Мы создаем будущее для наших покупателей

   09 августа 2016, 08:33
Быть строителем сегодня почетно, благородно и очень ответственно. О том, как преодолевать трудности, не бояться кризиса, находить компромисс с властью и развивать гигантские территории без срыва сроков, газете «Кто строит в Петербурге» рассказывают директор по строительству ЗАО «Строительный трест» Леонид КУЗНЕЦОВ и потомственный строитель, руководитель проектов комплексного освоения территорий ЗАО «Строительный трест» Анзор БЕРСИРОВ.

– Давайте начнем с самого главного для каждой строительной компании. Сколько проектов сейчас находится в работе у «Строительного треста», какие из них вы курируете?

Леонид КУЗНЕЦОВ:

– Сейчас мы ведем 13 проектов, среди которых крупные и малые комплексы, многоэтажная застройка и загородные поселки. Я отвечаю в целом за городское строительство, исключение – объект в Кудрово, где ведется комплексное освоение территорий.

Анзор БЕРСИРОВ:

– Я занимаюсь в компании комплексным развитием территорий. В их числе один из самых больших наших проектов – жилой комплекс NEWПИТЕР в Новоселье.

– Сколько объектов будет сдано до конца нынешнего года?

Леонид КУЗНЕЦОВ:

– Большинство наших проектов строится в несколько очередей, поэтому и сдаются они частями. Вот в Кудрово объем строительства около 500 тысяч квадратных метров, из них в этом году будет введен один лот на 65 000 квадратных метров. В проекте на Лиственной улице будет вводиться в строй вторая очередь площадью порядка 35 000 квадратов. Кстати, в этом году нами уже сдан спортивный комплекс OLYMP-Велотрек на проспекте Тореза.

Анзор БЕРСИРОВ:

– В Новоселье также мы введем два дома общей площадью 25 000 квадратов. В целом в последнее время компания придерживается стабильной политики и сдает в общей сложности от 120 до 150 тысяч квадратных метров в год. В этом году цифра остается актуальной.

– Планирует ли «Строительный трест» выход на новые объекты?

Леонид КУЗНЕЦОВ:

– Да. На Петровском острове, Ремесленная, 21, у нас планируется старт строительства медицинского центра с апартаментами. Есть еще один уникальный жилой объект в Сестрорецке под называнием «Пляж». Там мы уже вышли на стройплощадку, но введен он будет лишь в следующем году.

– Какие социальные объекты находятся в портфеле компании?

Анзор БЕРСИРОВ:

– В этом году введен в эксплуатацию муниципальный детский сад на 145 мест в Новоселье. Его открытие запланировано на сентябрь. Он построен по программе «Социальные объекты в обмен на налоги». В Кудрово совместно с «Отделстроем» мы построили и ввели в эксплуатацию школу на 1 600 мест. Она также должна открыть свои двери в новом учебном году. Это, кстати, крупнейшая на Северо-Западе школа и одна из крупнейших во всей России. В ней располагаются бассейн, четыре спортзала, две столовые и детский сад. Помимо этого, проектируется еще школа в Новоселье на 550 мест, ее планируем ввести в эксплуатацию в 2018 году.

Леонид КУЗНЕЦОВ:

– В Кудрово у нас также уже функционирует детский сад, построенный совместно с компанией «Отделстрой». В целом застраиваемый микрорайон имеет возможность для дальнейшего развития социальных объектов и другой необходимой инфраструктуры.

– «Строительный трест» активно работает и в городе, и в области, и в малоэтажном сегменте, и в высотном строительстве. И все же… Если бы вам довелось представлять компанию на зарубежной выставке, что бы сказали насчет ее специализации?

Анзор БЕРСИРОВ:

– У нас есть несколько особенностей, на которых мы акцентируем внимание. Во‑первых, мы – опытная компания, нам недавно исполнилось 24 года. Для строительного бизнеса – это серьезный возраст. За это время мы построили более 2 миллионов квадратных метров жилья, причем не допустили срыва сроков ни на одном из объектов. Основная наша специализация – кирпичное жилье комфорт-класса. Согласитесь, это немного больше, чем просто кирпичный комфортный дом, поэтому нам приходится строить социальные объекты, фитнес-центры, парки, бульвары, поликлиники и все остальное.

Леонид КУЗНЕЦОВ:

– Особое место занимают наши коттеджные поселки. Недавно мы активно вернулись к развитию этого сегмента. Сначала построили поселок «Небо» в Кузьмолово. Сейчас активно идет строительство двух проектов в Токсово и Петродворце. И, я думаю, это не последние объекты, потому что сегмент очень интересный. Главное в политике «Строительного треста» – комфортные кирпичные дома, независимо от этажности и масштаба проектов.

– А как компания «Строительный трест» переживает сегодняшний кризис?

Леонид КУЗНЕЦОВ:

– Экономический спад, который присутствует на рынке, никак не отражается на нашей работе.

Анзор БЕРСИРОВ:

– Как я уже говорил, мы последние несколько лет ставим перед собой задачу – вводить в эксплуатацию от 120 тысяч квадратных метров жилья, и эту цель выполняем. Не стал исключением и прошлый год. В нынешнем мы также планируем ввести около 125 тысяч квадратных метров жилья, несмотря ни на какой кризис. Продажи у компании стабильные. К тому же люди в кризисные времена обращают больше внимания как раз на репутацию и имидж компании.

– То есть я правильно понимаю, что компании не пришлось отказываться ни от каких объектов, которые были заявлены?

Леонид КУЗНЕЦОВ:

– Ни один проект не остановился. Все объекты возводятся по плану, а некоторые даже с опережением сроков.

– Изменился ли с кризисом спрос на разные виды жилья? Отразилось ли это на метраже и квартирографии проектов?

Леонид КУЗНЕЦОВ:

– Принципиально никакого изменения не произошло.

Анзор БЕРСИРОВ:

– Я думаю, что в нашем случае стабильность связана с тем, что мы не строим жилье экономкласса. Более всего в кризис пострадали покупатели именно этого сегмента недвижимости. Наши покупатели почувствовали экономический спад в меньшей степени. Если говорить о бизнес-классе, например, о ЖК OSTROV или о загородных коттеджах, то там нет ощущения спада.

Леонид КУЗНЕЦОВ:

– Что касается комфорт-класса, то план строительства и продаж выполняется. У нас есть определенное соотношение однокомнатных, двухкомнатных и трехкомнатных квартир для каждого проекта, сформированное на основе многолетнего опыта компании. И менять его из-за кризиса мы не планируем.

– У вас есть такой слоган: «Студий нет. Чтобы вы жили комфортно». Это принципиальная позиция компании?

Анзор БЕРСИРОВ:

– В своей рекламе мы пытаемся донести до людей простую истину о том, что студии – неправильное жилье, неправильный образ жизни. Дело в том, что студия априори не может быть постоянным жильем для человека. То есть в 99 процентах случаев это – временное жилье для студентов, приезжих людей и так далее. Это промежуточный этап, и он накладывает отпечаток на образ жизни человека. Что я хочу сказать: у того, кто живет в студии, не формируется чувство собственника по отношению к дому, району, двору. Зачастую подобные квартиры сдаются в аренду, а значит, жители не знакомы с соседями и никак не общаются. Наш основной клиент – это покупатель семейный, с детьми, который целенаправленно хочет купить квартиру в доме из кирпича, решив одновременно вопросы экологии, безопасности и социальной однородности. Это портрет покупателя, на которого мы ориентируемся, и студии – они просто не вписываются в тот образ жизни.

Леонид КУЗНЕЦОВ:

– Понимаете, когда в здании 20, 30 или 50 процентов студий, то такому дому уже больше подходит определение «общежитие семейного типа». А наш путь – создание комфортной среды.

Анзор БЕРСИРОВ:

– Кстати, есть и техническая составляющая вопроса. Когда считаются нормативы по озеленению, количеству парковочных мест и социнфраструктуры, в расчет берутся квадратные метры жилья. В наших домах средняя площадь квартир составляет от 54 до 56 квадратных метров, а в домах, состоящих из студий, показатель снижается до 35–40 квадратных метров. Это значит, что в одинаковых по площади домах будет разное количество квартир и жильцов. Увеличивается нагрузка на придомовую территорию, парковки и места общего пользования. Это мешает создавать комфортную среду обитания.

– Многие считают, что за комплексным освоением – будущее мегаполисов. Подтверждает ли это практика ваших проектов?

Анзор БЕРСИРОВ:

– Если говорить о комплексном освоении, то это глобальное понятие, подразумевающее множество составляющих. Очевидно, что оно включает строительство инженерной инфраструктуры, дорожных сетей, социальных объектов, но это далеко не все. Что такое проект комплексного освоения, КОТ? Это, на самом деле, – город. Пусть он и находится в составе Петербурга, но это полноценный обособленный район, по населению часто превышающий города в России и за рубежом. Поэтому надо четко оценивать и прорабатывать все аспекты городской жизни: места отдыха и развлечений, рабочие места, больницы и так далее.

Леонид КУЗНЕЦОВ: 

– Сюда же относятся и места для занятий спортом, прогулочные и парковые зоны, объекты первой социальной необходимости: магазины, аптеки, отделения банков, химчистки, медцентры и так далее.

– А что главное в ваших проектах комплексного освоения? На что вы делаете ставку?

Анзор БЕРСИРОВ:

– Например, наш первый проект комплексного освоения территорий – это Кудрово, жилой комплекс «Капитал». Первое, что мы сделали, это совместно с «Отделстроем» учредили единую компанию «Кудрово‑Град», которая занимается инженерной инфраструктурой, дорогами, социальными объектами. Эти вопросы мы решаем не после того, как продали основное количество квартир, а до. Например, инженерную структуру и магистральные дороги мы построили еще до выхода на стройплощадку. Это требует крупных инвестиций, но если девелопер собрался осваивать такую большую территорию, то нужно нести эту нагрузку. Первый детский сад мы там построили, когда было введено в эксплуатацию лишь 3 дома. Сегодня мы приблизились к пятидесятипроцентной отметке освоения этой территории, но уже введена школа и создан парк площадью 10 гектаров с велодорожками и детскими площадками.

Леонид КУЗНЕЦОВ:

– Кроме этого, там организовано учреждение по оказанию медицинских услуг. Огромное количество встроенных помещений отдано под аптеки, продуктовые магазины, мастерские. Хотя есть примеры проектов, где девелоперы считают, что не нужно первые этажи отдавать под коммерцию, это не выгодно для спальных районов, но в том-то и смысл комплексного освоения, чтобы район из спального превратился в полноценный жилой.

Анзор БЕРСИРОВ:

– Другой пример – NEWПИТЕР. В этом проекте мы использовали весь положительный опыт Кудрово, учли недостатки работы. Сегодня, введя в эксплуатацию всего два небольших дома, мы уже построили четырехполосный проспект с освещением, тротуарами и велодорожками. Кроме того, возвели детский сад, начали реализацию пешеходного бульвара, который назвали Бульвар Белых ночей. Там будет центральная площадь, детская площадка квартального масштаба и спортивные площадки для всех жителей района, прогулочный променад, фруктовый сад и так далее.

Леонид КУЗНЕЦОВ:

– В городе таких территорий мало, но со временем они появятся, например, на месте бывших промзон. Здесь будут проявляться современные достижения по созданию комфортной и экологичной среды для проживания петербуржцев.

– Мы уже говорили много о соцпроектах. А как влияет позиция властей на развитие социальных проектов? Помогают они или вы им помогаете?

Анзор БЕРСИРОВ:

– В области активно работает программа «Социальные объекты в обмен на налоги». Она стала катализатором для девелоперов региона, потому что осваивать подобные проекты невозможно без решения социального вопроса. Но ни один девелопер не будет брать на себя полностью 100 процентов затрат в ущерб собственной рентабельности. Областная программа решает вопрос, правда, возмещение средств идет небыстро и процесс сложный. В целом же это пример, когда правительство региона вникло в проблему и предложило решение, которое девелоперы поддержали. К сожалению, в городе такого нет, и развитие социальных объектов за счет девелопера здесь во многом усложняется.

– Инфраструктура социальная, инженерная и дорожная – обязательные составляющие комплексного освоения. А что формирует комфортную среду?

Анзор БЕРСИРОВ:

– Комфорт кроется в мелочах. Например, в Новоселье мы реализовали вещи, которые на первый взгляд незаметны. Это безбарьерная среда для детских колясок и людей с ограниченными возможностями. Даже строя по всем нормативам, невозможно удовлетворить все потребности маломобильных групп населения, не вникая в их среду и быт.

Кроме того, велосипедное движение. Сегодня много и часто говорят об экологии, и велосипедное движение – это один из аспектов развития экологической среды. Мало просто продавать велосипеды или открыть велосипедный магазин, нужно создать инфраструктуру велосипедную, а это: велодорожки и велопарковки, возможность припарковать велосипед у магазина и хранить его в подъезде, а не у себя на балконе.

Леонид КУЗНЕЦОВ:

– Еще один пункт – колясочные. Просто важно и необходимо, чтобы в каждом подъезде была своя колясочная.

Анзор БЕРСИРОВ:

– Да. Именно вот эти вещи. Кроме того, мы, наверное, первые из застройщиков, кто создал систему по раздельному сбору мусора. Я знаю, что многие компании уже пользуются подобными вещами, но несистематично. Они работают с разными переработчиками и разными перевозчиками. Когда я вник в эту тему, я понял, что долго это работать не будет. И мы практически год занимались тем, что создавали систему, чтобы это был один оператор, который оказывает услуги по раздельному сбору мусора. И вы знаете, с мая месяца мы начали эту программу, и она работает. Я пока не знаю статистики, сколько людей пользуется, но мы для себя, в общем-то, иллюзий не строим. Если вначале этого проекта 10 % населения будут пользоваться этой системой, то со временем она приживется. Комфортная среда подразумевает более детальное благоустройство территории, ландшафтного дизайна, детских площадок. Много маленьких мелочей, которые надо прорабатывать, потому что мелочей в этом деле не бывает.

Леонид КУЗНЕЦОВ:

– Комфортная среда – это, в принципе, вопрос понятийный. Любую среду можно признать комфортной. Например, хрущевки можно назвать комфортной средой, потому что зелени там даже больше, чем у современных комплексов, но в остальном они проигрывают. Площадь квартир, кухонь и инженерная инфраструктура, качество отделки мест общего пользования и их размер, наличие паркингов и благоустроенных территорий, качество детских площадок и их покрытие – из этих нюансов и складывается понятие комфорта.

– А откуда вы черпаете идеи для своих проектов?

Леонид КУЗНЕЦОВ: 

– Прежде всего мы привлекаем разных продвинутых архитекторов, изучаем предложения рынка, привозим идеи из других стран, читаем книги, пользуемся другими специализированными ресурсами.

– Комфортная среда – это прежде всего качество строительства, а значит, и стройматериалов. Как у вас контролируется качество стройматериалов?

Леонид КУЗНЕЦОВ: 

– Мы – приверженцы кирпичного домостроения, поэтому для нас основной материал – это керамика во всех своих проявлениях. Основным нашим поставщиком является проверенный годами производитель керамики – завод «Группы ЛСР». Наше сотрудничество позволяет создавать интересные и красивые объекты, даже не применяя кирпич иностранного производства. Бетонные растворы мы производим на своем заводе. Сталь, алюминиевые конструкции и другие материалы покупаем у проверенных производителей.

Приемка и систематическая проверка качества материалов происходит непосредственно на строительных площадках.

Анзор БЕРСИРОВ:

– Самый главный принцип, если говорить о стройматериалах: мы работаем с партнерами, которые дорожат своим именем, дорожат своим качеством, и мы в этом уверены. Если говорить о бетоне и растворе, то к идее создания своего производства мы пришли в один момент, поняв, что гарантировать качество себе можем только мы сами. У нас есть серьезный отдел контроля качества. Для каждого сотрудника дело чести делать действительно качественный и интересный продукт.

– А вот вопрос импортозамещения. Он вас коснулся?

Анзор БЕРСИРОВ:

– Мы используем зарубежную продукцию. В себестоимости метра где-то 15 % напрямую зависит от курса валют. И это негативно отразилось на бизнесе, когда начались скачки валюты. К сожалению, альтернативы на российском рынке не оказалось и пришлось договариваться с поставщиками. Крупнейшие зарубежные производители, ориентируясь на сегодняшнюю ситуацию, постарались локализовать свое производство в России. В принципе, массового изменения в выборе продукции не произошло, и бренды остались теми же самыми.

– Вы следите за новинками в стройиндустрии?

Анзор БЕРСИРОВ:

– Следим. Если говорить о каких-то новшествах именно в строительстве, то мы – приверженцы традиционной конструкции строительства жилого дома, и от нее не отходим. В последние несколько лет мы поставили себе задачу – максимально вывести из пространства жилой квартиры все общие домовые коммуникации, так называемые стояки. Также мы сумели перенести вентиляционные блоки из квартир в места общего пользования, что позволило увеличить полезное пространство. Внедрили на одном из объектов интересную для региона систему теплоснабжения – газовый котел, термоблок в каждой квартире, обеспечивающий обособленность жилья от режима включения или выключения отопления, холодной и горячей воды.

– А что в последнее время вас удивило?

Анзор БЕРСИРОВ:

– Я недавно побывал в Шанхае, и он меня удивил. У нас принято говорить, если какой-то бардак в строительстве, – «как в Шанхае». Это неправда. Может быть, 30 лет назад это так и было, но сегодня Шанхай мне показался правильно организованным, достаточно чистым и комфортным мегаполисом.

– А вы помните свой первый день на стройплощадке?

Леонид КУЗНЕЦОВ:

– Самый первый – уже не помню. Но это были студенческие годы: 1993–1994 годы. Мне было 18 лет. Я пошел работать помощником маркшейдера в ООО «Подземстройпроект». Мы строили подземные переходы, в частности, переход на Лиговском проспекте у метро. На площади Труда начинали котлован копать, и я там работал еще геодезистом. Потом на улице Савушкина череда подземных переходов: около «Сивы», на Яхтенной улице, в конце улицы Савушкина. Позже на строительстве жилых домов на улице Савушкина я работал бетонщиком-арматурщиком, монтажником.

Анзор БЕРСИРОВ:

– Да, я помню. В моей ситуации это был не самый обычный день. Я только вернулся с учебы из-за границы и пришел в первый день познакомиться с руководством компании при галстуке и в костюме. А меня сразу отправили на стройплощадку, где и спросили: «А почему ты не в робе?». Я ответил: «Не знаю». Меня тут же переодели и оставили на ночную смену. Помню, там как раз перекрытие заливалось, я этого ни разу не видел в глаза. В общем, это был стресс, но, насколько я потом уже понял, в «Строительном тресте» так принято. Нет времени на привыкание и на раскачку. А попадание в стрессовую ситуацию сразу заставляет человека мобилизоваться и взять себя в руки.

– А что для вас значит День строителя?

Леонид КУЗНЕЦОВ:

– С одной стороны, для нас это и обыденность, потому что мы занимаемся строительством каждый день. Но, с другой стороны, важно понимать, что строитель – это благородная, интересная и увлекательная работа, предполагающая движение только вперед. А День строителя позволяет отметить победы и достижения всем вместе.

Анзор БЕРСИРОВ:

– Знаете, еще со времен работы на стройплощадке я усвоил, что у строителей два праздника: Новый год и День строителя. Это единственные два дня, когда стройки отдыхают. Все остальное время строительная площадка работает. День строителя – это, конечно, важный праздник для нас. Я всем своим сотрудникам регулярно пытаюсь донести, что мы работаем не только ради зарплаты. Основа – это не деньги, не занятость, не интерес к работе и даже не те дома, которые выросли на пустом месте. Самая главная благодарность для строителей – это видеть тех людей, которые строят свою жизнь, рождаются, развиваются, учатся и живут в тех домах, которые мы построили. Я считаю, что мы действительно создаем будущее и создаем образ жизни для наших покупателей.


Фото: Екатерина Кузьмина

Наталья Бурковская
Поделиться:
Строительный трест
Берсиров

{{articles.header}}

{{results}}