту тему будут проваливаться и дальше.

Отчаявшийся запустить «Назад в будущее» Земекис подписал контракт на постановку авантюрно-романтической комедии «Роман с камнем». И, неожиданно для многих, финансировавшийся по остаточному принципу фильм оказался хитом. Настолько большим хитом, что следующий проект режиссера готовы были принять на любой студии, а тема уже никого не беспокоила.

После первой же новой презентации проекта, проведенной на студии «Юниверсал» с участием старого друга Земекиса Стивена Спилберга, решившего продюссировать «Назад в будущее», фильм сразу получил зеленый свет. Более того, Спилберг не желал работать непосредственно с тогдашним президентом студии, и ответственным за контроль над инвестициями в фильм стал сам Сид Шайнберг, президент и исполнительный директор корпорации MCA, подразделением которой была «Юниверсал Пикчерз». Четыре года усилий, надежд, поражений и отказов завершились. Уверенность авторов в своей идее принесла первые плоды, теперь осталось доказать, что она была обоснованной.

ВЕРНОСТЬ ВИДЕНИЮ

Изначальным выбором Земекиса на роль главного героя, старшеклассника Марти Макфлая, был набиравший популярность актер Майкл Дж. Фокс. Но Фокс был занят в сериале, и продюсер этого шоу, несмотря на личную дружбу со Спилбергом, отказался даже показывать сценарий актеру, на котором держалась популярность ситкома у молодежной аудитории.

После масштабных прослушиваний, в которых участвовали чуть ли не все молодые артисты Лос-Анджелеса, в топ-листе осталось двое – Си Томас Хауэлл и Эрик Штольц. Практически всем членам команды больше нравилась проба Хауэлла – он хорошо смотрелся на экране, умел быть смешным и имел опыт работы со Спилбергом. Но Сиду Шайнбергу больше понравился Штольц. Понравился настолько, что глава студии пообещал Земекису и Гейлу в случае неудачи позволить им заменить исполнителя главной роли. Такого рода обещания, конечно, даются в полной уверенности в том, что их не придется исполнять.

Спустя месяц после начала съемок стало ясно, что выбор актера оказался ошибкой. Посмотрев черновой монтаж пятидесяти минут готового материала, что составляет практически половину фильма, Земекис пришел в ужас – «вместо главного героя на экране была дыра». Получилось не смешно, не позитивно, не легкомысленно. К тому же исполнитель откровенно выпадал из остального актерского ансамбля. Проблема заключалась в двух свойствах Штольца – у него не хватало самоиронии и он был фанатичным последователем Метода, экстремальной американской версии Системы Станиславского.

Метод предполагает полное погружение актера в материал, до состояния идентификации исполнителя с персонажем. Но при некритическом применении любая идея легко доводится до абсурда. Штольц для поддержания себя «в роли» сводил к минимуму общение с командой, отзывался только на имя своего персонажа, просил Земекиса объяснить глубинную подоплеку действий Марти Макфлая и, что было особенно неприятно, отказывался от всякой условности – в частности, в сценах драк бил своих партнеров в полную силу. Эрик не был плохим актером, собственно он – очень хороший актер. Но его несовпадение с ролью было катастрофическим.

Земекис и Гейл показали материал Спилбергу, и они вместе пошли к президенту MCA, чтобы напомнить о данном некогда обещании. О том, что произошло в кабинете Шайнберга, рассказывают разное. По версии Гейла, руководитель студии «неохотно, но согласился», но сам Шайнберг утверждает, что сразу дал согласие на замену исполнителя: «Если бы я сказал “Продолжайте снимать фильм, который по вашему мнению не получается”, то я точно был бы идиотом». Учитывая, насколько тяжелыми были последствия принятого решения, я скорее верю Гейлу.

В корзину ушел практически весь снятый материал. Фильм надо было начинать снимать заново. Срок выхода на экран срывался. По приблизительным оценкам, замена Штольца обошлась в 3,5 миллиона долларов при бюджете в 15 миллионов. Сегодня мы знаем, что суммарные сборы фильма составили свыше 380 миллионов, но в тот момент Шайнберг рисковал – помимо роста затрат фильм приобретал репутацию «проблемного». И вера руководителя в проект и команду, которая над ним работала, как и ответственность за данное слово вызывают глубокое уважение.

Трудно представить себе строительную организацию, которая отправляет в корзину наполовину готовый проект только потому, что принятые решения кому-то показались не оптимальными. Такого практически не бывает – и именно поэтому появляются объекты, скажем так, сомнительного качества. Ответственность руководителя за соответствие результатов работы компании наивысшим стандартам в долгосрочной перспективе является залогом успеха организации.

ОБРЕТЕНИЕ ГЕРОЯ

Перед тем как принимать окончательное решение об увольнении основного исполнителя, надо было найти ему замену. И авторы фильма снова обратились с просьбой дать им возможность представить сценарий Майклу Дж. Фоксу. На этот раз, проникшись проблемами Спилберга и учитывая, что телесезон не начинался, а подходил к концу, продюсер сериала согласился – и молодой актер сразу ухватился за представившуюся возможность выйти на новый виток карьеры. 

Учитывая, что Фокс оказался звездой сразу двух проектов, рабочий день актера стал составлять восемнадцать часов. В течение нескольких месяцев его перевозили между домом и съемочными площадками в микроавтобусе, где он спал на уложенных на полу одеялах. Но молодость, жизнерадостность и желание выполнить работу наилучшим образом позволяли ему сохранять энергию, юмор и обаяние даже в подобных условиях. Фокс быстро стал душой съемочной группы, а «дыра» в центре экрана затянулась.

Именно сотрудники, которые не отделяют собственные успехи от успехов компании, уважают команду, с которой работают, и готовы пожертвовать многим ради общего дела, обеспечивают достижение наилучших результатов.

Съемки проходили в теплой атмосфере веры в грядущий успех. И эту атмосферу не омрачали даже странности актера, исполнявшего роль отца Марти – Криспина Гловера. Эксцентричный молодой человек имел особенное представление о фильме и своей роли в нем, но сохранял профессионализм и в итоге всегда выполнял требования режиссера.

Во многом качество фильма объясняется преданностью команды авторскому видению. Как говорит в книге один из техников, «Не важно, идет ли речь о том, как снимать, или об эстетической стороне – тебя наняли для помощи режиссеру. Если что-то идет не так, а он еще до съемок представлял себе, как это будет, то ты чувствуешь себя ужасно. Кажется, что ты его предал». Когда такой подход разделяет большая часть съемочной группы, можно ожидать достойного результата.

Успех фильма превзошел самые смелые ожидания. Это был триумф. И очень скоро стало понятно, что без продолжения не обойдется.

ВТОРАЯ ЗАМЕНА

Поскольку изначально сиквел не планировался, требовалось по новой собрать актерскую труппу. Большинство участников первого фильма с радостью согласились на участие в продолжении. Исключение составили двое. Актриса, исполнявшая эпизодическую роль девушки Марти, не могла участвовать в съемках по объективным причинам, и ее заменили на исполнительницу со сходным типажом. С Криспином Гловером вышла другая история.

Будучи уверен в своей значимости для проекта, а также испытывая неудовлетворенность от того, что к его мнению на съемках первой части не прислушивались, Гловер выдвинул продюсерам заведомо неадекватные требования, в частности – гонорар, равный оплате главной звезды, то есть миллион долларов. Разумеется, никто не собирался идти у него на поводу. Пока шли переговоры, Земекис с Гейлом свели роль старшего Макфлая в сценарии к минимуму. И, поскольку актер так и не захотел умерить амбиции – он остался без роли, вместо него наняли статиста и с помощью пластического грима превратили в двойника Гловера. 

Если человек не хочет быть частью команды – от него лучше избавиться. И несмотря на то, что в результате обращения в суд с обвинением авторов фильма в незаконном использовании его образа Гловеру удалось получить сумму, сопоставимую с желанным гонораром, на этом его карьера в кино фактически закончилась. Ролей в большом студийном кино ему больше не предлагали – никто не хочет иметь дело с амбициозным склочником. Большинство зрителей замены не заметило, что еще раз доказывает известную максиму – кладбища полны могилами незаменимых людей. Поэтому, столкнувшись с неконструктивным поведением даже самых ценных сотрудников, от них лучше всего сразу освобождаться – почувствовав слабость, шантажисты будут только повышать свои требования.

ОПТОМ ДЕШЕВЛЕ

Еще одним смелым решением стала съемка второй и третьей частей одновременно. Сейчас это стало распространенной практикой, но в 80‑х такой метод, который резко удешевлял производство каждой отдельной части и упрощал логистику, был новшеством. Ранее обычно такое происходило случайно, когда уже снятый материал просто не вмещался в рамки одной серии. По сути, так было и с продолжениями «Назад в будущее» – только авторы поняли это еще на стадии сценария и разделили фильм на два до начала работы, сэкономив массу сил и средств. Качественное планирование эффективно в любом бизнесе – от кино до строительства.

Хотя каждая следующая серия собирала меньше денег, чем предыдущая, уровень окупаемости был очень высок. Со временем вся трилогия приобрела культовый статус, и продажа видеоносителей и сопутствующих товаров все еще приносит значительные прибыли.

Я рекомендую книгу как любителям кино, так и всем, кто интересуется бизнес-процессами. Она позволяет увидеть изнутри работу киноиндустрии как производства. А как я убедился еще в период работы в ГАУ «Центр государственной экспертизы», многие идеи, возникшие в далеких от твоей сферы деятельности отраслях, можно и нужно адаптировать и применять в собственной практике.

Учитывая, что этот обзор – последний в 2015 году, я хотел бы поздравить всех читателей с наступающим Новым годом. Уходящий год сурово испытал нас на прочность, и следующий обещает быть не менее сложным. Но это не повод утрачивать радость жизни, переставать стремиться к большему, лучшему! Удачи вам в новых начинаниях, успехов в уже реализуемых проектах! Давайте строить так, чтобы построенным можно было гордиться еще долгие годы!

Читайте книги, учитесь, развивайтесь – и все у вас обязательно получится!

Буду рад получить ваши комментарии и предложения по адресу: silaznaniy@ktostroit.ru


Поделиться:
обзор

{{articles.header}}

{{results}}