Стройматериалы: история падения

   21 марта 2016, 11:43

Безымянный-3.pngКризис в строительстве (падение в отдельных сегментах превышает 50%) привел к обвалу на рынке строительных материалов.

Спрос на них в Петербурге и Ленобласти упал в среднем на 25%. Это в свою очередь привело к снижению объемов производства и банкротству компаний.


Кризисная стройка

В 2015 году кризисные явления стали весьма ощутимы для строительной отрасли России в целом и Петербурга и Ленобласти в частности. Хотя объем ввода жилья в эксплуатацию в Петербурге и области совокупно не снизился, а даже вырос на 6%, но на рынок было выведено на 30% меньше новых объектов. Кроме того, в коммерческой недвижимости масштабы нового строительства упали значительно существеннее. Например, новых складов в городе и области за 2015 год было сдано вдвое меньше, чем годом ранее (182 тыс. кв. м, меньше на 54%). Торговой недвижимости построили лишь 43,7 тыс. кв. м – половина от сданных в эксплуатацию объектов за тот же период 2014 года и наименьший результат с 2010 года, свидетельствуют данные JLL.

Многие частные и государственные компании сократили свои инвестиционные программы (в дорожной, инфраструктурной, промышленной и прочих отраслях), что также добавило отрицательных показателей в строительную копилку.

За 2015 год число обанкротившихся девелоперов и подрядчиков выросло в пять раз и составило 2,7 тыс. компаний. Правда, в основном речь идет о небольших субподрядных организациях, но с рынка уходят и серьезные игроки, положение которых из-за кризиса сильно пошатнулось. Например, о сворачивании деятельности в Петербурге заявляла финская компания «Лемминкяйнен», правда, 3 марта они объявили о подписании договора подряда на строительство жилого дома в Сосновом Бору. «Сдулся» лидер подрядного рынка ГК «Интарсия», в сложной ситуации находится холдинг «Петротрест», не смогла достроить объекты ГК «Город», сошли со сцены и крупный подрядчик «Невисс-Комплекс», и структура ГК «СУ‑155» «РосСтрой».


Закономерные последствия

Итог – масштабное падение спроса на стройматериалы и сокращение их производства. Так, по данным Росстата, производство кирпича в 2015 году в России сократилось на 11% (до 10,5 млрд условных кирпичей), железобетонных изделий (ЖБИ) – на 18,7% (до 21,8 млн куб. м), товарного бетона – на 16% (до 25,2 млн куб. м), цемента – на 9,9% (до 61,6 млн тонн), листового стекла – на 5,5% (до 262 млн кв. м).Безымянный-2.png

В Петербурге и Ленобласти спрос на стройматериалы в среднем сократился на 25%, хотя падение объемов их производства пока не столь драматично. Например, по подсчетам ГК «УНИСТО Петросталь», объем рынка ЖБИ Петербурга и области за 2015 год снизился на 15% и составил порядка 700 тыс. куб. м.

Производство бетона в начале 2015 года составляло 6,1 млн куб. м (около 20 млрд рублей), но уже к середине года уменьшилось на 10–12%, а к концу года – на 35%. Хотя в двух соседних регионах действует около 160 бетонных узлов (принадлежат 90 компаниям), но их мощности загружены в среднем лишь на 15–18%. Бетонные заводы лидеров рынка (крупнейший из них – «ЛСР. Железобетон – Северо-Запад» с 30% рынка, весомыми являются также компании «СиБ-центр», «Бетонекс», «Бетсет», Гатчинский ССК, «Метробетон», «Лидер-Пром» и другие) задействованы на 30–50%. Существующие мощности бетонщиков Санкт-Петербурга и Ленинградской области в шесть раз превышают сегодняшние потребности рынка.

Выпуск цемента в Петербурге и Ленобласти в 2015 году снизился на 18%, до 3,8 млн тонн (данные компании «Решение»), а его потребление в двух регионах – на 12%, до 3,7 млн тонн.

Спрос на кирпич в 2015 году сократился на 5–7%, и по итогам 2016‑го эксперты прогнозируют снижение еще на 20%.

Производители некоторых видов стройматериалов пытаются хотя бы отчасти компенсировать падение местного спроса за счет наращивания экспорта. Например, в прошлом году в целом по России было произведено щебня и гравия на 10,4% меньше, чем в 2014‑м (в Северо-Западном ФО – 116 тыс. тонн, на 18,7% меньше). При этом российские предприятия увеличили экспорт этой продукции втрое – до 340 тыс. куб. м.

Однако для большинства материалов этот рецепт неприемлем. Например, оптимальное плечо доставки бетона и асфальта – не более 100 км, так как эти материалы застывают в дороге. Для ЖБИ этот показатель не превышает 350 км для транспортировки автомобильным транспортом, а железнодорожный тариф приводит к удорожанию стоимости продукции более чем на 10% на каждую тысячу километров. Причем для перевозки ЖБИ вагоны нужно специальным образом оборудовать, что повышает стоимость доставки еще на 8–10%.

Поэтому большую часть произведенных на Северо-Западе стройматериалов приходится использовать только в этом округе, следовательно, падение местного спроса на них напрямую отражается на производственных показателях предприятий-изготовителей.


Обострение конкуренции

Сложившаяся на рынке ситуация приводит к закономерному обострению конкурентной борьбы. Например, в феврале 2016 года компания «Евроцемент Груп» Филарета Гальчева, пользуясь своим доминирующим положением на рынке (контролирует более 60% регионального цементного производства), повысила цены на свою продукцию на 8% (на 300 рублей за тонну) – рекордный скачок цен за последнюю пятилетку. Таким образом производитель может решить сразу несколько своих задач: нивелировать потери прибыли от сокращения спроса на стройматериалы, а также ускорить окупаемость приобретенного в 2014 году у «Группы ЛСР» за 18 млрд рублей завода в Сланцах.

Однако остальным игрокам поведение цементного лидера принесет крупные неприятности. Больше всего пострадают производители бетона, в составе себестоимости которого цена цемента составляет 30%. Учитывая кризис перепроизводства этого продукта в нашем регионе, многие мелкие предприятия (многие из них и так работают «в ноль» или в убыток) в этом году разорятся. По оценкам экспертов, с рынка может уйти не менее 10% игроков.

Еще одна кризисная тенденция – перераспределение сил на рынке стройматериалов за счет продажи производственных активов. От них избавляются как мелкие участники, так и крупные компании. Так, в начале 2016 года стало известно, что владелец ПО «Ленстройматериалы» Дмитрий Игнатьев продает Гатчинский ССК (ГССК) – третий по объему производства комбинат железобетонных изделий в Петербурге и Ленобласти. Цена выставленного на продажу актива заявлена на уровне 1,26 млрд рублей.

Несколько лет назад комбинат прошел реконструкцию, в результате которой его мощность выросла с 80 тыс. до 120 тыс. куб. м ЖБИ в год, объем инвестиций составил 20 млн евро. Но отбить эти вложения ГССК так и не смог. Как и выйти на проектную мощность (в 2015 году он выпустил лишь 40 тыс. куб. м ЖБИ, оценивают эксперты).

Финская компания Betset Oy продала единственный свой завод в Петербурге – покупателем стал пул инвесторов из Казахстана. Стоимость сделки оценивается в 1 млрд рублей. Мощность завода, построенного финнами в 2012 году, составляет 0,5 млн кв. м жилья (10 тыс. квартир) в год. Он должен был стать основным поставщиком ЖБИ–панелей для скандинавских компаний, работающих в Петербурге и Ленобласти, таких как «ЮИТ Санкт–Петербург», «Лемминкяйнен» и NCC. Но из-за обвала строительного рынка сейчас завод загружен лишь на 20%, и финский владелец решил избавиться от убыточного актива.


От продажи до банкротства

Весь прошлый год участники рынка ждали завершения сделки по продаже бетонного бизнеса «Группы ЛСР». Покупателем должна была стать компания «Титан Демонтаж строй», заявившая о готовности приобрести бетонные активы ЛСР (эксперты оценили их в 1,5 млрд рублей). Однако на завершающем этапе сделка сорвалась – у покупателя не хватило денег. Это выяснилось в конце декабря. На продажу выставлялось семь действующих бетонных заводов «Группы ЛСР» в Петербурге и четыре законсервированных предприятия в Москве. Их совокупная мощность в 2014 году составила 1,6 млн куб. м бетона.

Примечательно, что ЛСР уже не в первый раз пыталась избавиться от своих бетонных активов. Так, ранее московские заводы купила за 500 млн рублей (оценка экспертов) столичная компания «Аракел». Но клиент не смог оплатить покупку, и сделка развалилась.

Так и не смогла избавиться от своих петербургских активов ГК «Балтрос». Еще в 2013 году ГК заявила о намерении продать домостроительный комбинат (ДСК) «Славянский», а в 2014‑м – другой комбинат – «ТСК-Бетон». На последний актив даже нашелся покупатель. В декабре 2015 года «Балтрос» договорился о продаже «ТСК-Бетона» (занимает 7 % петербургского рынка бетона, объединяет три бетонных завода) с владельцами холдинга «НСК-Монолит» (62,5% принадлежит Дмитрию Семенову, 37,5% – Дмитрию Сидорову; объединяет семь компаний, занимающихся проектированием, строительством, изысканиями). Но оба ДСК так и остались у «Балтроса», продаж не случилось.

В числе значимых событий рынка стройматериалов последнего года также запуск в ноябре 2015‑го нового ДСК компании «УНИСТО–Петросталь» мощностью 150 тыс. кв. м в год. Инвестиции в проект составили 1,3 млрд рублей. ДСК заработал на год позже первоначально заявленного срока, в разгар кризиса (его строительство стартовало в конце 2013‑го), и его появление на без того высококонкурентном рынке не могло остаться без последствий. Они не замедлили проявиться: уже начал банкротиться Кировский ДСК. Эксперты считают, что продажа ГССК тоже связана с выходом «УНИСТО–Петросталь» на рынок стройматериалов.

Из-за критической ситуации на рынке банкротится также и множество производителей ЖБИ. В их числе – ООО «ОтКом»: из-за проблем с выплатой кредита в 40 млн рублей компания приостановила работу в конце прошлого года, отправив сотрудников в отпуска. Инициатором банкротного иска выступил Сбербанк. Он же банкротит и другую компанию – ООО «ЛенПромБетон». А «Банк Москвы» подал иск о несостоятельности в отношении старейшего в Ленобласти завода по производству ЖБИ – «211‑КЖБИ». Из-за банкротства одного из прошлых лидеров российского рынка «СУ‑155» прекратило работу принадлежавшее ему ЗАО «ДСК-Войсковицы».

Поделиться:
стройматериалы
рынок
снижение объемов

{{articles.header}}

{{results}}