Новые технологии в экспертизе
– Не так давно Вы стали руководителем Центра государственной экспертизы. Какие задачи стоят перед учреждением, и как Вы планируете воплощать их в жизнь?
– Действительно, на должность директора Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр государственной экспертизы» я был назначен недавно, когда прежний руководитель перешел на другую работу. Главной функцией Центра государственной экспертизы останется проведение оценки соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
В настоящее время на региональном уровне под руководством вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Николаевича Албина ведется активная работа по совершенствованию проектно-сметного дела. В ней участвуют Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, Комитет по строительству, Комитет по градостроительству и архитектуре, Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, а также иные исполнительные органы государственной власти строительного комплекса.
Основная цель этой работы – формирование перспективных среднесрочных и долгосрочных планов подготовки проектно-сметной документации и выполнения строительно-монтажных работ.
На сегодняшний день в городе ощущается необходимость доработки и подготовки адресных инвестиционных программ в социальной сфере. Формирование таких программ даст возможность разумно потратить средства городского бюджета с учетом потребностей населения.
– Сегодня в строительную отрасль возвращается понятие «технико-экономическое обоснование»?
– Подготовка технико-экономического обоснования инвестиционных проектов – это очень перспективное направление, которое касается не только города, но и страны в целом. Отсутствие в настоящее время технико-экономических обоснований строительных проектов как стадии проектирования является причиной частых расторжений государственных контрактов, неисполнения принятых обязательств, а также некачественной подготовки проектной документации.
СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» совместно с КГА и иными исполнительными органами государственной власти подготовило проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в части правового закрепления технико-экономического обоснования как обязательной стадии проектирования.
Разработка технико-экономического обоснования инвестиционных проектов позволит правильно рассчитать расходование средств при формировании адресной инвестиционной программы и любого бюджетного финансирования строительства, а также обеспечит оценку будущих эксплуатационных затрат объектов капитального строительства.
– Приведет ли это к экономии бюджетных средств?
– Безусловно, разработка технико-экономических обоснований строительных проектов обеспечит экономию бюджетных средств.
Другим важным аспектом плана реформирования отрасли является переход к определению стоимости проектно-изыскательских работ на основе расчетов трудозатрат. Сейчас расчет сметы ведется по сметно-нормативной базе в ценах 2001 года с учетом корректирующих коэффициентов.
Мы также активно ведем подготовку рекомендаций по снижению сметной стоимости объектов, повышению энергоэффективности, применению новых материалов и технологий, импортозамещению. В настоящий момент проект рекомендаций обсуждается с профильными исполнительными органами государственной власти.
Еще одним направлением экономии бюджетных средств является формирование актуальной базы инженерных изысканий. Каждое инженерное изыскание, проведенное за бюджетный счет, должно быть включено в единую базу, чтобы при необходимости не повторять его, а воспользоваться уже имеющимися данными. Это исключит двойную, а иногда и тройную оплату работ.
– Ведение такой базы сродни реестру проектов повторного применения. Этот пласт работ также закреплен за Вашим ведомством?
– Задача формирования регионального реестра проектов повторного применения напрямую поручена Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга и Центру государственной экспертизы.
На сегодняшний день Центр государственной экспертизы приступил к наполнению реестра: создан соответствующий электронный интерфейс, отбираются проекты, размещен раздел на официальном сайте учреждения «Реестр типовой проектной документации».
По поручению курирующего вице-губернатора осуществлен сбор отзывов от администраций районов Санкт-Петербурга об эксплуатируемых социальных объектах. Информация районных администраций учитывается при формировании реестра.
– Каким образом отбираются проекты для реестра?
– Для этого создан Нормативно-технический совет. Объекты, рекомендованные к повторному применению, определяет не одна организация, а совет профильных профессиональных организаций, которые тщательно изучают проектную документацию. В состав Совета вошли 25 представителей от 15 различных организаций. На сегодняшний день состоялось уже два заседания Совета и по их результатам предложено внести в реестр 14 проектов строительства.
Основная цель всех этих мероприятий – поиск наилучших практик реализации социальных объектов и экономия бюджетных средств.
– Какая работа ведется ЦГЭ для преодоления административных барьеров и сокращения сроков подготовки разрешительной документации?
– В целях снижения административных барьеров в процессе проведения экспертизы и получения разрешений на строительство Центром государственной экспертизы совместно со Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга прорабатываются мероприятия, которые позволят в будущем сократить среднестатистический срок проведения государственной экспертизы до 35 календарных дней.
Одной из наиболее важных задач для учреждения сегодня является переход на оказание услуг в электронном виде. Согласно постановлению Правительства от 7 декабря 2015 года № 1330 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145» с 1 января 2017 года все региональные экспертизы должны принимать для проведения государственной экспертизы проектную документацию и результаты инженерных изысканий исключительно в электронной форме. Экспертные организации должны обеспечить для заявителей возможность удаленного прохождения государственной экспертизы посредством электронных сервисов, а также порталов государственных услуг.
Работа по внедрению электронных сервисов при предоставлении государственных услуг в Центре государственной экспертизы ведется еще с 2012 года.
С указанного периода для заявителей реализована возможность использовать электронную запись для прохождения экспертизы, а также представлять электронную проектную документацию. Сегодня информационная система учреждения обеспечивает удаленное взаимодействие заявителей и специалистов Центра государственной экспертизы и позволяет получить государственную услугу по проведению государственной экспертизы полностью в электронном виде. Запуск модернизированного электронного сервиса учреждения состоялся 1 сентября 2016 года.
В настоящее время мы осуществляем дальнейшее совершенствование информационной системы учреждения. Так, первоначальный вариант электронного заявления о проведении экспертизы включал в себя 72 поля. Мы подсчитали, что, если заполнять каждое поле по одной минуте, даже для опытных пользователей потребуется значительное количество времени. Мы оптимизировали форму и сократили количество полей до 40, причем 11 из них заполняются путем выбора из списка предложенных вариантов. Такие мероприятия облегчают работу конечных пользователей с электронным сервисом учреждения.
Центром государственной экспертизы также организован цикл бесплатных обучающих семинаров для всех заинтересованных лиц. На настоящий момент проведено пять таких мероприятий: 21 июня, 8, 15 и 22 сентября, 25 октября.
Одновременно Центром государственной экспертизы с апреля 2015 года обеспечена возможность рассмотрения проектов, подготовленных с использованием технологий информационного моделирования. Сегодня мы решаем задачу по синхронизации работы с информационными моделями посредством модернизированного электронного сервиса учреждения.
ДОСЬЕ
Игорь Геннадьевич ЮдинРодился 30 апреля 1967 года. В 1989 году окончил Военный институт Минобороны СССР с присвоением квалификации «переводчик-референт по китайскому языку, переводчик по английскому языку».
До 1991 года служил в Вооруженных силах СССР.
С 1991 по 1993 год работал в должности замдиректора и директора ООО «Линк-сервис ЛТД».
С 1993 по 1995 год занимал должность президента АОЗТ «Стройзаказ СПб».
С 1995 по 2010 год занимал руководящие должности в коммерческих организациях.
В 2003 году получил диплом о профессиональной переподготовке по направлению «менеджмент» в Межотраслевом институте повышения квалификации.
В 2012 году окончил РАНХиГС по специальности «государственное и муниципальное управление» с присвоением квалификации «менеджер».
В 2012 году принят на должность замдиректора СПб ГАУ «ЦГЭ».
С марта 2015 года переведен на должность первого заместителя директора.
В 2013 году получил диплом о профессиональной переподготовке по направлению «промышленное и гражданское строительство» в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете.
В 2015 году прошел курс профессиональной переподготовки по направлению «автомобильные дороги и аэродромы» в СПб ГАСУ.
6 октября 2016 года назначен на должность директора СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» согласно приказу № 168‑к Службы госстройнадзора.