Учиться вдумчивому чтению. По книге Мортимера Адлера «Как читать книги»

   29 января 2017, 10:34
Станислав Логунов, эксперт по оптимизации и модернизации бизнес-процессов в строительной отрасли Автор рубрики – Станислав Логунов, эксперт по оптимизации и модернизации бизнес-процессов в строительной отрасли

Каждый понедельник в авторской рубрике «Сила знаний» нашего сайта публикуется новый обзор книг об управлении, стратегии, командообразовании и психологии бизнеса.

В стране с обязательным всеобщим образованием, казалось бы, читать умеют все. Но хотя узнавать написанные слова способен практически каждый, искусство чтения к этому не сводится. Философ, редактор и писатель Мортимер Адлер в классической работе «Как читать книги» объяснил, как получить от знакомства с выдающимися произведениями максимум удовольствия и пользы.

Труд Мортимера Адлера, впервые опубликованный в США в 1940 году, и по сей день не утратил актуальности. По мнению автора, искусство читать книги заключается не в способности разбирать буквы, а в умении думать, размышлять. Адлер стремился познакомить средних американцев с великой литературой, включить их в мировую цивилизацию. Но при этом он отдавал себе отчет в том, что неподготовленный читатель, столкнувшись с авторами в диапазоне от Гомера и Данте до Достоевского и Толстого, в лучшем случае поймет далеко не все, а скорее всего, просто отбросит книгу и уже никогда к ней не вернется. И тогда Адлер написал работу, помогающую читателям подготовиться к встрече с великими книгами.

Как многие помнят, привычный школьный учебник по литературе объясняет прочитанное и сообщает, что именно ученик должен почерпнуть из книги. Это не только отбивает у детей желание читать самостоятельно, но и дает дополнительный аргумент для оправдания отказа от книг: зачем нужны четыреста страниц романа, если «все, что хотел сказать автор» можно изложить на четырех листах? В пику стандартным учебникам Адлер в своей книге вообще не говорит о смыслах произведений или об их содержании – его труд призван подтолкнуть людей к самостоятельному пониманию и применению прочитанного, к готовности вступить в заочный диалог с мыслителями прошлого и настоящего.

ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

В современную эпоху, когда количество данных растет в геометрической прогрессии, люди привыкают читать ради получения информации. Но без анализа информация не имеет смысла. Знание фактов не может принести пользы без способности их интерпретировать. Чтобы знание стало силой, необходимо его понимание и применение.

Начать следует с умения выделять в тексте главное: ключевые слова в предложении, ключевые предложения на странице, ключевые страницы в книге. А выделив главное, его требуется обдумать и осознать.

Не обязательно прочесть тысячи книг – лучше понять только сотню или хотя бы пару десятков, но именно понять, пропустить через себя. Тогда авторы, многих из которых уже давно нет среди нас, станут вашими собеседниками, учителями. Для настоящего обучения необходим диалог, пусть даже и заочный.

Полезно приобрести привычку фиксировать мысли, которые возникают у вас в процессе чтения. Практически все выдающиеся мыслители прошлого делали именно так. Собственно, поэтому библиотеки великих людей человечество стремится сохранять в целости – даже не ради самих книг, а из-за пометок на полях: эти тексты бывают весьма любопытными, а главное, помогают лучше осознать ход мысли их автора.

ТЕКСТ И КОНТЕКСТ

Адлер подчеркивает роль знания контекста для глубокого понимания книги. Для этого на первых порах очень важен, например, правильный порядок чтения. Постепенно вы приобретете умение мысленно распределять прочитанные книги в нужной последовательности, но, чтобы делать это, требуется сформировать базовую «сетку», в которую вы будете встраивать новые элементы. Следует составить план чтения, учитывающий в том числе и хронологию написания главных книг.

Хотя «Как читать книги» ориентирована в первую очередь на чтение ради обучения, ее идеи вполне применимы и для художественной литературы – с той разницей, что в последнем случае добавляется еще и эстетический аспект.

Знание контекста необходимо для чтения любой литературы. Писатели и философы, ученые и поэты находятся в непрерывном диалоге со своими предшественниками, современниками и даже потомками. Не учитывая возникающие при этом связи и взаимозависимости, читатель неизбежно обедняет свое восприятие.

Это не значит, что без контекста нельзя получать удовольствие от произведения – книги или фильма. Так, в России очень популярны работы Квентина Тарантино, хотя существующие в них отсылки к другим фильмам в силу иного культурного опыта у нас в стране понимают единицы. Хорошая работа хороша и сама по себе. Но при этом заложенный автором потенциал используется не полностью, а это – потеря.

НАЗВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

Автор книги исходит из того, что существует три типа чтения книг, и дает рекомендации отдельно по каждому из этих типов: от общего к частному, от частного к общему и оценочный тип. Хороший читатель должен прочесть книгу либо трижды, либо всеми тремя типами одновременно.

При выборе книги Адлер рекомендует в первую очередь обращать внимание на название, подзаголовок, оглавление, предисловие и редакционную аннотацию. В современных реалиях этот подход работает не всегда. Подобные материалы зачастую готовят не авторы, а специалисты издательства по рекламе и маркетингу, и, следовательно, заголовки могут совершенно не соответствовать истинному замыслу книги.

Далее нужно просто пролистать книгу. Вы сразу увидите, что если в тексте часто встречаются слова «следует», «должен» и «надо» – это, скорее всего, работа практического характера. А если там, наоборот, бросаются в глаза слова «является» или «можем предположить», то перед вами теоретическое изыскание. Многое можно понять по размеру глав или, если текст не разбит на главы, иных смысловых единиц – например, абзацев. Чем больше отдельные разделы, тем детальнее книга, а чем больше глав, тем она поверхностнее (или шире по охвату).

СМЫСЛ И СТРУКТУРА

В процессе обучения искусству чтения важно научиться передавать суть произведения одним абзацем. Обратите внимание, что в этих нескольких предложениях должен заключаться смысл книги. То есть вы должны понять, зачем написан текст, а не о чем он написан. К слову, даже писатель не всегда знает, зачем он написал книгу, но читателю это знание необходимо. При этом в произведении может быть и скрытый смысл – сверхзадача, которую следует выявить.

Нужно также привыкнуть разбираться в структуре книги, ее составляющих и их «взаимоотношениях» между собой. Помните, что произведения далеко не всегда линейны и последовательны. Например, Сергей Михайлович Эйзенштейн мечтал о «шарообразной книге», в которой части связаны в трехмерную структуру, а идеи перекликаются самым неожиданным образом. К сожалению, он так и не успел ее написать.

СЛОВА И ЗНАЧЕНИЯ

Очень важно быть уверенным в том, что вы правильно понимаете значения слов, используемых автором. В последнее время я обратил внимание на то, как часто в Интернете читатели предъявляют издателям претензии, связанные с опечатками. Да, книгоиздатели нередко допускают опечатки. Удивительно другое: большинство претензий при ближайшем рассмотрении оказываются необоснованными – читатель элементарно не знает каких-то слов, их форм или значений, но при этом активно нападает на тех, кто, по его мнению, ошибся. Это явление, известное как «агрессивное невежество», выглядит отталкивающе, и, чтобы не уподобляться невеждам, если какое-то слово или фраза кажутся странными, лучше воспользоваться словарем. Многие слова имеют десятки значений, причем очень разных и иногда противоположных по смыслу, и, читая книгу, необходимо находиться с ее автором в одной языковой среде.

Для того чтобы убедиться, что вы поняли какие-то утверждения, попробуйте их интерпретировать – пересказать своими словами или заменить авторские примеры на собственные. Если не получилось, то, скорее всего, вы восприняли только слова, а не мысли, и вам придется вернуться к началу.

ЧИТАТЕЛЬ И ПИСАТЕЛЬ

Общение с хорошей книгой – это разговор с ее автором. И такое общение должно быть интересным, а значит, оно не обязательно подразумевает согласие сторон. При этом ваше несогласие с писателем совершенно не означает, что книга плохая, а ее автор глупец. Умелый читатель должен критически рассматривать текст – разумеется, с учетом своей компетентности. Адлер рекомендует три правила этичного взаимодействия с текстом.

Первое: не выносить оценок и не принимать категоричных решений до тех пор, пока вы точно не убедились в том, что поняли, что хотел сказать автор. Прежде чем соглашаться или не соглашаться с чем-то, стоит понять, с чем именно вам предлагают согласиться, подумать и после этого уже принять решение.

Второе: не путать критичность с критиканством. Не нужно искать недостатки там, где их нет, и раздувать мелочи. Если у вас нет разногласий с книгой – это замечательно. Значит, автор – ваш единомышленник.

И третье: видеть в разногласиях решаемую проблему. Действительно, если вы считаете, что компромисс невозможен, то и диалог не имеет смысла.

Один мой знакомый рассказывал, что испытывает огромное удовольствие от чтения книг на хорошо известные ему темы, если эти книги вызывают у него желание спорить. Для него такой заочный спор, с привлечением сторонних аргументов, просмотром дополнительных источников, который может продолжаться несколько дней и далеко не всегда завершается победой читателя, – лучший интеллектуальный подарок, который можно получить от книги. Если подумать, я с ним согласен.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА

Книг очень много, в том числе и хороших, а правильное чтение требует времени, поэтому очень важно научиться выбирать те книги, которые нужно прочесть именно вам. Как ни странно, это одна из самых сложных проблем. Существует множество списков лучших книг, но выбор лучшего очень зависит от вкуса, потребностей и начитанности выбирающего и его независимости. При этом даже самые уважаемые вами люди могут ценить в книгах совсем не то, что ищете в чтении вы. Более того, такие списки могут попросту не учитывать чего-то, что вы уже прочитали и что, возможно, превосходит рекомендуемую книгу на ту же тему. Наконец, нельзя не брать во внимание склонность людей превозносить книги, имеющие хорошую репутацию или очень популярные.

Сейчас мы с командой экспертов работаем над интернет-проектом silaproject.ru, который направлен на выработку индивидуальных книжных рекомендаций с учетом уровня, потребностей и осведомленности конкретных читателей. Я уверен, что этот проект сможет помочь тем, кто стремится читать только нужные книги.


Книга Адлера может оказаться исключительно полезной для очень многих – даже спустя семьдесят шесть лет после написания она весьма актуальна. К сожалению, неумение читать и нежелание задумываться о прочитанном, вступать с текстом в заочный диалог зачастую приводит к слепой вере (или к столь же слепому недоверию) в печатное слово. Отсутствие интеллектуальной свободы мешает читателю воспринимать идеи, которые отличаются от сложившихся ранее стереотипов. А недостаток кругозора лишает прочитанные книги контекста и тем самым обедняет их.

«Как читать книги» не заставит вас полюбить литературу, но может помочь научиться понимать ее. А это первый шаг если не к любви, то к дружбе или хотя бы к взаимовыгодному партнерству. Меня же труд Адлера порадовал тем, что послужил подтверждением правильности интуитивно выработанного подхода к книгам.

Приятного чтения, и пусть оно приносит вам пользу и помогает становиться лучше!


Обсудить эту и другие публикации рубрики «Сила знаний» вы можете в блоге ее автора: www.facebook.com/logunovsi


Станислав Логунов
Поделиться: