Мегаполисы растут вглубь
Как оказалось, градостроительные задачи освоения подземного пространства схожи для разных стран мира. Накопленный международный опыт технических решений показывает, насколько далеко можно «углубиться» в подземелья Петербурга.
Освободить поверхность
Современный мегаполис – это постоянно растущий организм, которому то и дело становятся тесны территориальные рамки.
«Парадигма развития городов меняется кардинально, и документация территориального планирования также должна кардинально измениться», – уверяет руководитель Отделения пространственного и регионального развития Федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил» Владимир Коротаев.
В качестве примера эксперт приводит современные концепции развития городов: «компактный», «транспортно-ориентированный», «пространственный», «зеленый», «исторический». Все они ориентированы на обеспечение комфортного проживания и мобильного передвижения человека в городском пространстве при оптимизации плотности застройки и транспортной доступности.
По мнению Владимира Каратаева, самое ценное в городах – земельный ресурс, который надо максимально использовать. Для этого имеет смысл убрать под землю объекты, которые не требуют обязательной инсоляции, а также транспортные потоки. Городской и частный транспорт и так перемещается с улиц под землю. За два десятилетия надземные трехэтажные магистрали в крупных европейских городах превращаются в транспортные тоннели – это результат дорогостоящих стратегических решений развития городов, отмечает профессор кафедры «Тоннели и метрополитены» ПГУПС Александр Ледяев.
Что касается «подземки», то загрузка метрополитенов многократно превышает любой другой общественный транспорт. «Эйфелеву башню каждый год посещают 7 млн человек, Ниагарский водопад – 22 млн туристов, а одно только токийское метро перевозит 102 млн пассажиров», – напоминает президент ACUUS, профессор Национального технического университета Афин Димитрас Калиампакос.
Помимо транспортных магистралей и инженерных коммуникаций, сегодня реализованы многочисленные проекты размещения под городами энергетических подстанций, дата-центров, бассейнов, спортивных сооружений, библиотек, ресторанов, торговых центров и даже захоронений. Любопытный тренд во всем мире – оставлять под землей в культурном слое найденные артефакты и результаты археологических раскопок. В Риме и Неаполе они стали частью пространства метрополитена, в Стамбуле – одним из элементов крупного транспортного хаба, в китайском Лояне на месте раскопок построен городской музей.
Стратегия и тактика
Например, в Мадриде 56 из 99 км кольцевой дороги М‑30 перевели под землю в течение пяти лет, создав к 2008 году самые протяженные (свыше 6 км) городские тоннели в Европе с парками и пешеходными зонами на поверхности. Строительство обошлось в 3,7 млрд долларов, потребовало мобилизации государственных и частных средств и создания государственно-частной компании М‑30 Calle. Заметим, что надземный вариант кольца строился с 1960‑х годов вплоть до 1990 года.
В высокоурбанизированном Гонконге, где городская застройка в буквальном смысле уперлась в скалы, к освоению горной платформы подошли с большей осмотрительностью. С 2010 года здесь проводятся исследования по возможному созданию пилотных очистных сооружений с последующим масштабированием. «Мы хотим выбрать правильную стратегию и создать программу, чтобы разобраться с возможными недостатками», – поясняет специалист отдела геотехнической инженерии, гражданского строительства и развития Гонконга Тони Хо.
«К сожалению, ситуация складывается таким образом, что не только надземное, но и подземное пространство в Петербурге пока осваивается хаотично: свайные поля и подземные паркинги строят, не задумываясь о том, что на этом уровне уже сложно будет сделать что-либо еще, – рассказывает между тем Александр Ледяев. – Кроме того, у нас нет комплексной проработанной транспортной схемы. Проекты, которые сегодня реализуются – например ЗСД, – являются не элементами стратегического планирования, а вынужденными решениями».
Ситуацию с обустройством подземного пространства в Петербурге сдерживает также недостаточная изученность поведения грунтов при устройстве котлованов в сложных геологических условиях. «По новому Градостроительному кодексу мы обязаны выполнять геотехническое обоснование проекта, то есть оценить, что будет происходить не только со строящимся зданием, но и с окружающей застройкой», – рассказывает профессор СПб ГАСУ Рашид Мангушев. Более того, при строительстве одного из подземных паркингов в центре города заказчик пошел на дополнительные траты и построил рядом с домом опытное пространство глубиной 12–13 м, чтобы оценить возможную осадку соседних зданий.
Законодательный барьер
«Необходимо гармонизировать законодательство, связанное с освоением подземного пространства, и создать условия для гарантии прав будущих владельцев таких сооружений, – уверяет Игорь Шутов. – Исторически такие города, как Москва и Петербург, имеют историческое ядро и плотную застройку в центре, где сосредоточены охранные зоны. Как следствие, неизбежно возникают коллизии между владельцами, инвесторами и теми, кто намерен создать современную городскую комфортную среду».
Согласно закону о недрах, лицензия на недвижимость определяет только границы участка, поэтому в отличие от объектов, попадающих под градостроительное законодательство, проектирование и строительство начинается с установления прав. Но при этом вступающий с 1 января 2017 года закон о госрегистрации исключает регистрацию участка недр, недоумевает Игорь Шутов. Кроме того, в отличие от зарубежного законодательства, у владельца недвижимости нет прав на владение недрами ниже 5‑метровой отметки, следовательно, у него нет заинтересованности в инвестировании подземного строительства.
Сейчас в «Мосградцентре» проанализировали всю совокупность норм для целей подземного строительства, не связанных с добычей полезных ископаемых, и разработали предложения по созданию благоприятных условий для привлечения инвесторов. Как сообщили в ГКУ, эти предложения были рассмотрены на уровне ключевых министерств и получили одобрение.
Использованы материалы XV Всемирной конференции Объединения исследовательских центров подземного пространства мегаполисов