Артем Рыжиков: «Государственная экспертиза никогда не была административным барьером»

   11 августа 2020, 12:39
С учетом экономической ситуации в стране правительство Российской Федерации идет на беспрецедентные меры поддержки строительной отрасли, в числе которых снятие административных барьеров и сокращение требований к строительству.
Фото: «Кто строит в Петербурге» №2 (752) от 10.08.20
Как это скажется на деятельности государственной экспертизы? А на безопасности возводимых зданий? Об этом и многом другом мы говорили с заместителем директора СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» Артемом Рыжиковым.

– Артем Юрьевич, в свете последних событий прокомментируйте, пожалуйста, какой курс выбран госэкспертизой на ближайшее время? 

– Государственная экспертиза всегда стоит на том, чтобы все требования безопасности к возводимым зданиям и сооружениям соблюдались в соответствии с законодательством. В данном аспекте безопасность зданий должна остаться и останется на том уровне, на котором была всегда.

Госэкспертиза для строительства является тем институтом, который в первую очередь отвечает за жизненно важные функции – безопасность и качество строящихся объектов. А это, согласитесь, совершенно не те критерии, по которым прохождение экспертизы можно отнести к административным барьерам. Замечу, что учреждение всегда старалось помогать проектному и строительному сообществу, а не препятствовать.

– Какие тренды в экспертизе строительных проектов будут наиболее востребованы с учетом стремительно меняющейся реальности в экономике страны?

– Главный и постоянный тренд современных экспертных учреждений – всегда быть на шаг впереди. Период пандемии, который мы пережили, серьезно изменил нашу организацию, но, несмотря на введение в Петербурге режима повышенной готовности, эксперты нашего учреждения в удаленном режиме с соблюдением всех сроков рассматривали проектную документацию, подготавливали уведомления о выявленных недостатках и заключения. Замечу, что работники нашего учреждения были оперативно переведены на удаленную работу, а все рабочие процессы были отлажены до автоматизма в течение двух первых недель. 

– Перевод работы экспертов в онлайн-режим как-то повлиял на ваших заявителей?

– Если говорить о процедуре прохождения экспертизы, то для заявителя она изменилась только в одном – отсутствие личной очной встречи с экспертом, что, безусловно, продиктовано мерами повышенной безопасности. Наше учреждение оказывает услуги в электронном виде с 2017 года, поэтому заявитель пользовался знакомым ему набором сервисов, в частности, электронной записью к эксперту. Прием полностью был переведен в онлайн, появилась возможность общаться и работать удаленно в режиме видеоконференцсвязи (ВКС). Все мы перешли на этот формат без каких-либо проблем. Кроме того, за заявителем были сохранены и такие обычные способы связи с экспертом, как телефонные разговоры: нами была организована автоматическая переадресация звонков с рабочих номеров на домашние/мобильные, чтобы заявителям было удобно работать в привычном режиме.

Безусловно, мы давно были готовы к оказанию услуг в дистанционном формате, и во многом благодаря нашей развитой информационной системе – именно она позволила реализовать все функции для комфортной и бесперебойной работы экспертов учреждения. Находясь в режиме самоизоляции, каждый из них мог рассматривать проектную документацию, выявлять в ней недостатки, выставлять замечания, общаться с заказчиком и оказывать ему своевременные консультации. Период пандемии лишь подтолкнул нас к тому, чтобы максимально перевести рабочие процессы в онлайн. 

– Вы находите плюсы в периоде удаленной работы с заявителем?

– Безусловно. Многие вынужденные меры – такие, например, как совещания в режиме ВКС – оказались гораздо более эффективными, чем прежний офлайн-формат. Видеоконференции экономят время в планировании рабочих задач, в логистике как руководителей, так и экспертов. Думаю, что этот формат стал удобным и нашим заявителям, в особенности проектным организациям, которые работают за пределами Санкт-Петербурга.

– Появились ли за это время какие-то дополнительные услуги в Центре госэкспертизы, оказались ли они востребованными?

– На ранней стадии прохождения экспертизы часто встречаются ошибки, связанные с несогласованностью архитектурных решений с требованиями Роспотребнадзора, противопожарной безопасности и другими. С 14 мая 2020 года Центр государственной экспертизы предложил своим заявителям новую услугу – консультационные услуги по подготовке квалифицированных разъяснений. Предметом консультаций могут являться любые интересующие заявителя вопросы в области архитектурно-строительного проектирования и выполнения инженерных изысканий. Стоит отметить, что данная услуга может как предварять проведение экспертизы, так и быть заказанной во время строительства объекта. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что услуга стала крайне востребованной нашими заявителями.

– Совсем недавно вашим учреждением был представлен новый электронный сервис – мобильное приложение «Госэкспертиза онлайн». Расскажите, пожалуйста, более подробно о нем.

– Первое, что хотелось бы отметить, – представленный продукт создан в нашей стране впервые среди подобных нам организаций. Второе, не менее важное обстоятельство – сервис разработан и запущен силами наших специалистов, без привлечения сторонних организаций и бюджетных средств, что говорит о высоком уровне развития технологических процессов в учреждении и наличии в нем высококвалифицированных кадров.

Одной из приоритетных целей нашего учреждения является полномасштабная модернизация всех внутренних процессов, для чего создана и запущена программа развития, в рамках которой мы пересматриваем все внутренние процедуры на предмет их качественного улучшения. Ни для кого не секрет: главное требование к экспертизе – постоянное развитие. Поэтому наш Центр должен постоянно идти вперед. Для такого движения необходимы некие драйверы роста и ориентиры, а именно – открытость и прозрачность, в первую очередь для руководителей тех организаций, которые пользуются услугами государственной экспертизы. Зачастую мы сталкивались с несогласованностью передачи данных проектировщиков руководству заказчика.

Открытость информации, ранее доступная на внутриведомственном уровне, благодаря мобильному приложению станет доступной инвестору проекта и руководителю организации, проходящей экспертизу в нашем учреждении. При помощи приложения у них появится возможность получать в реальном времени данные о статусе дела в экспертизе, что крайне необходимо для принятия своевременных и необходимых решений, для оперативного внесения корректировок в проектную документацию.

Если раньше наиболее высокая активность со стороны заявителя фиксировалась к концу срока экспертизы, то теперь на самых ранних этапах будет понятна динамика снятия замечаний. В приложении будет фиксироваться вся информация по прохождению проектной документации, где пользователь будет видеть, насколько оперативно выданы уведомления экспертов, как быстро реагируют на них проектировщики со стороны заявителя и как быстро движется проект с точки зрения приведения его в соответствие со всеми нормативами. Ранее все эти действия можно было отследить через личный кабинет заявителя, доступ к которому осуществлялся с использованием стационарного компьютера или ноутбука. Мобильные гаджеты для просмотра этой информации были не задействованы. 

Теперь же конечный заказчик – заявитель – посредством установки мобильного приложения на свой смартфон может получать максимально оперативную и прозрачную картину по проекту. А главное – заявитель на ранней стадии сможет понять, по каким причинам его проект движется в сторону отрицательного заключения, и принять соответствующие решения, чтобы не тормозить ход проекта.

Хотелось бы отметить, что версия 1.0 приложения уже работает для наших контрагентов. Мы собираем все замечания и предложения, для того чтобы максимально адаптировать продукт под удобства заказчика.

– Какие планы стоят перед Центром на ближайшее время, текущий год?

– Как я отмечал выше, на 2020 год запущена программа развития и модернизации всех бизнес-процессов нашего учреждения. В рамках этого проекта мы делаем ревизию своих внутренних процедур, чтобы избавиться от лишних, которые тянут, тормозят процесс оказания услуг, но оставить все ценное, что делает государственную экспертизу качественной и комфортной. Это довольно объемный труд, поскольку за годы существования учреждения было создано немало различных регламентов и процедур. Наша задача – привести все внутренние процедуры в соответствие с нынешними реалиями.

Кроме того, для сотрудников учреждения запущена программа комплексного развития – «ЦГЭ. Территория роста». Образовательный проект направлен на развитие навыков разработки проектных инициатив, направленных на оптимизацию рабочих процессов в Центре, а также на повышение эффективности работы сотрудников.

– В канун профессионального праздника – Дня строителя – что бы вы пожелали заявителям учреждения, представителям заказчика, строителям нашего города?

– В первую очередь здоровья, семейного благополучия и успешной реализации всех задуманных проектов. Мы сейчас форсированно вошли в эпоху серьезных перемен и цифрового развития. Хочу пожелать всему строительному комплексу пройти период трансформации комфортно и планомерно. А каждой организации, занятой в строительной сфере, найти силы и возможности переформатировать свой бизнес под новые реалии. 

«Кто строит в Петербурге» №2 (752) от 10.08.20
«Кто строит в Петербурге» №2 (752) от 10.08.20
Поделиться:
Рыжиков
ГАУ ЦГЭ
ЦГЭ
госэкспертиза

{{articles.header}}

{{results}}