Руслан Чипчиков: «Строитель сродни художнику»

   09 ноября 2016, 08:34
Компания ООО «СтройИнжиниринг» более 17 лет работает на рынке Петербурга и хорошо известна в строительных кругах. Сегодня наш собеседник – ее бессменный руководитель, заслуженный строитель РФ Руслан Сагитович Чипчиков.

– Руслан Сагитович, если бы вам пришлось представлять компанию незнакомым с рынком людям, что бы вы о ней рассказали?

– Мы – компания, которая строит многоэтажные гаражи. Это наша основная деятельность, и в этом наша уникальность. Мы, можно сказать, стояли у истоков создания многоярусных паркингов Петербурга. Конечно, в городе есть разные парковки, но мало кто занимается их возведением с нуля: от замысла архитектора и проведения всех градостроительных процедур до ввода в эксплуатацию. Я принимал участие в создании рабочей группы по формированию первой программы строительства многоэтажных паркингов в городе под руководством Александра Ивановича Вахмистрова. Программу готовило городское правительство, и меня пригласили в качестве эксперта. Наша компания в этом вопросе находилась в лидирующем положении, и вся наша команда работала над идеологией создания многоэтажных гаражей. Так что инвестиционная программа по созданию паркингов, которая сегодня реализуется в городе, в какой-то мере наша заслуга.

– А какие самые знаковые объекты числятся в вашей компании?

– Весь перечень многоэтажных гаражей, построенных компанией «СтройИнжиниринг», является для нас знаковым. У нас реализовано шесть многоэтажных паркингов. Последний – на улице Шателена в Выборгском районе. Это уникальный по-своему объект: девятиэтажный паркинг без специализированного подъемно-транспортного оборудования, то есть без лифтов и подъемников, автомобили самостоятельно въезжают туда. В Петербурге есть и другие девятиэтажные парковки, но данная конструкция – уникальна. Каждый объект по-своему запоминается, у каждого своя судьба.

– Какие объекты пополнили портфель компании в последние годы и чем запомнились они?

– Один из последних многоэтажных паркингов мы построили в Калининском районе, на углу улицы Софьи Ковалевской и Северного проспекта. Сейчас достраиваем многоэтажный гараж на углу Суздальского и Светлановского проспектов. Оба эти объекта имели обременение – нужно было сносить гаражи. Это, как известно, не просто дополнительная работа, а серьезная социальная проблема. Хозяева гаражей не хотели терять свои места, и мы столкнулись с активным противостоянием людей. Но я с большим удовольствием и с гордостью хочу заявить, что нам удалось мирно урегулировать все вопросы. Компания находится на хорошем счету и у покупателей, и у властей города, потому что мы абсолютно бесконфликтны. Переговоры с недовольными гаражниками велись настойчиво, но деликатно и терпеливо: представители компании посетили все собрания гаражников и выдвинули конкретные условия имущественного характера. Предложив льготы людям, мы сдержали свое слово. Умение договариваться и решать сложные вопросы в нашем деле значит ничуть не меньше, чем использование новых материалов и выбор диаметра арматуры. Потому что правильно подобрать диаметр арматуры в перекрытии смогут многие, а вот уладить имущественные отношения – это заслуга очень не многих.

Сейчас мы готовим градостроительную документацию на объект на Школьной улице в Приморском районе, рядом с фондохранилищем Эрмитажа. Вместе с соинвестором готовим к реализации проект паркинга на 6‑й линии Васильевского острова. Это, кстати, тоже будет сложный объект – рядом метро и водные артерии.

– Участвует ли компания «СтройИнжиниринг» в торгах? Какие участки рассматриваете для покупки?

– Мы рассматриваем любые возможности для получения земельных участков под строительство. И целевое выделение участков Смольным, и территории под инвестиционные проекты без торгов, и участки, которые выставляются на открытых аукционах. Мы следим за всеми новшествами на рынке девелопмента и строительства. Из инноваций последних лет мне особенно нравится система работы единого окна для инвесторов.

– Строительство многоэтажных паркингов с отдельными боксами – уникальный сегмент для строительного рынка. Как он был выбран и почему?

– Идея строительства многоэтажных паркингов родилась давно. Еще во времена губернаторов Анатолия Александровича Собчака и Владимира Анатольевича Яковлева активно обсуждалась возможность их строительства. В период руководства Валентины Матвиенко были сформированы первые пакеты документов для ИТК. Однако этот сегмент практически никого не заинтересовал. Большинство компаний сконцентрировались на жилом строительстве. Это понятно – большой спрос, высокая прибыльность.

К тому же, поскольку сегмент парковок социальный, то город всегда предоставлял застройщикам льготы и преференции. Раньше эти льготы четко прописывались в договорах. Одна из самых стимулирующих – отсутствие единовременной оплаты за аренду земли на период строительства. Ее трансформируют в имущественный эквивалент, например, инвестор по окончании работ выделяет городу 10–15 % площадей в гаражах, предоставляет льготные места нуждающимся и т. д. Это колоссальный ресурс на начальном этапе – инвестор получает возможность использовать деньги для строительства.

Сейчас подобные схемы не практикуются, и мне бы хотелось обратиться к руководству городской администрации с просьбой о формировании новых участков под строительство многоярусных паркингов с особыми условиями для бизнеса. За ними будущее нашего города, наводненного автомобилями. Если сегодня, по данным ГИБДД, в Петербурге насчитывается от полутора до двух миллионов автомобилей, то гаражами или парковкой обеспечены лишь 500–600 тыс. машин. Эти макроцифры говорят о том, какой это неисследованный и востребованный сегмент рынка.

– Руслан Сагитович, вы строитель по образованию или по призванию?

– Я строитель и по образованию, и по призванию. Я заканчивал Военно-космическую академию имени Можайского. Это был один из немногих вузов, который готовил инженеров‑строителей службы заказчика. Поэтому с 17 лет я не просто строитель, а застройщик. Все остальные строительные институты и военные учебные заведения готовили инженеров‑строителей для подрядных организаций. В 22 года я уже работал представителем заказчика на объектах Министерства обороны.

– А как складывалась ваша карьера после ухода из военных структур?

– Моя карьера с самого начала складывалась безупречно: я закончил среднюю школу с золотой медалью, институт с отличием, окончил адъюнктуру, защитив кандидатскую диссертацию. Я получил прекрасное образование с наивысшими результатами, отслужил в армии. Согласитесь – безупречная биография! Переходный для нашей страны период – конец восьмидесятых и начало девяностых – стал для меня отправной точкой в бизнесе. Я около пяти лет был востребованным специалистом на рынке строительства, с 1994 по 1998 год трудился в качестве наемного менеджера на различных должностях: от начальника отдела и замдиректора до генерального директора и члена совета директоров. Я с успехом прошел эту «школу 90‑х» и логически пришел к необходимости создания собственного бизнеса.

– Сейчас вы себя ощущаете больше менеджером или строителем?

– Сегодня уже сложно отделить одно от другого. Я не знаю, где провести грань. На мой взгляд, хорошо, когда менеджер является хорошим специалистом-строителем. У руля крупных строительных компаний зачастую стоят крепкие профессионалы, и это всегда идет на пользу бизнесу. Например, Александр Иванович Вахмистров, Евгений Георгиевич Резвов, Беслан Рамазанович Берсиров – это люди, которые знают о стройке не понаслышке. Они реально любят свою работу и активно участвуют в процессе строительства. Я себя отношу к плеяде таких же профессионалов. Мне кажется, что хороший строитель – он, как художник, все время изменяет мир: сегодня приходим на пустырь, через пару месяцев там уже котлован, через полгода – заливают бетон и вырастает здание. Вы не представляете себе, какие сильные чувства испытывает в эти моменты руководитель компании. Конечно, гордятся стройкой все: проектировщики, каменщики, бетонщики, сварщики – те, кто не без основания считают себя участниками процесса. И в общем деле есть заслуга каждого, даже чиновника, подписавшего согласование и приложившего руку к строительству. Но самое яркое чувство у того самого художника – руководителя-застройщика. Он прошел все этапы: от получения документов в инстанциях и вынашивания замысла до процедур согласования и ввода в эксплуатацию. Он участвует во всех этапах, даже в тех, которые никто не видит, ведь не секрет, что от идеи до выхода на стройплощадку проходит 5 лет, и большинство из них – бумажная работа.

– За свой труд вы удостоены званий «Почетный строитель» и «Заслуженный строитель РФ». Что значат для вас эти звания?

– Все эти награды важны для меня. Я получил медаль «Строительная слава» и орден «За заслуги в строительстве», звание «Почетный строитель» – то, что называют ведомственными правительственными наградами. Звания «Заслуженный строитель» я удостоен указом президента РФ Владимира Владимировича Путина. Перечисляю все эти награды без всякого стеснения, поскольку изначально человек я военный, и с пиететом отношусь к наградам, тем более что все они заслужены. Для строителя правительственная награда – визитная карточка и признание его заслуг.

– Что для вас является основополагающим в бизнесе и, если не секрет, в жизни?

– Это сложный вопрос. Что касается бизнеса, то есть такой термин «социальная ответственность бизнеса». Большинство людей думает, что это очередная штампованная фраза, но у меня свое мнение. Я хочу сказать, что для меня в бизнесе самое главное – не расчет, сноровка и максимальная прибыль, а моральное удовлетворение. Конечно, я бизнесмен, а не бессребреник, поэтому прибыль важна, но не больше, чем социальная ответственность. Предприниматель должен осознавать, сколько людей и что получают от его бизнеса. Одно дело – прибыль, а другое – то, что здание осталось на века. Застройщика уже не будет, а автомобили будут стоять на уютных парковочных местах, и люди будут рады. Еще конкретнее – люди, которые работают в моей компании, и их семьи. Строители, рабочие, бухгалтеры – все они получают у меня зарплату, планируют свою жизнь, растят детей, покупают жилье. Многое из этого зависело от меня. Частенько бывает, может, в силу возраста или воспитания, молодые бизнесмены только и умеют, что деньги считать. Но нужно осознавать свою ответственность.

– Пригодились ли навыки строителя в повседневной жизни, в быту?

– Да, строитель – как врач. И в бане, и на рыбалке он в первую очередь специалист в своей отрасли. В компании родни, друзей, знакомых я в первую очередь востребован как инженер-строитель. То и дело спрашивают: какой толщины надо фундамент, почему труба, сколько этажей на даче? И я всегда терпеливо отвечаю на эти вопросы, не отмахиваюсь. Я же специалист, почему я должен скрывать? Сам я тоже строил для себя: начиная с заливки крылечка на даче. Если вы спрашиваете, доволен ли я, что выбрал эту профессию, то мой ответ – да!

Строители – люди, подготовленные не только к стройке, но и ко всем жизненным трудностям. Кстати, в самых разных ветвях власти много строителей, и это лишний раз подтверждает мои слова. Я горжусь своей профессией, своими объектами, своими коллегами. Потому что профессия строителя – самая передовая и созидательная. Вы знаете, что слово «инженер» изначально переводилось как «строитель»? Значит, эта гордость и значимость заложена в глубине веков.


Любовь Андреева
Поделиться: