Алексей Бнатов: «ЗСД позволит проехать весь Петербург всего за 19 минут»

   21 апреля 2014, 10:50
Генеральный директор МСС Алексей Бнатов пообещал автомобилистам «справедливые» тарифы, раскрыл перспективы проекта в целом и поделился взглядом на будущее дорожного строительства.

Бнатов.jpgНадежда Степанова. На Северном участке Западного скоростного диаметра (ЗСД) проходит тестирование оборудования и обучение кассиров, проезд по магистрали в скором времени станет платным. Это произойдет после того, как дорога будет передана оператору – ООО «Магистраль северной столицы». Генеральный директор МСС Алексей Бнатов пообещал автомобилистам «справедливые» тарифы, раскрыл перспективы проекта в целом и поделился взглядом на будущее дорожного строительства.


- Ваш главный проект в Петербурге – строительство Центрального участка ЗСД. Все ли работы идут по графику?

- Вы знаете, мне запомнилось выступление Владимира Владимировича Путина во время Олимпийских игр по поводу того, что объекты такого масштаба, как реализованные в Сочи, никогда не строятся вовремя. Это, конечно, вовсе не означает, что наш проект не будет реализован в срок. Но надо понимать, что он тоже значительного масштаба. Он затрагивает сотни строительных организаций, и, несмотря на их профессионализм, управлять некоторыми факторами, влияющими на проект Западного скоростного диаметра, порой бывает практически невозможно. Однако мы с процессом справляемся. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что никаких оснований говорить о том, что мы не выполним работы в срок, нет.

 

- То есть ЗСД будет полностью готов в 2016 году?

- Да. Мы сделаем для этого все возможное. Более того, мы не выбиваемся из бюджета и не предполагаем, что возникнут ситуации, которые потребуют пересмотра расходных статей.

 

- Когда петербуржцам следует ожидать возведения мостов Центрального участка ЗСД как видимого показателя проводимых работ?

- Линейный объект, коим является возводимый Центральный участок Западного скоростного диаметра, не предусматривает возведения каких-либо его частей по отдельности. Правильнее говорить о завершении проекта в целом. Не представляется ни возможным, ни целесообразным открывать мосты по отдельности. По графику мы сейчас находимся на самом неблагодарном в плане зрительного восприятия результата этапе: ведем работы под землей и под водой, выполняем то, чего наблюдателям со стороны не видно. Хотя эти работы критически важны и не менее уважаемы строителями, чем то, что вскоре можно будет увидеть на поверхности. Я говорю о свайных полях, временных эстакадах, технологических платформах, шпунте, противофильтрационной завесе, выполняемой вдоль всей кромки Васильевского острова методом «стена в грунте» – все это колоссальный труд, который скрыт от обывателей.

Подъем конструкций начнем в ближайшие месяц-полтора. Конечно, хочется это сделать в благоприятный период, чтобы использовать наши возможности как можно более эффективно. Надеюсь, через полтора-три месяца люди смогут увидеть возведение конструкций над акваторией. Завершение же строительства мостов вместе с остальными элементами проекта планируется во втором квартале 2016 года.

 

- Каковы гарантии, что проект не отразится на навигации?

- Проект прошел все необходимые публичные слушания и получил положительное заключение Главгосэкспертизы. Это значит, что не будет изменений в навигации судов на всех водных артериях, которые мы пересекаем: Морской канал, Корабельный и Петровский фарватеры. По крайней мере таких, которые профильные структуры, отвечающие за процесс, сочли бы критически важными для судоходства. Наш проект никак не отразится на работе Большого порта Санкт-Петербург. Проектировщики разработали такие решения, что и во время строительства никаких проблем для навигации не будет. Временные эстакады не перекрывают фарватеры, и суда спокойно могут проходить по ним, несмотря на возведение Центрального участка ЗСД.

 

- Сколько компаний участвует в этом проекте?

- Процедуру предквалификации для участия в проекте строительства Центрального участка ЗСД прошли около двухсот организаций. Теоретически все они могут быть привлечены к строительству. Из них на строительную площадку вышло 68 компаний. Правда, эта цифра плавающая. Ситуация меняется каждый день. К строительству ЗСД привлечены лишь две-три иностранные компании. Остальные – российские, преимущественно петербургские.

 

- В чем преимущества системы государственно-частного партнерства (ГЧП)? Каковы перспективы такой формы взаимодействия бизнеса и власти?

- Мне кажется, когда речь идет о проекте такого масштаба, в котором задействованы сотни организаций и компаний, обеспечивающих жизнь большого города, партнерство – пожалуй, один из немногих инструментов эффективной быстрой работы. Прежде всего, с точки зрения согласовательных процедур. В нашем случае город постоянно оказывает содействие в решении подобных вопросов. Партнерство гарантирует помощь со стороны города.

 

- Каковы перспективы развития дорожного строительства по схеме ГЧП?

- Думаю, ГЧП – не единственная возможность строить дороги. Партнерство – это форма, которая в России находится пока на начальной стадии развития, тогда как в других странах она достаточно давно доказала свою жизнеспособность. Ведь частные партнеры, представители бизнеса в рамках соглашений ГЧП не только строят, но и привлекают финансовые ресурсы. Если власти при рассмотрении того или иного проекта кажется более правильным использовать бюджетные средства лишь частично, то, наверное, соглашение о ГЧП будет лучшим механизмом работы. Нельзя не отметить, что вместе с инвестициями частный бизнес привносит в проекты и передовые технологии, как технические, так и управленческие, что неизбежно оказывает позитивное влияние на реализуемые проекты.

 

- Как за последние годы изменился рынок дорожного строительства в России?

- Сочетания «инфраструктурный проект» и «дорожное строительство» стали очень популярны на всех уровнях власти. Насколько мне известно, наши акционеры («ВТБ Капитал», Газпромбанк. – Прим. ред.) рассматривают большое количество проектов в различных регионах России. Конечно, мы не единственные, есть немало других организаций, желающих принять участие в строительстве интересных объектов.

В целом хочу отметить, что в России началась стадия бурного развития инфраструктурных проектов. И требуются значительные усилия и ресурсы, чтобы их реализовать. Прежде всего, с точки зрения базы знаний. В российских регионах не хватает специалистов. Это стало одной из основных сложностей из тех, с которыми мы столкнулись, начиная строительство Западного скоростного диаметра в Петербурге. Впрочем, задачу построения профессионального коллектива, способного управлять решением сложнейших задач в рамках масштабного ГЧП-проекта, можно считать решенной.

 

- Насколько существенно будет отличаться ЗСД по качеству?

- Мы предпринимаем все меры к обеспечению максимально высокого качества создаваемой магистрали. Компания в этом напрямую заинтересована, потому что по условиям соглашения о ГЧП мы не только строим, но и эксплуатируем дорогу в течение тридцати лет. Невозможно представить ситуацию, при которой мы будем строить плохо, чтобы потом самим же нести затраты в связи с низким качеством объекта. Мы сделаем все возможное, чтобы эксплуатационные расходы были минимальными. Именно поэтому на строительстве Центрального участка ЗСД установлен трехуровневый контроль качества работ, он осуществляется как специалистами генерального подрядчика, так и строительной командой МСС, постоянно присутствующей на площадке. Кроме того, совместно МСС и ОАО «ЗСД» привлекли в проект независимого инженера – известнейшую датскую фирму COWI, десятки специалистов которой, постоянно пребывая на строительных площадках, контролируют качество материалов и работ на всех этапах.

 

- Сколько времени будет служить дорожное полотно ЗСД, не нуждаясь в ремонте? 

- Это зависит от разных факторов. Прежде всего, от правильной эксплуатации дороги. Каким бы ни было качество дорожного покрытия, оно может быть повреждено в результате некорректного использования транспортными средствами. У нас нет возможности фильтровать тех, кто попадает на нашу дорогу, например, со значительным перегрузом, с типом резины, несоответствующим сезону, с намерением ехать со значительным превышением скорости.

Вообще срок эксплуатации дороги – это критически длинный промежуток времени, который исчисляется десятилетиями и определяется правильным отношением к магистрали.

 

- Когда планируете принять в эксплуатацию Северный участок ЗСД?

- Надеемся, что в апреле. Но прежде должна пройти тестовая эксплуатация и обучение операторов-кассиров пунктов взимания платы. Только после этого дорогу можно открывать в платном режиме.

 

- Какой будет цена проезда по ЗСД?

- Мы сторонники справедливого тарифа, чтобы не было такой ситуации, при которой одни пользователи, которые проезжают меньший отрезок дороги, спонсировали тех, кто проезжает большее количество километров. По соглашению о ГЧП у ООО «Магистраль северной столицы» есть право устанавливать тариф самостоятельно в рамках максимально утвержденного уровня тарифа. Но учитывая социальные и политические факторы, мы не сочли нужным идти этим путем и вступили в детальные переговоры с городом об определении стоимости проезда по участкам ЗСД. Речь идет о введении зональности и связанного с этим справедливого тарифа. Обратите внимание: с 2011 года тарифный уровень на Южном участке не менялся, хотя и был введен только для участка от КАД до Благодатной. Я считаю, что сегодня справедливо взимаемый тариф отсутствует.

 

- Каковы будут хотя бы ценовые пределы?

- В соглашении о ГЧП есть формула расчета, которая позволяет регулярно пересматривать тариф с учетом разных факторов. Если пользоваться ею, то тариф может быть теоретически установлен в разы выше, чем существующий сегодня. Но мы будем исходить из принципа справедливости.

 

- Когда петербуржцам ожидать вашего решения?

- В ближайшее время, как только оформим право на эксплуатацию Северного участка. Разумеется пользователи дороги получат информацию о тарифах в установленный срок.

 

- Чего нового следует ожидать на Северном и Центральном участках ЗСД с точки зрения технологий?

- Уникальный объект почему-то всегда связывают с новыми технологиями. Обкатанные, давно проверенные, надежные технологии в масштабных проектах, по моему мнению, лучше новых. Наш проект изобилует проверенными технологиями.

 

- Если бы у Вас были безграничные возможности, что бы Вы построили в Петербурге?

- Я буду счастлив реализовать проект ЗСД. Значимость этой магистрали для страны и города настолько велика, что даже просто иметь в послужном списке место работы – ЗСД – уже большая радость и гордость. Не буду скрывать, одна из причин, почему я согласился переехать из своего родного города Москвы в Петербург, была связана с уникальностью проекта.

Кроме этого, может, было бы здорово построить еще дорожные объекты, которые позволят эффективно использовать возможности ЗСД. Это трасса «Скандинавия», которая должна быть реконструирована, это дорога между Санкт-Петербургом и Москвой, которая потребует много сил и средств, людских ресурсов. Если все это случится, то и наш проект тоже получит совершенно другое направление, другую загрузку.

Вообще, проехать весь Петербург без единого светофора за девятнадцать минут – вот уникальная черта ЗСД.

А если мы еще и подключим дорогу Санкт-Петербург – Москва, откроем возможность проезжать через город в Скандинавию, представляете, как легко будет общение на Северо-Западе?

 

Поделиться: