Дороги осилит девелопер?

   17 июля 2017, 14:02
Развитие улично-дорожной сети Санкт-Петербурга остается серьезной проблемой, особенно актуальной для районов новой застройки.

Городские власти все чаще привлекают для ее решения самих застройщиков. Те вынуждены соглашаться, но нормальным такое положение не считают.

Строим сами

С точки зрения закона улично-дорожная сеть (УДС) – это зона ответственности городских властей. Тем не менее все чаще ее развитие, прежде всего в части обеспечения транспортной доступности районов новой жилой застройки, возлагается на девелоперов.

Всем памятна история с компанией Seven Suns Development, которая недавно построила дорогу на намывных территориях. Несмотря на то что по соглашению о создании намыва между Смольным и ЗАО «Терра Нова» город брал на себя расходы по созданию УДС, деньги на эти нужды в бюджете предусмотрены были, и девелоперу пришлось самостоятельно озаботиться транспортной доступностью своего проекта «Светлый мир «Я‑Романтик».

В последних числах июня «Главстрой-СПб» сдал в эксплуатацию три участка улично-дорожной сети в районе ЖК «Северная долина» на Парнасе. Это продолжение ул. Николая Рубцова (от ул. Федора Абрамова до пр. Энгельса), продолжение ул. Федора Абрамова (от ул. Николая Рубцова до Заречной ул.) и продолжение ул. Валерия Гаврилина (от ул. Николая Рубцова до Заречной ул.). Общая протяженность введенных участков составляет около 1,7 км.

Также в июне введен первый участок новой магистральной улицы (получившей наименование Камероновская), идущей от Саперной улицы через территорию ЖК Inkeri к перспективному продолжению ул. Архитектора Данини в Пушкине. Дорогу построил «ЮИТ Санкт-Петербург», который возводит комплекс. Сейчас ведется строительство второго участка Камероновской улицы, а также части внутриквартальной Кедринской улицы, которые обеспечат транспортную доступность для жителей домов второй очереди ЖК Inkeri.

И уж совсем интересная история получилась с Русановской улицей в Невском районе. На карте она есть, фактически – тоже есть (и не маленькая, ее длина составляет более 1,4 км). А вот в перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения улица отсутствует, несмотря на то, что существовала еще в советское время. В итоге «Эталон ЛенСпецСМУ», который в 2011–2015 годах построил в этой локации ЖК «Ласточкино гнездо», вынужден самостоятельно выполнять ремонт дорожного покрытия на трассе.

Дальше – больше

Эта практика получает все более широкое распространение. Теперь задача по развитию УДС (полному или частичному) часто закладывается в проекты еще на стадии согласования с городскими властями. Касается это, конечно, прежде всего крупных комплексов, строящихся в «чистом поле».

«Мы не только заключаем с городом соглашения о создании объектов социальной инфраструктуры, но и включаемся в решение вопросов развития дорожной инфраструктуры для обеспечения транспортной доступности новых кварталов. Речь идет о крупных проектах «Новоорловский» на севере города и Inkeri в Пушкине», – рассказывает директор по маркетингу и продажам компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Екатерина Гуртовая.

Компания за свой счет заказала разработку проектной документации, необходимой для строительства Суздальского шоссе – участка протяженностью 3,5 км от Выборгского шоссе до Дороги на Каменку. «Готовый проект (стоимостью несколько десятков миллионов рублей) мы передали в дар городу. Кроме того, компания передала в государственную собственность участок площадью 3,5 га, необходимый для строительства части Суздальского шоссе», – говорит Екатерина Гуртовая.

Та же ситуация с ЖК Inkeri. «По заказу нашей компании «Ленпромтранспроект» разработал проектную документацию на объекты УДС общей протяженностью почти 2 км. Строительство будет осуществляться постепенно, по мере застройки территории комплекса дороги будут передаваться городу», – рассказала она.

«В рамках проекта «Солнечный город» Setl City за свой счет спроектировала продолжение проспекта Ветеранов, получила положительное заключение экспертизы и передала всю проектную документацию в профильный городской комитет. В микрорайоне «Чистое небо» компания на собственные средства проектирует и строит улицу Плесецкую», – сообщили в компании.

Инвестиционно-строительный холдинг AAG выполнит проектирование и строительство продолжения улицы Дыбенко до Октябрьской набережной протяженностью 800 м, обеспечив транспортную доступность возводимого ЖК «Ренессанс». Также компания проведет комплексное благоустройство территории площадью 1,5 га, расположенной вдоль Дальневосточного проспекта. Объем вложений составит около 100 млн рублей. «Финансирование работ будет осуществляться за счет собственных средств компании. По завершении работ объекты будут переданы в ведение города. Мы планируем завершить работы в 2020 году со сдачей третьей очереди комплекса», – говорит Евгений Кулагин, руководитель департамента A‑Invest (входит в холдинг AAG).

Как сообщил генеральный директор «Главстрой-СПб», компания в настоящее время ведет проектирование для ЖК «Северная долина» продолжения Заречной ул. протяженностью 1,6 км, которое обеспечит третий выезд из района на пр. Энгельса. Его строительство запланировано на 2017–2019 годы.

Не дело

Разумеется, девелоперы не могут не учитывать пожеланий города, в том числе и по развитию УДС. То же касается и интересов покупателей жилья в возводимых комплексах, которым транспортная доступность жизненно необходима. Однако это не значит, что их радуют дополнительные заботы и работы, не говоря уже о финансовых издержках.

Недоумение также вызывает отсутствие общих «правил игры». Так, например, у Seven Suns Development и «Главстроя-СПб» Смольный выкупает построенные участки УДС, а «ЮИТ Санкт-Петербург» и AAG передают их городу бесплатно.

Председатель Комитета по благоустройству Владимир Рублевский, посетивший церемонию запуска движения по новым дорогам в ЖК «Северная долина», сообщил газете «Кто строит в Петербурге», что никаких новых обязательных требований к девелоперам по развитию УДС у властей Петербурга нет. «В каждом случае все решается индивидуально. Это зависит от конкретной ситуации, конкретного проекта, обязательств, которые готов взять на себя застройщик, и других факторов», – сказал он.

Кроме того, любая дополнительная финансовая нагрузка на девелоперов в нынешних непростых экономических условиях сильно затрудняет их работу. «Русановская улица – это частный случай, который не означает, что мы готовы за свой счет заниматься строительством дорог на регулярной основе. Любая нагрузка на девелоперский бизнес в конечном счете приводит к увеличению стоимости недвижимости», – говорит директор по правовым вопросам группы «Эталон» Виктория Цытрина.

«Хотелось бы напомнить, что по самым скромным расчетам строительный комплекс вносит в городской бюджет каждый десятый рубль. Итоговая цифра примерно соответствует объему финансирования всех адресных инвестиционных программ, заложенных в бюджет Санкт-Петербурга. Поэтому так называемая передача социальных обязательств города застройщикам кажется, по меньшей мере, несправедливой. Ситуация усугубляется еще и снижением в последнее время покупательной способности горожан, что в свою очередь также отрицательно сказывается на экономическом положении стройкомпаний», – подчеркивает генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов.

Представители строительного сообщества убеждены, что город должен искать другие способы решения существующих проблем. «Самое время возобновить обсуждение выпуска и размещения инфраструктурных облигаций для целей финансирования строительства дорог», – отмечает Виктория Цытрина. 


Михаил Кулыбин
Поделиться:
улично-дорожная сеть
дороги
новостройки
транспортная инфраструктура

{{articles.header}}

{{results}}