АНАЛИТИКА

Импорт не предлагать

   24 августа 2016, 11:31
Производители стройматериалов готовы продолжать работу по импортозамещению, но нуждаются в поддержке государства по целому ряду вопросов, связанных с налогообложением, доступным кредитованием, обеспечением гарантированного спроса на внутреннем и внешнем рынках, а также с совершенствованием нормативной базы.

Стройиндустрия считается минимально зависимой от импорта отраслью экономики, несмотря на то, что доля зарубежной техники и оборудования в ней составляет около 70 %, а в производстве стройматериалов – более 90 %.

Безымянный- 2.png

В стране есть как собственная сырьевая база и налаженный выпуск основных конструкционных материалов, так и технологии для восполнения импорта материалов. За последние годы отечественными и зарубежными производителями реализовано множество инвестиционных проектов по созданию на территории страны промышленных предприятий стройматериалов. Некоторые из них – теплоизоляционные материалы, оконные профили ПВХ, сухие строительные смеси, газобетон и многая другая продукция – теперь практически на 100 % производятся внутри страны, полностью вытеснив поставки из-за рубежа.

Тем не менее потенциальные возможности импортозамещения есть в сфере инженерного оборудования, отделочных и интерьерных материалов, строительной химии, новых видов полимерной теплоизоляции и других материалов, в которых традиционно высока доля компонентов, получаемых в ходе высокотехнологичной переработки сырья.

Как показывает опыт петербургских производителей стройматериалов, отставание по этим направлениям также можно сократить при условии поддержки государства, в том числе в продвижении продукции на зарубежные рынки, доступности банковских кредитов и обновленной нормативно-сметной базы, необходимой для проектирования зданий и сооружений с использованием передовых отечественных материалов, технологий и конструкций.

Умеем сами…

Основной итог последних 10–15 лет – «русификация» строительных материалов и технологий, которые раньше массово ввозились из-за рубежа. В первую очередь это касается основных строительных материалов и сырья для их производства.

«Если раньше песок для водоочистных сооружений поставлялся из Финляндии, то теперь мы нашли карьеры и наладили переработку песка с необходимым по ГОСТу высоким – 99,6 % – содержанием кварца, – рассказывает Надежда Полюдина, руководитель учебно-методического центра ООО «РЕМИКС», ведущего производителя кварцевого песка на Северо-Западе. – То же касается песков для производства стекла – раньше их импортировали из Германии и из Финляндии. Пески мы тоже научились красить сами, причем используем специальные смолы в качестве связующего, а также особые технологии окраски и высушивания. В результате окрашенный песок становится инертным по отношению к другим средам и хорошо держится в полимерных дисперсиях при создании мозаичной штукатурки».

Сама мозаичная штукатурка – теперь тоже российский продукт, как и другие разновидности декоративных сухих строительных смесей. Например, покрытия «шуба» или «короед», с которыми выходили на российский рынок «Атлас», «Ветонит» и «Баумит», теперь освоили практически все производители смесей. В «РЕМИКС» в этом сезоне предложили очередную новинку – топинги-упрочнители для наливных бетонов, потеснив тем самым немецких поставщиков.

На кирпичном заводе «ЛСР. Стеновые» не только запустили в 2013 году клинкерную линию, но наладили производство керамики с эффектом флешинга, ангобирования и песчаной обсыпки. Производимая продукция сравнима по качеству с зарубежной, но обходится потребителям в разы дешевле, чем клинкер с предприятий Германии, Финляндии, Латвии, Эстонии, Украины и Нидерландов.

…И даже лучше

Как правило, локализуя зарубежные технологии, отечественные разработчики адаптируют их к российским условиям: климатическим, специализированным, нормативным.

Так, по словам генерального директора НПЦ «Невполимер» Виктора Жолнеровича, с 2012 года компания, имея более чем 10‑летний опыт работы с финским партнером, внедряет собственные разработки полимерных полов. Взяв за основу характеристики западной продукции, специалисты предприятия при этом значительно улучшили их: например, был расширен рабочий температурный диапазон, предложены более прочные и при этом более экономичные составы, позволяющие сделать выравнивание промышленных полов полимерным составом без дополнительной стяжки.

Любопытно, что отказ от импортных комплектующих зачастую заставляет российских производителей разрабатывать собственные варианты и рецептуры – в результате на рынок выводятся принципиально новые материалы с улучшенными характеристиками.

Безымянный.png«В 2012 году мы получили задание от Спецстроя на разработку бетонов с особыми свойствами без использования зарубежных модификаторов, – рассказывает профессор кафедры инженерной химии Владислав Чернаков. – Мы начали работать с поликарбоксилатами и сделали добавки с использованием нанодисперсных систем, которые можно считать модификаторами пятого поколения, потому что на их основе были получены высокомарочные бетоны. Например, Петрозаводский комбинат стройматериалов использовал универсальную добавку для работы при температуре минус 30, получив превышение по показателям прочности 118 % и 159 % на 7‑е и 28‑е сутки соответственно. Еще одна добавка показала упрочнение образцов на 7‑е сутки до 227 %, на 28‑е сутки – до 255 %. Кроме того, модификаторы позволили снизить время пропаривания ЖБИ на два часа и исключить шпатлевку при обработке поверхности за счет более гладкой фактуры изделий».

Руководители ООО «Экотермикс» в 2013 году решили отказаться от базового заграничного сырья, которое занимало значительную долю в стоимости конечной продукции, и подписали контракт с немецкой фирмой на поставку оборудования для оргсинтеза пенополиуретана (ППУ). Когда выбирали технологию, то обращали внимание на экологическую составляющую проекта. Получился продукт, при производстве которого используется большая доля полиэтилентрифтолата, а также растительного сырья – на 15–20 % это может быть отработанное растительное масло. Альтернативная зарубежная технология использует продукты нефтехимии.

«В нашем случае импортозамещение привело к тому что мы получили качественный продукт по очень низким ценам, – поясняет генеральный директор Андрей Зарецкий. – В России сейчас для ППУ рынок не самый интересный, зато цены у нас ниже, чем в Европе. Задел, который мы получили за счет выбора и внедрения технологии, позволяет нам уверенно чувствовать себя на рынке в новых экономических условиях и даже экспортировать продукцию в страны Прибалтики и в Польшу. Если учесть, что девять десятых рынка ППУ – экспорт, то перспективы у отечественных компаний практически безграничны».

Подводные камни импортозамещения

«Отсутствие компетентных специалистов и ожидаемого спроса, «выкручивание рук» со стороны импортных поставщиков оборудования, жизнь в режиме выживания первые годы после запуска проекта, – перечисляет основные трудности каждой компании на пути импортозамещения Андрей Зарецкий.

Наконец, обострились вопросы организации собственного производства технологического оборудования для строительной отрасли. Эксперты связывают с этим основные проблемы импортозамещения, поскольку здесь зависимость от зарубежья практически не уменьшается.

Казалось бы, в условиях государственной политики импортозамещения стоило, если не финансировать, то хотя бы способствовать продвижению продукции, соглашается с коллегой Виктор Жолнерович, ссылаясь на тендер, который выиграл проект с импортными материалами по цене от 80 до 199 евро, в то время как отечественный аналог не уступал по качеству, а стоил около 15 евро. В итоге более миллиона евро из бюджетных средств достались зарубежному поставщику.

Разработчику бывает трудно добиться того, чтобы новые материалы закладывались в проект: у проектировщика для этого нет современной нормативной базы, а производителю трудно оперативно сертифицировать новый материал. Кроме того, не решены вопросы сметного ценообразования для новых материалов и технологий – сметная база не менялась с 2001 года.

Безымянный-3.pngЯркий пример – борьба между материалами «Алютермо Каттро Рус» и «Алюкорд‑2», которая развернулась в Петербурге в прошлом сезоне.

«К нам обратились компании, получившие подряд на ремонт и утепление плоских кровель многоквартирных жилых домов, – поясняет руководитель отдела по работе с проектами ООО «Корда» Алексей Куляба. – Рост цен на импортный вспененный полиэтилен «Алютермо Каттро Рус» практически обнулил рентабельность уже заключенных договоров. Мы подготовили стекловолоконный теплоизоляционный материал «Аллюкорд‑2», который был в три раза дешевле, имел лучшие характеристики по теплозащите и пожарной безопасности и был одобрен подрядчиками и собраниями жильцов».

Но на следующий год в программе ремонта опять был прописан материал с характеристиками «Алютермо Каттро Рус». Компания «Корда» подала жалобу в УФАС и добилась изменения в документах заказчика – Фонда капитального ремонта. Фонд полностью выполнил указания антимонопольщиков и заменил материал – теперь, по словам Алексея Кулябы, крыши утепляют… керамзитом.

«В подобных случаях часто сказывается доверие к импортной продукции и недоверие к российской. Заказчики ждут, чтобы первым попробовал кто-нибудь другой, – полагает Алексей Козютенко, руководитель отдела корпоративных продаж компании «СК», которая специализируется на производстве стеклокомпозитноq арматуры. – В России объем рынка композитной арматуры составляет доли процента от объемов металлической, а для Канады – это 40 %, в Германии построены 25‑этажные дома, полностью проармированные композитом. В олимпийском Сочи использовали много итальянской и канадской композитной арматуры, зато в Германии были приятно удивлены качеством нашей продукции».

Использованы материалы семинара «Импортозамещение на предприятиях по производству строительных материалов в Санкт-Петербурге»


Увидели ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Татьяна Мишина
 
Поделиться:  
Теги:
Все новости