За риелторами останется человеческий фактор
Еще 10 лет назад подавляющее большинство операций с недвижимостью совершалось при участии риелтора, сегодня же все больше людей справляются с оными самостоятельно. В результате вопрос о будущем риелторов становится все более дискуссионным.
Риелторы канут в Лету?
Абсолютно все игроки рынка недвижимости, опрошенные газетой «Кто строит в Петербурге», отмечают, что количество сделок с участием риелторов с каждым годом сокращается. «Когда-нибудь таковых вообще не будет», – уверен генеральный директор компании Zakharov Consulting Андрей Захаров, который несколько лет назад продал два своих агентства недвижимости.
Главным конкурентом риелторов стали социальные сети, в которых уже несколько лет растут группы по аренде и купле-продажи жилья без посредников. Параллельно с этим развивается множество сервисов, через которые также можно совершить сделку с недвижимостью. Например, «Яндекс.Недвижимость». Руководитель этого сервиса в Петербурге Сергей Роменский сравнил положение риелторов с таксистами, которые не выдерживают конкуренцию с предложениями Uber и «Яндекс.Такси»: «Заказать такси через такие или подобные сервисы значительно проще, а главное – дешевле. Я думаю, что классические таксопарки, куда надо звонить и заказывать машину, да еще и по высокой цене, вскоре будут окончательно вытеснены. Это же ждет и риелторов».
Кроме того, как добавил Андрей Захаров, в борьбе за покупателя продвинутые застройщики формируют свои сервис-схемы: «Потенциальным клиентам предлагается множество бесплатных опций: звонок в удобное время, трансфер в офис и многое другое. В результате важность риелтора падает».
Директор строительной компании «Master Девелопмент» Вячеслав Семененко призывает риелторов искать свою нишу: «На рынке останутся только те, кто сможет предложить особые узкоспециализированные услуги. Я не очень представляю, что это может быть, однако точно знаю, что никакие технологии не справятся с человеческим фактором. Именно его должны взять на себя риелторы».
Конкуренцию выдержат лучшие
Впрочем, многие эксперты уверены, что профессию риелтора хоронить пока рано. Директор по бизнес-коммуникациям ГК «Миэль» Юрий Карамаликов призвал не переоценивать возможности информационных технологий. «Много ли людей смогут правильно заполнить всю необходимую для сделок с недвижимостью документацию? Нет, ведь этому надо учиться, и риелторы именно этому и учились! А кто покажет клиентам квартиру? Ведь никто не заплатит, увидев лишь картинки в интернете», – подчеркивает он.
Президент Ассоциации риелторов Петербурга и Ленобласти Игорь Горский говорит, что смерть из-за развития информационных технологий можно предсказать и магазинам с кинотеатрами, однако они все еще работают. «Конечно, рынок недвижимости меняется, интернет и социальные сети играют все большую роль. Однако это не замена для риелтора, а лишь новые инструменты его работы», – уверен эксперт.
Кроме того, никакие технологии не заменят человеческий фактор. Юрий Карамаликов отметил, что в нашей стране еще много людей, которые не пользуются интернетом или пользуются им на примитивном уровне: «Например, пожилые люди без риелтора точно не справятся, и их нельзя оставлять».
Игорь Горский подчеркнул, что риелтор в глазах клиента становится ответственным за заключенную сделку: «Клиенты нуждаются в живом общении, им необходимо задать кому-то вопросы, посоветоваться. В результате происходит персонификация ответственности, что для покупателя очень важно, ведь появляется человек, к которому можно прийти, если сделка окажется неудачной».
При этом, по мнению эксперта, брокеры нужны и строительным компаниям, которые просто не могут уделять много времени личной работе с клиентами. Это мнение разделяет и коммерческий директор портала Lifedeluxe.ru Дмитрий Лобов. «Наши застройщики не хотят и не умеют работать с информацией. Вместо того чтобы поддерживать базу своих предложений, чтобы покупатели понимали, есть в продаже тот или иной объект, сколько он метров и с каким ремонтом, застройщики тратят огромные средства на рекламу в «Яндекс.Директе» или устанавливают билборды», – считает он.
Эксперт уверен, что если даже выключить интернет и телевизор, то продажи недвижимости не остановятся. «Хорошие риелторы до сих пор не ленятся и расклеивают объявления о покупке и продаже недвижимости по дворам, так как отзывы на такую рекламу чаще заканчиваются сделкой, чем клик в интернете. Опять же брокеры и покупатели гонятся за частными объявлениями, так как хозяин квартиры может сразу же и быстро предоставить информацию о метраже, ремонте и так далее», – говорит Дмитрий Лобов.
Стоит отметить, что исчезновение риелторам предсказывали после повышения популярности соцсетей, а также запуска различных сервисов. Так, в начале 2017 года начал работать сервис Сбербанка «ДомКлик», через который можно взять ипотечный кредит, не выходя из дома. Риелторское сообщество всерьез подозревало банк в намерении взять под контроль значительную часть всего рынка недвижимости, однако уже через полгода от страхов и опасений не осталось и следа. По данным BN.ru, с января по август на территории СЗФО через «ДомКлик» было выдано всего 472 жилищных кредита. И это притом, что банк получает около 600 письменных заявлений на выдачу ипотеки в день.
Газета «Кто строит в Петербурге» поговорила с самыми разными игроками рынка недвижимости и собрала советы, которые помогут риелторам выжить, несмотря на высокую конкуренцию.
1. Откажитесь от офисов
Сегодня агентствам недвижимости нужно несколько переговорных комнат, а не полноценный офис. Риелторы должны работать «в полях».
Это не только экономит средства, но и повышает мобильность.
2. Ищите свою нишу, предлагайте узкоспециализированные услуги
Риелтор, который знает, как законно продать квартиру до пяти лет владения ей без выплаты налога; как получить возврат; на кого выгоднее оформить ипотеку и т. д., никогда без работы не останется.
3. Человеческий фактор
По мнению экспертов, это самый главный фактор, определяющий успешность брокера во все времена. У хорошего риелтора большая проверенная база как объектов, так и клиентов. Он умеет отвечать на любые вопросы. Он учитывает потребности и возможности разных категорий клиентов и не должен заставлять бабушку искать фотографии в интернете (надо либо фотографии привезти, либо отвезти клиента в нужное место).
4. Учитесь работать с информационными технологиями
Для хорошего риелтора интернет не враг, а инструмент работы. Надо разбираться в маркетинге, интернет-продвижении, в том как работают поисковые системы, интернет-сервисы и т. д.
5. Приглашайте грамотных экспертов
Этот совет вытекает из предыдущего. Далеко не все риелторы могут похвастаться широкими знаниями интернет-технологий и маркетинга, поэтому надо сотрудничать со специалистами в этих сферах, а не заставлять рядового сотрудника из своего агентства постигать все это в сжатые сроки.