Область переходит на проектное управление

   10 октября 2016, 08:40
Власти Ленобласти прислушались к словам Владимира Путина о том, что у каждого моста должна быть фамилия.

В результате регион переходит на проектное управление, чтобы за каждым объектом стоял конкретный человек, с которого в случае чего можно спросить. Игроки рынка недвижимости отмечают, что идея далеко не новая и вряд ли станет панацеей от всех проблем отрасли.

На последнем заседании Совета по улучшению инвестиционного климата Ленинградской области губернатор Александр Дрозденко сообщил, что до конца года будет окончательно сформирован список объектов, которые будут развиваться в проектной логике. «Таких проектов будет 10–15. Для экономических порог входа в проектное управление составит 100 миллиардов рублей, для инженерно-инфраструктурных и социальных – от одного миллиарда рублей», – прокомментировал глава региона.

Пока среди точно согласованных числятся детская больница с поликлиникой в Сертолово, а также онкологический центр в поселке Кузьмоловский. Проектное сопровождение также могут получить «Балтийский СПГ» и «Северный поток 2».

По проектной логике

Для того чтобы понять плюсы проектного управления, Александр Дрозденко предложил обратиться к проблемам, которые существуют сейчас. «У нас нет четкой системы промежуточного контроля: нет реперных точек, по которым мы оцениваем, как проект реализуется, насколько он успешен, какие могут быть проблемы с его созданием. В случае неудачи, не с кого спросить», – отметил он.

В свою очередь председатель Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности 47‑го региона Дмитрий Ялов представил схему работы в рамках проектного управления, центром которой станет организационный штаб, куда войдут представители правительства и эксперты из отраслевых органов. Этот орган будет не только решать, каким объектам быть, но и оценивать результаты реализации и решать, завершен проект или нет.

В оргштабе будет создан проектный комитет, который будет предлагать объекты для проектного управления. Члены этого комитета будут собирать документы и доказывать важность реализации именно этого объекта. Если предложение одобрено, то за него возьмется проектный офис, члены которого будут разрабатывать методологическую стратегию реализации объекта, искать экспертов, а также обучать сотрудников навыкам, необходимым для успешной реализации проектов.

Не новое, а забытое старое

Опрошенные газетой «Кто строит в Петербурге» эксперты в один голос заявили, что проектное управление – это не что-то новое, а просто забытое старое. «Я не верю в то, что эта схема будет работать так, как нам представляют. Метод не новый, видел я это проектное управление в реальности. Никаких серьезных проблем они решить не в состоянии. Вот взять, например, стадион «Крестовский». Вот сейчас за его строительство отвечает лично вице-губернатор Игорь Албин, и что? Это как-то упростило ситуацию? Хотя если за проектом закрепят определенного человека или должность, то понятно, куда обращаться», – уверен генеральной директор «Строительной компании СПС» Дмитрий Плавник.

Компания «Лаборатория МЕТРОВ» вообще усомнилась в положительном эффекте от проектного управления. «По сути создается отдельный государственный регулятор для контроля проектов. При этом в строительной отрасли и так достаточно контролирующих органов, проверяющих соблюдение всех необходимых норм и правил. Дополнительный госаппарат только усложнит жизнь девелоперам лишними проверками и отчетностью, которая в сущности вряд ли повысит качество реализуемых объектов», – считает руководитель маркетинга и аналитики «Лаборатории МЕТРОВ» Елизавета Яковлева.

Генеральный директор группы компаний «УНИСТО Петросталь» Арсений Васильев полагает, что успешность проектного управления зависит от его реализации. «Проектное управление – метод не новый, вопрос в том, как его будут реализовывать власти Ленобласти. Если у управляющего будут широкие полномочия, то это действительно упростит реализацию объектов, – сказал он. – Пока трудно сказать, как это повлияет на жизнь строителей, при первом прочтении складывается ощущение, что хуже быть не должно. Но главное, чтобы новая практика не повлияла на проекты, реализация которых уже началась».

При этом г‑н Васильев отметил, что такая схема работы не может быть универсальной. «С помощью проектного управления нельзя реализовывать все объекты, так как просто нет столько управляющих. А вот если так будут реализовываться отдельные государственные или полугосударственные проекты, то в целом все должно быть хорошо», – считает эксперт.

Действовать по-японски

Еще одним бонусом проектного управления, по задумке чиновников, будет изменение схемы реализации объектов. «Как показывает практика, в России подготовке проектной документации уделяется немного времени. В связи с этим многие ошибки всплывают только после начала строительства, поэтому время реализации объекта затягивается. Похожий подход существует и в США. А вот в Японии стадия проектной подготовки длится существенно дольше, чем само строительство. В результате можно избежать многих ошибок. И нам надо так же», – считает глава Комитета экономразвития.

Однако и с этим мнением согласны далеко не все. «Проблема не в том, что в России проектную документацию быстро готовят, а в постоянно меняющихся требованиях законодательства. Из-за чего проектную документацию подчас приходится менять уже после начала реализации объекта», – сообщил Дмитрий Плавник, предложив вспомнить все тот же стадион «Крестовский».


Мария Мельникова
Поделиться:
Ленобласть
проектное управление
проектный комитет
Дрозденко
Ялов

{{articles.header}}

{{results}}