BIM для эксплуатации линейных объектов

   05 октября 2016, 12:08
Апробация потенциала технологии BIM проведена специалистами Инженерной группы «Стройпроект» на южном участке Западного скоростного диаметра (ЗСД).

Подобные решения могут быть использованы применительно к другим линейным объектам, включая железную дорогу и метрополитен.

Отечественная практика использования информационных технологий сегодня достаточно широко распространена при проектировании зданий и сооружений. Согласно утвержденному Минстроем в конце 2014 года Плану поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства, за последнее время уже разработан и утвержден ряд нормативных документов в этой сфере.

Ситуация с линейными объектами иная: аналогичный приказ Росавтодора был издан всего полгода назад, в марте 2016 года. Петербургский Институт «Стройпроект» стал победителем конкурса, а в августе подписал контракт на право выполнения НИР по заказу Росавтодора «Разработка временных регламентов взаимодействия участников и дополнительных разделов технического задания на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на пилотных проектах применительно к строительству, капитальному ремонту и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры с применением BIM-технологии, с учетом положений стандартов европейских стран».

Вместе с тем, по словам генерального директора ООО «Центр Диагностики Строительных Конструкций» Михаила Царева, прикладными вопросами информационного моделирования в организации начали заниматься задолго до появления государственного интереса к информационным технологиям.

«Центр более 15 лет специализируется на обследовании различных конструкций зданий, мостов, метрополитена, – поясняет он. – Поэтому наш взгляд на информационное моделирование линейных объектов сформировался еще тогда, когда о самой технологии мало кто слышал. По определению BIM затрагивает все этапы жизненного цикла сооружения – от проектирования до содержания и утилизации. В этом цикле непосредственно проектирование занимает от 2 до 5–6 лет, а эксплуатация – десятки и сотни лет. Потому информационная модель действующих объектов может принести ощутимую выгоду именно на этапе содержания и эксплуатации».

Первым практическим опытом по внедрению информационного моделирования стал введенный в эксплуатацию южный участок ЗСД длиной 8,5 км, с протяженностью эстакад основного хода более 7 тыс. м. На участке установлено 463 опоры и 1196 опорных частей. Специально для этого участка в 2013 году специалистами института была создана информационная модель с использованием проектных решений, результатов исполнительной съемки (2D), журналов учета технического состояния конструкций и отчетов по результатам диагностики. Информационная модель создавалась практически с нуля, поскольку промышленных информационных систем, позволяющих применять BIM в задачах диагностики и учета технического состояния искусственных сооружений, тогда не было.

«Обратившись к модели участка, можно визуально получить полную информацию о каждой свае, ростверке, балке и любом другом элементе сооружения, оценить базу дефектов, ознакомиться с отчетом о состоянии конструкции», – рассказывает Михаил Царев.

Для метрополитена и железной дороги выгода от применения единой информационной модели может оказаться еще очевиднее: такая модель огромного многокилометрового протяженного объекта свяжет воедино все объекты с разнородной структурой, с системой управления, с окружающей средой и при этом позволит иметь необходимую информацию всегда под рукой.

Использованы материалы XV конференции ACUUS‑2016


МНЕНИЯ

Эдуард Караджаян, ведущий специалист отдела САПР, ПСС («Петростройсистема»):

– Использование BIM при проектировании линейных объектов уменьшает риски при строительстве. Линейный объект проходит через множество инфраструктурных объектов и зданий, что требует очень точной координации всех разделов объекта. В BIM все коллизии видны сразу, что и позволяет избежать ошибок на строительной площадке. К особенностям BIM линейных сооружений можно отнести:

– цифровые модели местности крупных масштабов (как правило, 40 га и более);

– влияние геопространственных и геологических данных;

– сочетание САПР и ГИС;

– влияние систем координат: общеземные (географические) и местные (плоские);

– наличие искусственных сооружений (мосты, эстакады, тоннели, подпорные стены и пр.);

– влияние наружных инженерных коммуникаций;

– экологические аспекты производства работ и эксплуатации;

– оценка влияния проекта на существующую инфраструктуру;

– эскизное проектирование нескольких возможных вариантов, их технико-экономическое обоснование, выбор оптимального;

– огромное значение решений, принятых в рамках концептуального проектирования.


Игорь Рогачев, эксперт в области BIM для транспорта и инфраструктуры, Autodesk Elite Expert:

– BIM для линейных объектов совпадает с BIM для ПГС на 70–80 %. Оба эти направления имеют общую структуру BIM-документации, общую структуру BIM-команды и отчасти общие процессы верхнего уровня. Основные отличия заключаются в технологиях (набор BIM ПО и тип его применения) и в процессах, связанных с решениями специализированных задач.

Преимущества и выгоды использования информационного моделирования в эксплуатации линейного объекта сильно зависят от типа объекта. Применительно к таким сложным искусственным сооружениям, как ЗСД, преимущества заключаются в экономии на многих тоннах бумажных отчетов об обследовании, в наличии единой структурированной базы дефектов и работ по ремонту, в наглядности, возможности получения и выдачи данных непосредственно на объекте через мобильные устройства.


Татьяна Мишина
Поделиться:
BIM-технологии
линейные объекты
эксплуатация линейных объектов
конференция
ACUUS-2016
Стройпроект
ЗСД

{{articles.header}}

{{results}}