Подземный выход

   27 августа 2014, 15:36
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры ищет подрядчика на создание предпроекта четырех подземных паркингов. Строить парковки предполагается за счет инвестора. Зачем Смольный снова вернулся к этой идее и каковы ее шансы на успех, узнавала корреспондент газеты «Кто строит в Петербурге».

Паркинг-4.jpgОльга Кантемирова. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры ищет подрядчика на создание предпроекта четырех подземных паркингов: под Владимирской площадью, у станции метро «Пушкинская» - под Винокурцевским проездом, у ТРК «Варшавский экспресс» и под Конюшенной площадью. Строить парковку предполагается за счет инвестора. Зачем Смольный снова вернулся к этой идее и каковы ее шансы на успех, узнавала корреспондент газеты «Кто строит в Петербурге».

 

КРТИ разместил на сайте госзакупок конкурс на подготовку предварительного проекта четырех многоуровневых подземных парковок. В конкурсной документации говорится, что они должны быть многоуровневыми и автоматизированными.

Победитель оценит проект с экономической и технической точки зрения: посчитает затраты на строительство и эксплуатацию, а также выяснит, впишутся ли парковки в транспортную и градостроительную картину. Они не должны исказить исторический архитектурный облик Северной столицы, негативно повлиять на ландшафт и планировку.

Проектировщик должен составить сроки и затраты на инженерные изыскания, выполнить сам проект, решить вопрос с переустройством инженерных коммуникации и приступить к строительству.

Победителя конкурса объявят третьего сентября, предпроект необходимо сделать за 70 дней – в ноябре он должен быть готов. На все выделяют почти 15 миллионов рублей.

Известно, что система подземного паркинга будет автоматизирована. В нем установят специальный автомобильный лифт, где авто будет перемещаться на нужный уровень.

 

Исторический момент

Смольный не первый год заявляет об идее строительства подземных паркингов. С 2005 по 2007 год городские власти поддерживали инвестпроект по созданию торгового комплекса с паркингом под площадью Восстания. Затем при разработке проекта реконструкции Сенной площади чиновники предлагали создать подземный паркинг под ней.

В 2011 году КРТИ озвучил планы по созданию многоуровневых парковок глубиной 30 метров на 130 автомобилей. Предполагалось, что паркинги будут построены под площадями Искусств, Сенатской и Биржевой. Также рассматривались еще девять подходящих территорий. Спустя год городские власти снова предложили возможные участки для многоуровневых паркингов на Греческой, Конюшенной, Владимирской и Сенной площадях, площади Искусств, а также под перекрестком Смольного проезда и Смольного проспекта.

В конце прошлого года по поручению губернатора Петербурга Георгия Полтавченко власти снова вернулись к этой идее. В КРТИ был создан перечень из 10 адресов, в частности: Манежная, Владимирская, Конюшенная, Греческая площади, площадь Александра Невского, Винокурцевский проезд, Миллионная улица, площадь Островского и Красногвардейская и проспект Смольного. Из них выбрали три (под Владимирской площадью, недалеко от «Пушкинской», под Винокурцевским проездом, и под Конюшенной площадью) и прибавили адрес у ТРК «Варшавский экспресс», где в будущем должен появиться транспортно-пересадочный узел со станции метро «Балтийская». Как пояснили в КРТИ, выбор был обусловлен наименьшей обремененностью указанных земельных участков существующими инженерными сетями и подземными коммуникациями. 

На вопрос, почему городские власти вернулись к теме строительства подземных паркингов в Петербурге, в КРТИ ответили, что от идеи строительства город не уходил. «Вопрос заключался лишь в том, как реализовать проект. На данный момент размещен конкурс на предпроектные работы по созданию подземных паркингов. Эти работы позволят определить возможность и эффективность строительства паркингов в центральной части Санкт-Петербурга», - пояснили в ведомстве.

На балансе у города сейчас нет подземных паркингов, и брать на себя эту ношу город не собирается. Как пояснили в КРТИ, планируется, что обслуживание подземных паркингов будет осуществлять инвестор.


Быть или не быть?

В международной девелоперской компании Plaza Lotus Group придерживаются мнения, что при правильном подходе и должном финансировании освоение подземных пространств возможно без ущерба окружающей архитектуре и безопасности будущего паркинга. «Очевидно, что дороги разгрузятся, что приведет к снижению транспортного коллапса в часы пик. Освободится место для пешеходов, эстетически город будет более привлекателен», - пояснил источник в Plaza Lotus Group.

По мнению эксперта ГК Rusland SP Михаила Виленского, организация подземных парковок для городов с историческим центром остается одним из немногих  возможных решений. При этом задачи, с которым сталкиваются проектировщики и строители, затрагивают не только транспортно-инфраструктурные, но и общественные аспекты. К решению, по мнению спикера, необходимо подходить комплексно и создавать парковки под землей с пешеходной зоной над ней.

«Паркинги -  это не просто экономика и выгодность самого проекта, а прежде всего - инвестиции в общегородскую среду и инфраструктуру, - говорит г-н Виленский. - Надо понимать, что в Европе такие парковки имеют срок окупаемости от 20 лет и более. Организация подземных паркингов в центре городов подземным способом позволит эффективно организовать наземное пространство, если учитывать и планировать не только сами парковки, но и дальнейшие развитие наземных территорий. Крайне важно то, как городская администрация представляет себе развитие этих зон. И, конечно, нельзя забывать о значимости предпроектных исследований, в ходе которых могут выявиться существенные факторы (гидрогеологические, архитектурные, археологические и другие), способные сильно повлиять на планирование и строительство подобных объектов».

Что касается выбора участков для подобного рода работ, источник в Plaza Lotus Group поясняет: территории подходят, и опыт европейских городов, схожих по геофизическим особенностям с Петербургом, позволяет сказать, что «все возможно».

«Выбранные площадки расположены вблизи крупных транспортных узлов и, по нашему мнению, при наличии технической возможности строительство подземных паркингов окажет безусловно положительное воздействие на загруженность улично-дорожной сети в зоне влияния подземного паркинга, - продолжает Михаил Виленский. - При этом отмечу, что необходим комплексный подход при решении задач организации гармоничной транспортной системы города».

Участники обсуждения данной темы предположили, что наиболее подходящими подрядчиками для выполнения этих работ будут ГК «Геореконструкция» и «Геоизол». Мы обратились к генеральному директору ООО «Геоизол» Елене Лашковой и спросили ее о реализации данного проекта с точки зрения возможного участника конкурса.

«Предложенные для предпроектных работ территории, на наш взгляд, выбраны удачно. Это ключевые «болевые» точки города, где ежедневно наблюдается большое скопление личного автотранспорта. Развитие подземной инфраструктуры способно существенно изменить сложившуюся ситуацию».

Говоря о заявленных сроках – 70 дней на предпроект в ООО «Геоизол» считают вполне реальными.

«Исходя из опыта нашей компании, могу сказать, что мы бы в них уложились. В мировой практике найдется достаточное число успешных проектов реализованных в грунтах даже более сложных, чем в нашем городе. Пример тому - опыт голландских коллег в Амстердаме. Есть такие организации и в Санкт-Петербурге, наша компания в их числе. Если же говорить о том, насколько осуществимы в ближайшее время планы городских властей по строительству подземных паркингов, то здесь надо просчитывать экономику, выгодную как для инвесторов, готовых вложить средства в создание новой инфраструктуры, так и для простых горожан, которые заинтересованы в доступности цен за пользование парковочным местом. Но наиболее целесообразным считаю выбор варианта государственно-частного партнерства».

Похожего мнения придерживается и партнер ГК Rusland SP Андрей Бойков. Он считает, что проект реален, если он будет реализовываться при активном, в том числе финансовом участии города.

«На текущий момент финансовый выхлоп от подобных проектов неоднозначный, поэтому инвесторы не стремятся активно вкладываться в подобные истории», - сказал г-н Бойков. 

Поделиться: