Правила рынка

   28 сентября 2016, 11:32
На прошлой неделе Комитет по строительству Санкт-Петербурга утвердил региональный методический документ (РМД) по применению покрытий территорий жилой и общественно-деловой застройки.

2.pngТеперь положения нормативного документа станут обязательными для применения на объектах с бюджетным финансированием и рекомендательными для всех остальных.

Разработчиками РМД по поручению Комитета по строительству Санкт-Петербурга выступили ведущие региональные производители тротуарной плитки: ЗАО «Меликонполар», ЗАО «Экспериментальный завод», Завод строительных материалов «Цемсис», ОАО «Ленстройдеталь».

С конца 2013 года компании объединились в Ассоциацию вибропрессованных изделий (АПВИ). В нее также вошли предприятия из Ярославля (завод «СИЯН»), Тулы (ЗАО «Квик-микс»), Екатеринбурга (завод «Берит») и поставщики оборудования.

По данным ассоциации, на региональном рынке работают десятки производителей изделий для мощения – от крупных заводов с объемом производства 1,5–2 тыс. кв. метров за смену, оснащенных высокотехнологичным оборудованием и сертифицированными испытательными лабораториями, до совсем небольших предприятий, выпускающих на бэушных или китайских линиях 2–3 наименования изделий. Отпускная цена продукции начинается от 500 рублей за кв. метр и может достигать нескольких тысяч рублей – в зависимости от цвета, формы, фактуры верхнего слоя и класса износостойкости изделий.

Совокупная производительность предприятий Санкт-Петербурга и Ленобласти составляет примерно 2 млн кв. м изделий без учета гранитных плит и брусчатки из гранита. При этом наибольшую часть рынка (60 %) занимает мелкоштучная серая плитка экономкласса. Однако спрос на продукцию для мощения в отличие от большинства стройматериалов остается стабильным: прогнозируемое к концу года снижение рынка, по одним данным, не превысит 5–10 %, по другим – объем потребления может практически не измениться.

Вместе с тем, по мнению директора АПВИ Юрия Костикова, региональный рынок вибропрессованных изделий переживает не лучшие времена. При этом основные проблемы отрасли лежат не столько в преодолении спада на строительном рынке, сколько в отсутствии современного отраслевого нормирования и четких требований со стороны профильных комитетов. Как следствие, вопросы количества и, главное, качества пешеходных тротуаров остаются за рамками городского планирования. Вместе с тем исполнительные власти сегодня начинают с вниманием относиться к вопросам мощения и благоустройства, отметил Юрий Костиков, следовательно, интерес к самой отрасли и качеству продукции будет расти.

1.pngОтраслевой рынок полон оптимизма

Эксперты оценивают ситуацию в целом по отрасли намного оптимистичнее. «Рынок сегодня живой и динамичный, – уверяет инженер по продажам ООО MASA GmbH Кирилл Ельцов. – Потребителю становится интересен сегмент цветной плитки или камней с обработанной поверхностью, то есть рынок формирует продукция с более высокой добавочной стоимостью. 90 % заводов, которые открываются в России на наших мощностях, уже на этапе проектирования предусматривают установку систем, позволяющих выпускать не просто двухслойную или полноцветную плитку, а реализовывать переливы 3–4 цветов. Возможно, что в СНГ производителям вибропрессованных изделий стало работать сложнее, но заводы не остановились. Кроме того, значительную часть этого сегмента закрывает частник, и в отдельных регионах частные потребители уже привыкли к тому, что плитка может быть дорогой».

По словам руководителя службы обучения и техподдержки ЗАО «Квик-микс» Олега Ермолаева, наибольшую долю материалов составляет фигурная цементная брусчатка, затем клинкерная, а за последние 2–3 года появилось много объектов с крупноформатными плитами 60х60, в том числе керамогранитными.

Несмотря на наличие более 40 нормативных документов, которые регламентируют производство, применение, состав и методы испытания вибропрессованных материалов, этот сегмент стройиндустрии все еще можно считать малорегулируемым. Например, в Московском регионе от поставщиков пигментов уже могут потребовать сертификат в соответствии с новым актуализированным ГОСТ 17608- 91, в то время как в Петербурге этому не придают большого значения. Напомним, что актуализация этого документа инициирована московской Ассоциацией производителей мелкоштучных бетонных изделий (АПМБИ) и подготовлена в НИИЖБ им. Гвоздева. Как полагают участники рынка, ГОСТ может стать одним из ключевых факторов изменений в сегменте тротуарной плитки.

Правильный уход – залог надежной эксплуатации

3.pngБольшим упущением специалисты считают также отсутствие у поставщиков и потребителей стройматериалов единого документа, регламентирующего правила ухода за мощением, хотя это не менее важный аспект в обеспечении долгой и надежной эксплуатации покрытия, чем качество готовой продукции.

«Подобного регламента я не встречала, – рассказывает специалист ЗАО «Петербург-Дорсервис» Евгения Кудрявцева. – Используя мелкоштучные изделия даже двух цветов или двух форм, можно реализовать красивый рисунок мощения, но эксплуатация таких покрытий в городе неудовлетворительная. Дождь, снег, уборочные машины – все эти факторы приводят к тому, что швы между камнями оголяются, в них попадает вода, плитка расшатывается и даже выпадает. На некоторых объектах уже на второй сезон швы расходятся на 2 см и больше. Казалось бы, достаточно очень простого и недорогого, но своевременного ремонта – привезти песок и заполнить швы, но этого почему-то не делается».

Вторая проблема, по мнению эксперта, состоит в том, что мощение пешеходных зон рассчитывается для пешеходного движения, хотя эти зоны очень быстро превращаются в стоянки автомобилей, что также ведет к быстрому разрушению покрытий.

«В России пока нет документа, который описывал бы внятные характеристики и технологию применения укладки брусчатки, – соглашается Олег Ермолаев. – Мы ориентируемся на опыт Германии, где тоже совсем недавно, в 2013 году, были введены дополнительные условия для строительства тротуаров, пешеходных дорожек и площадок за пределами дорожной части. Этот документ регламентирует применение материалов исходя из нагрузок: легкие пешеходные, с кратковременным заездом техники до 3,5 тонн и с кратковременным заездом техники до 20 тонн. Исходя из этих категорий реализуется определенный алгоритм выбора по прочностным характеристикам материалов мощения, подстилающего слоя и заполнителей швов».

Новые правила помогут

Разработанный РМД максимально учитывает российский и зарубежный опыт применения различных изделий для мощения. В документе приведена исчерпывающая классификация современной продукции, подробно рассмотрены вопросы проектирования и строительства дорожных одежд с покрытиями из камней и плит, даются примеры расчета экономической эффективности от применения мощения.

Большое внимание разработчики уделили контролю качества дорожных покрытий. В частности, в РМД рассмотрена периодичность осмотра и ремонта покрытий с описанием сезонных и ежегодных мероприятий. Впервые регламентированы работы по уходу за вымощенными площадками с момента эксплуатации в первые три месяца, в срок до одного года и в дальнейшем.

Не забыты и принципы формирования доступной среды для маломобильных групп населения. Для этих целей в европейской практике обычно используются тактильные наземные указатели, которые дают инвалиду возможность с легкостью зонировать уличное пространство. Таких элементов мощения в Петербурге массово пока еще никто не производит, отметил Юрий Костиков.


Татьяна Мишина
Поделиться:
Комитет по строительству
нормативные документы
тротуарная плитка
стройматериалы

{{articles.header}}

{{results}}