Законы, которых ждут

   12 сентября 2016, 08:50
Федеральный закон 372‑ФЗ о реформировании саморегулирования стал одним из недавно принятых или готовящихся к принятию законодательных актов, которые могут в корне изменить ситуацию в строительной сфере.

Строители, съехавшиеся в Санкт-Петербург на VII Всероссийскую конференцию «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство», рассмотрели возможные перспективы отрасли.

Задачи, которые призваны решить новые законы, сводятся к одной цели – строить больше и доступнее при более низкой себестоимости жилья, повышая его комфортность и энергоэффективность за счет инновационных материалов и технологий.

«Мы не можем сегодня допустить, чтобы капвложения, так сложно аккумулированные по государственным стратегическим направлениям, были потрачены неэффективно, – пояснил первый заместитель министра строительства и ЖКХ Леонид Ставицкий. – Именно это послужило основанием требований президента РФ по созданию ряда законодательных актов, разработкой и совершенствованием которых все мы сегодня занимаемся».

Всего в ведении Минстроя накоплено уже более полутора тысяч документов, которые требуют актуализации, и полученные в 2016 году бюджетные средства, наконец, пойдут на обновление отраслевой нормативно-законодательной базы.

В этом обновлении, по словам чиновника, кроется огромный потенциал. Например, только в жилищном строительстве реализация новых законов сможет снизить стоимость каждого квадратного метра жилья на 20–25%. В том числе за счет уменьшения затрат застройщиков на проектирование и строительство инженерной инфраструктуры. Если строительство задний и сооружений занимает полтора-два года, то вложения в инженерное оснащение территории – это более длительный инвестиционный цикл. Оба потока инвестиций правильнее было бы развести и оптимизировать таким образом, чтобы сбалансировать интересы и застройщика, и ресурсоснабжающей организации.

В перспективе Минстрой рассматривает поэтапный переход на новую технологическую платформу, связанную с информационным моделированием, что исключит так называемый субъективный фактор по всей цепочке принятия решений – от изысканий и проектирования до эксплуатации и утилизации. На практике это означает создание единой интегрированной схемы, которая свяжет воедино все вопросы жизненного цикла строительства. Именно с этой позиции, как пояснил Леонид Ставицкий, разрабатывается современная законодательная база.

Если говорить о более близких задачах, например, о введении проектов повторного применения, снижающих затраты на проектирование на 20–25 %, то их долю в объектах бюджетного финансирования Минстрой планирует установить на уровне 70–80%. Необходимые подзаконные акты для легализации этого нововведения уже разработаны. В целом подход к наболевшим вопросам в строительстве уже сейчас должен быть комплексным и сбалансированным, уверяет Леонид Ставицкий.

Следующим шагом обещает стать закон об оценке инвестиционных проектов, который планируется принять в ходе осенней сессии Госдумы. По мнению первого заместителя председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елены Николаевой, он не только обеспечит эффективность использования государственных ресурсов, но и сориентирует бизнес по стратегическим направлениям развития технологических и проектных решений, по применению инновационных материалов.

«Закон фактически возвращает строительство к проектному финансированию, – рассказывает в свою очередь замминистра. – Отсюда закономерно вытекает требование к участникам торгов: иметь определенный квалификационный уровень, который позволяет управлять рисками. С другой стороны, нам надо защищать интересы малого и среднего строительного бизнеса. Сегодня их доля в создании валового продукта в строительстве оценивается в 12–15 %, в то время как за рубежом – до 70 %. Но для вовлечения малого бизнеса в распределение госзаказов нужна рейтинговая система оценки надежных подрядчиков, в создании которой были бы заинтересованы небольшие компании, желающие получить доступ к различным видам работ. И такой баланс общими усилиями с помощью саморегулируемых организаций еще предстоит создать».

«У нас на электронных аукционах расторгается в два раза больше контрактов, чем на закупках через тендерные процедуры, – прокомментировал важность квалификации генеральный директор ООО «Рейтинговое агентство строительного комплекса» Николай Алексеенко. – А в открытых торгах без предквалификационного отбора расторгается каждый десятый контракт – а это новые издержки на проведение отборочных процедур, что также ведет к удорожанию строительства».

В свою очередь, вице-президент Санкт-Петербургской торгово‑промышленной палаты Антон Мороз полагает, что закон 44‑ФЗ требует адаптации для строительной отрасли. «Мы крайне заинтересованы предоставить возможность работающим на рынке компаниям участвовать в конкурсах с учетом того, что основным критерием будет не падение в цене, а уровень квалификации сотрудников и наличие соответствующей материально-технической базы, которые позволят реализовать госзаказ», – уверяет он.

Большое внимание квалификации строителей уделяют также в ФАУ 

«РосКапСтрой», которое открывает первый филиал в Санкт-Петербурге. По словам главы организации Александра Васюкова, филиал займется вопросами профессионального образования и повышением квалификации в области организации строительства.

В самих саморегулируемых организациях вопросы подтверждения квалификации рассматривают через разработку и утверждение стандартов, а также через создание центров оценки квалификаций по различным направлениям. Непосредственно для членов обновленных СРО, которые теперь будут объединять только генподрядчиков и генпроектировщиков, соответствие этим требованиям позволит включить специалистов в единый национальный реестр. Как отметил член Совета НОПРИЗ, председатель СПК в строительстве Александр Ишин, подготовительная работа по разработке профстандартов уже вышла на завершающий этап.

Субподрядным малым и средним предприятиям, которые законодательно получили право не вступать в СРО, также понадобится доказывать свою профпригодность. На строительном рынке из 218 тысяч организаций 214 тысяч относятся к малому и среднему бизнесу, причем более 90 % насчитывают в штате до 15 человек (по данным на 01.01.2016). Чтобы проконтролировать субподрядчиков, в НОПРИЗ, к примеру, предлагают сохранить существующую систему допусков. Вице-президент «Союзпетростроя» Лев Каплан уверен, что выходом из ситуации могут стать специальные профкомиссии.

«Необходимо воссоздать и укрепить общественные организации в Российском союзе строителей, – считает он. – Надо обязательно также укреплять региональные общественные организации, объединяющие малый и средний бизнес, иначе мы получим полную бесконтрольность на строительном рынке. Будет правильным создать в каждой СРО комиссии по проверке профессиональной надежности малых компаний, их производственной базы, кадровой обеспеченности, истории, а затем рекомендовать их крупным застройщикам».


Использованы материалы пленарного заседания VII Всероссийской научно-практической конференции «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство»



Комментарий

Плигин.jpgВладимир Плигин, председатель Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству: 
– Организаторам удалось провести важное мероприятие в рамках рассмотрения вопросов влияния строительных организаций, саморегулирования на развитие профильного законодательства. Мы, несомненно, понимаем, что строительная отрасль является не только локомотивом, объединяющим многие отрасли промышленности в Российской Федерации, но и несет на себе огромную социальную нагрузку, поэтому решение этих вопросов крайне значимо для граждан России. Как в рамках подготовки к конференции, так и в рамках обсуждения удалось подчеркнуть значение сохранения и развития малого и среднего бизнеса в строительстве, который только и может реально восполнить недостаток строительных организаций в небольших городах и наших деревнях. Материалы конференции, несомненно, должны быть использованы в работе над российским законодательством, и я надеюсь, в том числе, с личным участием Антона Мороза.

Татьяна Мишина
Поделиться:
372-ФЗ
реформа саморегулирования
конференция Саморегулирование в строительном комплексе

{{articles.header}}

{{results}}