Правила рынка
Теперь положения нормативного документа станут обязательными для применения на объектах с бюджетным финансированием и рекомендательными для всех остальных.
Разработчиками РМД по поручению Комитета по строительству Санкт-Петербурга выступили ведущие региональные производители тротуарной плитки: ЗАО «Меликонполар», ЗАО «Экспериментальный завод», Завод строительных материалов «Цемсис», ОАО «Ленстройдеталь».
С конца 2013 года компании объединились в Ассоциацию вибропрессованных изделий (АПВИ). В нее также вошли предприятия из Ярославля (завод «СИЯН»), Тулы (ЗАО «Квик-микс»), Екатеринбурга (завод «Берит») и поставщики оборудования.
По данным ассоциации, на региональном рынке работают десятки производителей изделий для мощения – от крупных заводов с объемом производства 1,5–2 тыс. кв. метров за смену, оснащенных высокотехнологичным оборудованием и сертифицированными испытательными лабораториями, до совсем небольших предприятий, выпускающих на бэушных или китайских линиях 2–3 наименования изделий. Отпускная цена продукции начинается от 500 рублей за кв. метр и может достигать нескольких тысяч рублей – в зависимости от цвета, формы, фактуры верхнего слоя и класса износостойкости изделий.
Вместе с тем, по мнению директора АПВИ Юрия Костикова, региональный рынок вибропрессованных изделий переживает не лучшие времена. При этом основные проблемы отрасли лежат не столько в преодолении спада на строительном рынке, сколько в отсутствии современного отраслевого нормирования и четких требований со стороны профильных комитетов. Как следствие, вопросы количества и, главное, качества пешеходных тротуаров остаются за рамками городского планирования. Вместе с тем исполнительные власти сегодня начинают с вниманием относиться к вопросам мощения и благоустройства, отметил Юрий Костиков, следовательно, интерес к самой отрасли и качеству продукции будет расти.
Отраслевой рынок полон оптимизма
Эксперты оценивают ситуацию в целом по отрасли намного оптимистичнее. «Рынок сегодня живой и динамичный, – уверяет инженер по продажам ООО MASA GmbH Кирилл Ельцов. – Потребителю становится интересен сегмент цветной плитки или камней с обработанной поверхностью, то есть рынок формирует продукция с более высокой добавочной стоимостью. 90 % заводов, которые открываются в России на наших мощностях, уже на этапе проектирования предусматривают установку систем, позволяющих выпускать не просто двухслойную или полноцветную плитку, а реализовывать переливы 3–4 цветов. Возможно, что в СНГ производителям вибропрессованных изделий стало работать сложнее, но заводы не остановились. Кроме того, значительную часть этого сегмента закрывает частник, и в отдельных регионах частные потребители уже привыкли к тому, что плитка может быть дорогой».
По словам руководителя службы обучения и техподдержки ЗАО «Квик-микс» Олега Ермолаева, наибольшую долю материалов составляет фигурная цементная брусчатка, затем клинкерная, а за последние 2–3 года появилось много объектов с крупноформатными плитами 60х60, в том числе керамогранитными.
Правильный уход – залог надежной эксплуатации
Большим упущением специалисты считают также отсутствие у поставщиков и потребителей стройматериалов единого документа, регламентирующего правила ухода за мощением, хотя это не менее важный аспект в обеспечении долгой и надежной эксплуатации покрытия, чем качество готовой продукции.
«Подобного регламента я не встречала, – рассказывает специалист ЗАО «Петербург-Дорсервис» Евгения Кудрявцева. – Используя мелкоштучные изделия даже двух цветов или двух форм, можно реализовать красивый рисунок мощения, но эксплуатация таких покрытий в городе неудовлетворительная. Дождь, снег, уборочные машины – все эти факторы приводят к тому, что швы между камнями оголяются, в них попадает вода, плитка расшатывается и даже выпадает. На некоторых объектах уже на второй сезон швы расходятся на 2 см и больше. Казалось бы, достаточно очень простого и недорогого, но своевременного ремонта – привезти песок и заполнить швы, но этого почему-то не делается».
Вторая проблема, по мнению эксперта, состоит в том, что мощение пешеходных зон рассчитывается для пешеходного движения, хотя эти зоны очень быстро превращаются в стоянки автомобилей, что также ведет к быстрому разрушению покрытий.
«В России пока нет документа, который описывал бы внятные характеристики и технологию применения укладки брусчатки, – соглашается Олег Ермолаев. – Мы ориентируемся на опыт Германии, где тоже совсем недавно, в 2013 году, были введены дополнительные условия для строительства тротуаров, пешеходных дорожек и площадок за пределами дорожной части. Этот документ регламентирует применение материалов исходя из нагрузок: легкие пешеходные, с кратковременным заездом техники до 3,5 тонн и с кратковременным заездом техники до 20 тонн. Исходя из этих категорий реализуется определенный алгоритм выбора по прочностным характеристикам материалов мощения, подстилающего слоя и заполнителей швов».
Новые правила помогут
Большое внимание разработчики уделили контролю качества дорожных покрытий. В частности, в РМД рассмотрена периодичность осмотра и ремонта покрытий с описанием сезонных и ежегодных мероприятий. Впервые регламентированы работы по уходу за вымощенными площадками с момента эксплуатации в первые три месяца, в срок до одного года и в дальнейшем.
Не забыты и принципы формирования доступной среды для маломобильных групп населения. Для этих целей в европейской практике обычно используются тактильные наземные указатели, которые дают инвалиду возможность с легкостью зонировать уличное пространство. Таких элементов мощения в Петербурге массово пока еще никто не производит, отметил Юрий Костиков.