BIM для эксплуатации линейных объектов
Подобные решения могут быть использованы применительно к другим линейным объектам, включая железную дорогу и метрополитен.
Ситуация с линейными объектами иная: аналогичный приказ Росавтодора был издан всего полгода назад, в марте 2016 года. Петербургский Институт «Стройпроект» стал победителем конкурса, а в августе подписал контракт на право выполнения НИР по заказу Росавтодора «Разработка временных регламентов взаимодействия участников и дополнительных разделов технического задания на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на пилотных проектах применительно к строительству, капитальному ремонту и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры с применением BIM-технологии, с учетом положений стандартов европейских стран».
«Центр более 15 лет специализируется на обследовании различных конструкций зданий, мостов, метрополитена, – поясняет он. – Поэтому наш взгляд на информационное моделирование линейных объектов сформировался еще тогда, когда о самой технологии мало кто слышал. По определению BIM затрагивает все этапы жизненного цикла сооружения – от проектирования до содержания и утилизации. В этом цикле непосредственно проектирование занимает от 2 до 5–6 лет, а эксплуатация – десятки и сотни лет. Потому информационная модель действующих объектов может принести ощутимую выгоду именно на этапе содержания и эксплуатации».
Для метрополитена и железной дороги выгода от применения единой информационной модели может оказаться еще очевиднее: такая модель огромного многокилометрового протяженного объекта свяжет воедино все объекты с разнородной структурой, с системой управления, с окружающей средой и при этом позволит иметь необходимую информацию всегда под рукой.
Использованы материалы XV конференции ACUUS‑2016
МНЕНИЯ
Эдуард Караджаян, ведущий специалист отдела САПР, ПСС («Петростройсистема»):
– Использование BIM при проектировании линейных объектов уменьшает риски при строительстве. Линейный объект проходит через множество инфраструктурных объектов и зданий, что требует очень точной координации всех разделов объекта. В BIM все коллизии видны сразу, что и позволяет избежать ошибок на строительной площадке. К особенностям BIM линейных сооружений можно отнести:
– цифровые модели местности крупных масштабов (как правило, 40 га и более);
– влияние геопространственных и геологических данных;
– сочетание САПР и ГИС;
– влияние систем координат: общеземные (географические) и местные (плоские);
– наличие искусственных сооружений (мосты, эстакады, тоннели, подпорные стены и пр.);
– влияние наружных инженерных коммуникаций;
– экологические аспекты производства работ и эксплуатации;
– оценка влияния проекта на существующую инфраструктуру;
– эскизное проектирование нескольких возможных вариантов, их технико-экономическое обоснование, выбор оптимального;
– огромное значение решений, принятых в рамках концептуального проектирования.
Игорь Рогачев, эксперт в области BIM для транспорта и инфраструктуры, Autodesk Elite Expert:
– BIM для линейных объектов совпадает с BIM для ПГС на 70–80 %. Оба эти направления имеют общую структуру BIM-документации, общую структуру BIM-команды и отчасти общие процессы верхнего уровня. Основные отличия заключаются в технологиях (набор BIM ПО и тип его применения) и в процессах, связанных с решениями специализированных задач.
Преимущества и выгоды использования информационного моделирования в эксплуатации линейного объекта сильно зависят от типа объекта. Применительно к таким сложным искусственным сооружениям, как ЗСД, преимущества заключаются в экономии на многих тоннах бумажных отчетов об обследовании, в наличии единой структурированной базы дефектов и работ по ремонту, в наглядности, возможности получения и выдачи данных непосредственно на объекте через мобильные устройства.