Тот, кто строил Петербург

   01 февраля 2016, 08:00

Сила знанийКнига воспоминаний Владимира Михайловича Гольмана, Заслуженного строителя РФ, депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга четырех созывов, основателя и президента Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «Союзпетрострой», вышла в конце прошлого года. После прочтения мне сразу же захотелось встретиться с Владимиром Михайловичем, и он, несмотря на занятость, любезно согласился обсудить несколько вопросов.

Станислав Логунов: Владимир Михайлович, я с большим удовольствием прочел Вашу книгу, «Дом, который построил Гольман». Было очень интересно на два часа оказаться на стройплощадке шестидесятых-восьмидесятых годов, среди политиков девяностых и двухтысячных. Тем более, что многих людей, о которых Вы вспоминаете, я знал лично, а с некоторыми даже работал. И особенно Ваша книга будет интересна молодым людям, принимающим решение о своей дальнейшей судьбе. Я с уверенностью могу сказать, что мой сын ее прочитает. Свяжет ли он свою судьбу со строительной областью – это будет его решение, но моя задача – дать ему возможность прочитать те книги, которые помогут ему такое решение принять. В связи с этим мой первый вопрос: какие личные качества помогли Вам достигнуть таких успехов в строительстве?

Владимир Гольман: Я так скажу – в строительстве огромное значение имеют настойчивость и воля к победе. У меня это желание побеждать было всегда. Какую бы должность я ни занимал – мастер, начальник участка, прораб – я всегда относился к работе серьезно, жил ей. И, наверное, поэтому никогда не задерживался на этих должностях надолго – возникали обстоятельства, при которых меня назначали на ступеньку выше. Когда в 1957 году, после окончания ЛИСИ, я пришел в УНР‑30 третьего треста «Главленинградстроя», я начал работать монтажником на строительстве Щемиловки, жилых кварталов в районе нынешней улицы Седова – полгода рубил панели. А потом меня заметил начальник управления – и через два года я заканчивал объект уже начальником участка. И с каждым шагом по карьерной лестнице напряженность работы, сложность решаемых вопросов только возрастали. Как Вы понимаете, фамилия Гольман не слишком облегчала продвижение (кстати, если бы я захотел поменять эту фамилию на девичью фамилию матери, а она была Болотова, никто в семье не возражал бы – но я не считал это возможным). Но если требовалось, я мог прийти на работу и вечером, и ночью, я относился к работе ответственно – и это было гораздо важнее фамилии.

С.Л.: Меня в Вашей книге, помимо прочего, привлекли некоторые параллели в наших судьбах. Мы оба закончили ЛИСИ, начинали на стройке с самого низа, только с разницей в сорок лет. Поэтому мне хотелось бы, чтобы мы в этом разговоре могли что-то подсказать молодежи, только начинающей свой путь в строительстве. Где-то с середины девяностых мы потеряли несколько поколений строителей, проектировщиков, изыскателей. Уровень образования вызывает справедливые опасения. С высоты Вашего опыта, какой выход из сложившейся ситуации Вы видите?

В.Г.: Я могу сравнить с тем, как проблема решалась двадцать пять лет назад. Мы, в зависимости от занимаемого поста, каждые несколько лет учились. Те, кто работал непосредственно на производстве, обучались раз в три года, руководители – раз в пять лет. Сегодня, к сожалению, повышение квалификации превратилось в формальный процесс, зачастую не требующий даже личного присутствия. А мы, несмотря на должности, посещали занятия – разумеется, без отрыва от производства. Эти занятия длились обычно месяц, и за этот месяц ты должен был часы тратить на учебу. Происходило настоящее повышение квалификации – мы проходили отдельные курсы по специальности, по управлению производством и людьми. По окончании обучения надо было написать выпускную работу – например, реферат. Самим написать, не поручить кому-нибудь. И это давало хороший импульс для дальнейшего саморазвития. Кроме того, существовал институт наставничества, позволявший передавать наработанный опыт.

С.Л.: В девяносто пятом году, когда я пришел в ГУП «Водоканал», там этот подход еще действовал – мы без особого желания, но принимали участие в занятиях по профессиональной подготовке. Сейчас, по прошествии лет, я признателен «Водоканалу» в том числе и за привитую привычку развиваться. Тем более, что там было у кого поучиться, даже просто наблюдая за выдающимися руководителями со стороны.

В.Г.: Могу добавить, что мне очень везло на руководителей – это были люди величайшего дарования, которые своим личным примером очень помогли мне стать тем, кем я стал. Они были настоящими мастерами управления. Это были артисты своего рода, которые всерьез занимались стройкой, полностью отдавали себя работе.

С.Л.: Вы построили огромное количество объектов, и некоторые из этих зданий до сих пор вызывают восхищение. Студенческий городок ЛГУ, комплекс «Ленэкспо» в Гавани, башня «ВНИИ галургии» в восемьдесят восемь метров высотой (проспект Народного Ополчения, дом 2, рядом с Ленинским проспектом). Понятно, что трудно выбрать что-то одно. Я попросил бы Вас рассказать об объекте, который запомнился именно каким-то новым подходом в строительстве.

В.Г.: Мы делали нулевой цикл для гостиницы «Прибалтийская», а рядом работали строители из Швеции. И мы предложили шведам посоревноваться – кто быстрее закончит, в те времена «социалистическое соревнование» было распространено в нашей стране. Но выяснилось, что они соревноваться с нами не могут, потому что у них все сроки строительства были расписаны чуть ли не по минутам. Им материалы и оборудование привозили в строго определенные сроки, так что они просто не могли закончить раньше или позже плана.

С.Л.: То есть они уже тогда работали по системе «Точно вовремя»? Я большой поклонник книги Джеффри Лайкера «ДАО Toyota» и TPS – производственной системы Toyota, и подход «Точно вовремя», не раньше и не позже, а когда нужно, – один из основополагающих принципов этой системы.

В.Г.: Да, совершенно верно. Все только в срок, по плану. У них просто не было возможности с нами соревноваться. Тот случай, когда надо выбирать между быстротой и эффективностью. Для нас скорость была на первом месте, так что шведско-японский метод нам не подходил.

С.Л.: Вы семнадцать лет проработали в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга. Вы были одним из основоположников системы ипотечного кредитования, которая помогла огромному количеству петербуржцев приобрести новые квартиры. Сейчас в средствах массовой информации появились разговоры о том, что рассматривается вопрос прекращения государственного субсидирования ипотеки. По Вашему мнению, к чему это приведет?

В.Г.: Когда мы начали заниматься ипотекой, у нас в стране не было никакого подобного опыта, шли методом проб и ошибок. И долевое строительство, когда мы стали привлекать средства населения для того, чтобы строить жилье – это было почти революционно. В итоге ипотека стала потихоньку внедряться, это был сложный процесс, но тем не менее она была внедрена. Сегодня около пятидесяти процентов жилья строится по ипотеке. И если господдержку ипотеки убрать, то это будет очень печально для всех – и для строителей, и для горожан. В строительстве сейчас без ипотеки обойтись просто невозможно – люди к ней привыкли, да и механизм наработан. Каким образом будут происходить вливания денег в ипотеку – сейчас сказать сложно, но путей очень много. Я убежден, что ипотеку так просто отбросить нельзя. Нельзя. Это инструмент финансирования, и сегодня просто сказать, что ее не будет – это неприемлемо. При принятии решений подобного рода очень важно учитывать мнение профессионалов, хорошо разбирающихся в вопросе.

С.Л.: Во время Вашей работы в ЗакСе 
Вы были, в хорошем смысле этого слова, главным лоббистом строительной отрасли. Если бы у Вас появилась возможность сегодня принять какой-то один закон, о чем бы он был?

В.Г.: Я отработал в Законодательном Собрании четыре созыва, начиная с первого. Когда мы пришли в ЗакС, это был чистый лист – не было регламента, отсутствовала юридическая база, обеспечивающая деятельность городского парламента. И вот мы потихонечку, шаг за шагом заполняли эти пробелы. В эти семнадцать лет естественным путем создавался парламент. И за это время мы приняли столько законов, что их остается только выполнять. Законодательная база более чем достаточна. Законов практически не принимают – есть только поправки к законам. Поправки, связанные с тем, что нужно какие-то законы подредактировать, актуализировать, что-то поменять – именно этим ЗакС и занимается. А нужды в издании новых законов для города просто нет.

С.Л.: А из федеральных законов что Вам хотелось бы изменить? Мне, например, хотелось бы вернуть требование по наличию стадии ТЭО, технико-экономического обоснования, которое, на мой взгляд, ошибочно исключили. Сейчас Минстрой работает над возвращением ТЭО для строек с государственным финансированием, но никаких сроков не называется. Необходимо проводить государственную экспертизу ППТ, проектов планировки территории, потому что общественные слушания, наверное, хороши с точки зрения политики, но помимо этого документы подобной важности должны проверять профессионалы.

В.Г.: Полностью с Вами согласен. У нас есть два документа – генеральный план и ППТ, и я Вам скажу, что оба этих документа заслуживают того, чтобы к ним относились очень серьезно. Потому что обычному человеку справиться с генеральным планом, понять его настолько, чтобы предложить к нему грамотную поправку – невозможно. Это очень серьезный документ. То же самое с ППТ. Поэтому я считаю, что если предлагать поправку к проекту планировки или к генеральному плану – это нужно делать со знанием дела. И поправки должны проходить экспертизу, чтобы, как минимум, потом не возникало противоречий в документах.

С.Л.: С конца пятидесятых годов, когда Вы начинали свою карьеру в строительстве, в Ленинграде обычной практикой была квартальная застройка. Затем, после короткого периода хаоса, в 2004 году было издано Постановление Правительства Санкт-Петербурга, которое определяло перечень тех территорий, которые будут застраиваться по квартальному принципу – оно на сегодня полностью реализовано. Обновленное постановление не вышло, но появились КОТы, планы комплексного освоения территорий. Расскажите немного о том, как это все начиналось?

В.Г.: Квартальная застройка, которой мы занимались, была на тот момент очень прогрессивным подходом. Каждый год для «Главинжстроя», организации, занимавшейся наружными инженерными коммуникациями, создавался план работы, опережающий план работы нашей организации, «Главленинградстрой», занимавшейся строительством зданий, где-то на год, если не больше. И «Главинжстрой» двигался перед нами, строил инженерные сети, дороги. А потом шли мы и занимались квартальной застройкой, подключаясь к уже готовым сетям. В этот период в городе было очень много свободных территорий, и мы полностью использовали имевшиеся возможности. Этот метод квартальной застройки был, конечно, очень удобен и выгоден, потому что мы, по сути дела, застраивали весь город, снося деревянные сооружения и мелкие кварталы. Насколько это было здорово с точки зрения сохранения исторического облика города – я не могу сейчас сказать с уверенностью, но то, что мы создавали новый Ленинград – это точно.

С.Л.: Я думаю, что сейчас уже можно с уверенностью сказать, что это было единственно правильным подходом. У меня в этом сомнений нет, я убежденный сторонник именно комплексного строительства, когда заранее в проект закладываются трубы диаметра, соответствующего планируемой производительности, или когда при строительстве электрических сетей учитывается мощность, необходимая для всего комплекса. Но падающий спрос может попросту не позволить вести комплексную застройку.

В.Г.: Я бы сказал, что проблема даже не финансовая. Идея квартальной застройки, идея КОТов – бесспорно очень интересна и продуктивна, но сегодня в городе осталось очень мало территорий, на которых можно вести квартальную застройку. Нужно уходить в область, в сторону юга, на Пушкин, Петергоф, Павловск, Гатчину, Ломоносов. Конечно, я уверен, что придет время, когда мы с областью объединимся. Но сейчас оно еще не наступило. Подождем.

С.Л.: Владимир Михайлович, огромное Вам спасибо за интересную беседу. Надеюсь, что эта наша встреча далеко не последняя, потому что, как мне кажется, у нас осталось еще много интересных тем для обсуждения.

Смотрите видео беседы
       

Обсудить эту и другие публикации рубрики «Сила знаний» вы можете в блоге 
ее автора, расположенном по адресу: 
https://www.facebook.com/logunovsi


Поделиться: