Между ценой и качеством

   28 сентября 2016, 10:56
Сокращение строительного рынка закономерно привело к снижению спроса на основные строительные материалы – рынки ЖБИ, товарного бетона и цемента с начала года существенно сократились по отношению к прошлогодним показателям.

Ситуация усугубляется ростом цен на сырье и на транспортные расходы.

«При производстве мостовых свай в расчете себестоимости особенно чувствительно сказывается изменение цены на металлопрокат, так как доля стоимости металла в общей себестоимости может составлять более 80 %», – констатирует глава ООО «Перспектива» Андрей Семенов. – Кроме того, круг поставщиков мостовых свай в регионе ограничен, и некоторые заказчики искусственно создают проблемы приемки изделий на объектах, чтобы привлечь к поставкам производителей из Московского региона – такие поставки сегодня осуществляются на строительство трасс Москва – Санкт-Петербург и «Скандинавия».

«Если сравнить рост цен на сырье и готовую продукцию, то видно, насколько мало они коррелируются между собой и какими опережающими темпами растет цена сырьевой составляющей, – говорит генеральный директор ООО «Компания «Стройком», член Ассоциации «Бетон Северо-Запад» Андрей Ледовских. – Это связано с высокой конкуренцией на рынке и с формальными тендерными условиями заказчиков, а также с тем, что сегодня для производителей качественного бетона маржинальность бизнеса продолжает снижаться. Более того, непомерные сырьевые затраты ведут к увеличению на рынке доли некачественного бетона. Производители некачественного бетона зарабатывают прибыль, заменяя щебень песком, цемент – заполнителями. На глаз различить такие бетоны невозможно, к тому же основным тендерным критерием остается цена, и критерием проверки требованиям ГОСТов – набор прочности, однако в эксплуатации монолитные конструкции из бетонов разного состава проявляют себя по-разному».

Так, замещение цемента заполнителем даже на 200 кг дает экономию в размере 150 рублей с куба товарного бетона для монолитных работ. Однако на деле этот выигрыш может обернуться большими потерями для заказчика. По данным ассоциации, удорожание проекта из-за обнаруженных позже дефектов выливается в сумму до 10 % к стоимости монолитных работ. При средней стоимости куба от 18 до 25 тысяч рублей на устранение дефектов, усиление конструкций, переделку уходит порядка 2 тыс. рублей, что намного превышает тендерный выигрыш. Еще большие затраты может понести генподрядчик при простое компании из-за переделки конструкции – здесь убытки могут исчисляться сотнями тысяч рублей.

Для производителей ЖБИ параметры цены и вопросы качества товара не так критичны, как для монолитчиков – на заводах ЖБИ дефекты видны сразу после расформовки. Кроме того, зависимость от потребителя у поставщиков ЖБИ выше.

«Железобетон для дорожного строительства (лотки, колодцы, опоры) заказывают подрядчики, мы никогда не рекомендуем им поставщиков, но осуществляем вводный контроль поставляемых изделий», – поясняет инженер по строительному контролю ООО «Главстрой-СПб», представитель заказчика на строительстве дорог Константин Хитров. Брак в поставках чаще виден на глаз – это сколы, трещины, оголение конструктивной арматуры, выкрошившиеся участки. На ответственных объектах генподрядчик может провести испытание бетона на прочность и протестировать металлическую арматуру.

«Поставка ЖБИ на объекты дорожного строительства – гораздо большая ответственность и более суровые требования к качеству изделий, – подтверждает Андрей Семенов. – Это и жесткий контроль к каркасу по марке стали, качеству сварных соединений, шагу расположения хомутов. Это также особое внимание к размеру защитного слоя бетона и к самому бетону в части его характеристик противодействия агрессивным средам, в том числе связанным с качеством используемого цемента. Появляется дополнительный надзорный орган – мостовая инспекция, которая подтверждает соответствие изделия техническим требованиям до момента отгрузки товара с завода. Все это требует более квалифицированного персонала и контроля качества на производстве».


Татьяна Мишина
Поделиться:
ЖБИ
бетон
цемент
сокращение строительного рынка
строительные материалы

{{articles.header}}

{{results}}