За риелторами останется человеческий фактор

   20 октября 2017, 09:46
Развитие информационных технологий влияет на все стороны жизни, и сфера недвижимости не стала исключением.
Фото: SHUTTERSTOCK.COM

Еще 10 лет назад подавляющее большинство операций с недвижимостью совершалось при участии риелтора, сегодня же все больше людей справляются с оными самостоятельно. В результате вопрос о будущем риелторов становится все более дискуссионным.

Риелторы канут в Лету?

Абсолютно все игроки рынка недвижимости, опрошенные газетой «Кто строит в Петербурге», отмечают, что количество сделок с участием риелторов с каждым годом сокращается. «Когда-нибудь таковых вообще не будет», – уверен генеральный директор компании Zakharov Consulting Андрей Захаров, который несколько лет назад продал два своих агентства недвижимости.

Главным конкурентом риелторов стали социальные сети, в которых уже несколько лет растут группы по аренде и купле-продажи жилья без посредников. Параллельно с этим развивается множество сервисов, через которые также можно совершить сделку с недвижимостью. Например, «Яндекс.Недвижимость». Руководитель этого сервиса в Петербурге Сергей Роменский сравнил положение риелторов с таксистами, которые не выдерживают конкуренцию с предложениями Uber и «Яндекс.Такси»: «Заказать такси через такие или подобные сервисы значительно проще, а главное – дешевле. Я думаю, что классические таксопарки, куда надо звонить и заказывать машину, да еще и по высокой цене, вскоре будут окончательно вытеснены. Это же ждет и риелторов».

Кроме того, как добавил Андрей Захаров, в борьбе за покупателя продвинутые застройщики формируют свои сервис-схемы: «Потенциальным клиентам предлагается множество бесплатных опций: звонок в удобное время, трансфер в офис и многое другое. В результате важность риелтора падает».

Директор строительной компании «Master Девелопмент» Вячеслав Семененко призывает риелторов искать свою нишу: «На рынке останутся только те, кто сможет предложить особые узкоспециализированные услуги. Я не очень представляю, что это может быть, однако точно знаю, что никакие технологии не справятся с человеческим фактором. Именно его должны взять на себя риелторы».

Конкуренцию выдержат лучшие

Впрочем, многие эксперты уверены, что профессию риелтора хоронить пока рано. Директор по бизнес-коммуникациям ГК «Миэль» Юрий Карамаликов призвал не переоценивать возможности информационных технологий. «Много ли людей смогут правильно заполнить всю необходимую для сделок с недвижимостью документацию? Нет, ведь этому надо учиться, и риелторы именно этому и учились! А кто покажет клиентам квартиру? Ведь никто не заплатит, увидев лишь картинки в интернете», – подчеркивает он.

Руководитель отдела рекламы ГК «Плюс» Алексей Попов уверен, что риелторы могут больше интернет-технологий: «Хоть технический прогресс на сегодняшний день и развивается быстрыми темпами, но и простых шаблонных сделок становится гораздо меньше. Сделки на рынке недвижимости стали гораздо сложнее, ситуации порой настолько запутанные, что агенту приходится приложить максимум усилий, чтобы грамотно распутать «клубок». Эксперт уверен, что рядовые горожане просто не справятся без риелтора.

Президент Ассоциации риелторов Петербурга и Ленобласти Игорь Горский говорит, что смерть из-за развития информационных технологий можно предсказать и магазинам с кинотеатрами, однако они все еще работают. «Конечно, рынок недвижимости меняется, интернет и социальные сети играют все большую роль. Однако это не замена для риелтора, а лишь новые инструменты его работы», – уверен эксперт.

Кроме того, никакие технологии не заменят человеческий фактор. Юрий Карамаликов отметил, что в нашей стране еще много людей, которые не пользуются интернетом или пользуются им на примитивном уровне: «Например, пожилые люди без риелтора точно не справятся, и их нельзя оставлять».

Игорь Горский подчеркнул, что риелтор в глазах клиента становится ответственным за заключенную сделку: «Клиенты нуждаются в живом общении, им необходимо задать кому-то вопросы, посоветоваться. В результате происходит персонификация ответственности, что для покупателя очень важно, ведь появляется человек, к которому можно прийти, если сделка окажется неудачной».

При этом, по мнению эксперта, брокеры нужны и строительным компаниям, которые просто не могут уделять много времени личной работе с клиентами. Это мнение разделяет и коммерческий директор портала Lifedeluxe.ru Дмитрий Лобов. «Наши застройщики не хотят и не умеют работать с информацией. Вместо того чтобы поддерживать базу своих предложений, чтобы покупатели понимали, есть в продаже тот или иной объект, сколько он метров и с каким ремонтом, застройщики тратят огромные средства на рекламу в «Яндекс.Директе» или устанавливают билборды», – считает он.

Эксперт уверен, что если даже выключить интернет и телевизор, то продажи недвижимости не остановятся. «Хорошие риелторы до сих пор не ленятся и расклеивают объявления о покупке и продаже недвижимости по дворам, так как отзывы на такую рекламу чаще заканчиваются сделкой, чем клик в интернете. Опять же брокеры и покупатели гонятся за частными объявлениями, так как хозяин квартиры может сразу же и быстро предоставить информацию о метраже, ремонте и так далее», – говорит Дмитрий Лобов.

Стоит отметить, что исчезновение риелторам предсказывали после повышения популярности соцсетей, а также запуска различных сервисов. Так, в начале 2017 года начал работать сервис Сбербанка «ДомКлик», через который можно взять ипотечный кредит, не выходя из дома. Риелторское сообщество всерьез подозревало банк в намерении взять под контроль значительную часть всего рынка недвижимости, однако уже через полгода от страхов и опасений не осталось и следа. По данным BN.ru, с января по август на территории СЗФО через «ДомКлик» было выдано всего 472 жилищных кредита. И это притом, что банк получает около 600 письменных заявлений на выдачу ипотеки в день.


СОВЕТЫ РИЕЛТОРАМ

Газета «Кто строит в Петербурге» поговорила с самыми разными игроками рынка недвижимости и собрала советы, которые помогут риелторам выжить, несмотря на высокую конкуренцию.
1. Откажитесь от офисов
Сегодня агентствам недвижимости нужно несколько переговорных комнат, а не полноценный офис. Риелторы должны работать «в полях». 
Это не только экономит средства, но и повышает мобильность.
2. Ищите свою нишу, предлагайте узкоспециализированные услуги
Риелтор, который знает, как законно продать квартиру до пяти лет владения ей без выплаты налога; как получить возврат; на кого выгоднее оформить ипотеку и т. д., никогда без работы не останется.
3. Человеческий фактор
По мнению экспертов, это самый главный фактор, определяющий успешность брокера во все времена. У хорошего риелтора большая проверенная база как объектов, так и клиентов. Он умеет отвечать на любые вопросы. Он учитывает потребности и возможности разных категорий клиентов и не должен заставлять бабушку искать фотографии в интернете (надо либо фотографии привезти, либо отвезти клиента в нужное место).
4. Учитесь работать с информационными технологиями
Для хорошего риелтора интернет не враг, а инструмент работы. Надо разбираться в маркетинге, интернет-продвижении, в том как работают поисковые системы, интернет-сервисы и т. д.
5. Приглашайте грамотных экспертов
Этот совет вытекает из предыдущего. Далеко не все риелторы могут похвастаться широкими знаниями интернет-технологий и маркетинга, поэтому надо сотрудничать со специалистами в этих сферах, а не заставлять рядового сотрудника из своего агентства постигать все это в сжатые сроки.

Мария Мельникова
Поделиться:
недвижимость
риелторы

{{articles.header}}

{{results}}