Новая стратегия для инвесторов

   26 апреля 2017, 11:17
Поправки в законодательство Санкт-Петербурга о стратегических инвесторах окончательно одобрены ЗакСом.

Успешные стратегические проекты в Петербурге можно пересчитать по пальцам. Однако в Смольном уверены, что после принятия их законопроекта инвестиционная привлекательность города возрастет в разы.

Законодательное собрание Петербурга в третьем чтении одобрило поправки в законы о стратегических проектах и господдержке инвесторов.

Речь идет о поправках, которые предусматривают обязательное заключение с инвестором стратегического проекта соглашения, а также снижение порога инвестирования для получения такого статуса. Для проектов здравоохранения, образования, культуры, спорта, науки, инновационной деятельности и туризма объем инвестиций снижается на 500 млн. Ранее нужно было вложить 1,5 млрд, теперь достаточно 1 млрд рублей. Для промышленности, транспорта, а также переустройства, выноса, реконструкции объектов, в том числе линейных, предназначенных для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, дисконт составил 1 млрд рублей (с 3 млрд до 2 млрд рублей).

В одобренных поправках также прописаны новые обязательства инвесторов перед городом. В случае нарушения существенных условий соглашения, недостижения целевых показателей и т. д., стратегический инвестор возмещает полученные денежные средства в бюджет Санкт-Петербурга, а также возвращает предоставленный земельный участок.

Власти надеются, что документ поспособствует росту инвестиционной привлекательности города, однако, как показывает практика, статус стратегического не всегда гарантирует реализацию проекта.

Отметим, что статус стратегического инвестиционного проекта дает инвестору обширный объем льгот, включая предоставление земельного участка без торгов, существенное снижение арендной платы. Казалось бы, все это должно активно привлекать инвесторов, однако в действительности все не так радужно: в Петербурге есть как успешные примеры таких проектов, так и не очень.

Если говорить о наиболее успешных стратегических проектах, то можно вспомнить аэропорт Пулково, развитием которого занимается консорциум «Воздушные Ворота Северной Столицы». Реализация объекта шла по графику, а проект получил несколько международных премий. Кроме того, это уникальный для РФ случай государственно-частного партнерства, когда объект возводился без бюджетных средств. В связи с чем федеральные власти неоднократно призывали другие регионы повторить этот опыт.

Благодаря надежному инвестору – бизнесмену Роману Абрамовичу – в конце лета 2016 года открылась первая очередь проекта «Новая Голландия». История проекта началась в 2004 году, однако только в 2010‑м, после выхода на объект структур чукотского бизнесмена, дело начало спориться. Отметим, что полностью проект будет реализован к 2025 году, однако Смольный совершенно не переживает за его судьбу.

В конце 2016 года завершилось строительство Западного скоростного диаметра, история которого началась еще в 60‑х годах прошлого века. Впрочем, проект был утвержден только в 1996 году, а реализация стартовала в 2005‑м. Строительство ЗСД обошлось примерно в 211 млрд рублей, при этом объект строился за счет местного и федерального бюджетов, а также вложений инвесторов.

Однако далеко не все позитивно оценивают реализованный проект. Депутаты Законодательного собрания от фракций «Яблоко», «Справедливая Россия» и «Партия Роста» неоднократно призывали разорвать контракт с компанией «Магистраль северной столицы», которая построила центральной участок ЗСД. Причина в том, что МСС будет управлять трассой до 2042 года, при этом городу придется возмещать из бюджета затраты на строительство и содержание ЗСД до тех пор, пока объект не станет самоокупаемым. По расчетам экспертов, это должно произойти к 2020 году.

Впрочем, в городе есть проекты, скорость реализации которых близка к нулю, несмотря на статус стратегического. Например, поиски инвестора для Апраксина двора идут уже много лет, но воз и ныне там. Несмотря на все старания правительства увеличить доходность проекта, инвесторы не спешат браться за работу.

Также не везет Ленинградскому зоопарку, который много лет не развивается из-за скромных размеров занимаемой площади – всего 7,4 га. Это один из самых маленьких зоопарков в мире. Разговоры о строительстве нового зоопарка идут с 2008 года, однако ни место, ни проект, ни инвестор до сих пор не согласованы.


Фото: babyforex.ru


Мария Репп
Поделиться:
ЗакС
поправки
стратегические инвесторы
инвестиции

{{articles.header}}

{{results}}