Техника для специалистов

   21 ноября 2013, 11:04
С 2008 года рынок по продаже строительной техники вырос почти в 2 раза, однако достичь  докризисного объема продаж пока не удалось ни в одном из сегментов.

Техника.jpgЕвгений Иванов. С 2008 года рынок по продаже строительной техники вырос почти в 2 раза, однако достичь  докризисного объема продаж пока не удалось ни в одном из сегментов. Хотя участники рынка питают надежды, что в будущем строительном сезоне объем рынка превысит отметку в 30 млрд рублей.


По мнению экспертов, за весь 2013 год объем рынка спецтехники в России вырастет на 15-30% (в зависимости от сегмента). В строительстве применяется очень широкий спектр специальной техники, сюда относятся: погрузчики, экскаваторы, бетонная техника, самосвалы и такое дополнительное оборудование, как гидромолоты. В последнее время на строительстве небольших коттеджных поселков и таунхаусах используют краны-манипуляторы.

Сегодня наиболее востребована импортная строительная техника. На рынке присутствуют самые разные бренды: Volvo, JCB, Hyndai, Hitachi, Mercedes, Scania, Schmitz, Libherr, Potein, Caterpillar, XCMG, TVEX, Komatsu, Doosan. В целом доля импортной техники на стройках превышает 80%.

Спросом пользуется и новая стройтехника, и бывшая в употреблении. На первом месте машины универсального назначения: экскаваторы-погрузчики, гусеничные экскаваторы, бульдозеры, автокраны. За первое полугодие было продано на 40% больше экскаваторов, бульдозеров, бетономешалок, грейдеров и подъемных кранов. 

Поставщиками спецтехники на рынок Петербурга и Северо-Западного региона являются Германия, Великобритания, Польша, Италия, Китай, Корея и Япония. При этом произведенная в России строительная и дорожная техника также демонстрирует улучшение качества сборки и приемлемые эксплуатационные возможности.

Среди крупнейших отечественных производителей строительной спецтехники: ивановский «Автокран», выпускающий краны под брендом «Ивановец», челябинский тракторный завод, специализирующийся на бульдозерах и фронтальных погрузчиках, пермский «Мотовилихинский завод», где делают автокраны, чебоксарский завод тракторов, галичский завод автокранов и т. д. В первом полугодии российские производители нарастили выпуск башенных кранов — на 60%, автопогрузчиков — на 40%, автобетоносмесителей — на 17%, автокранов — на 14%. Хотя в некоторых сегментах производство сократилось: выпуск экскаваторов упал на 8%, бульдозеров — на 6% (данные по России).


Башенный кран

Самый дорогой и необходимый на городской стройке вид строительной техники – башенный кран. Работу этой машины строго контролирует Ростехнадзор, требующий  наличия высококвалифицированных операторов и ремонтных бригад.

Большинство застройщиков предпочитает брать эту сложную технику в аренду, вместе с обслуживающими бригадами. За последние два года на рынке отмечен более чем восьмидесятипроцентный рост спроса на аренду и лизинг башенных кранов. С начала 2013 года спрос увеличился на 13%.

По данным экспертов, на городских и пригородных стройках сегодня задействовано около 850 башенных кранов различной модификации.

Что касается менее сложной техники, находящейся в собственности компаний-застройщиков или их подрядчиков, то большинство планируют использовать в 2014-2015 годах старую спецтехнику.


Аренда

Качественная спецтехника всегда стоила немало. Даже экскаватор, бывший в употреблении, или небольшой бульдозер могут стоить значительно больше, чем новый автомобиль. Владельцам крупных строительных холдингов спецтехнику приходится использовать часто и гораздо проще содержать собственный автопарк, нежели каждый раз брать машины в аренду. В этом случае аренда спецтехники — это не самый выгодный вариант. Но если организация занимается строительством одного дома или работает на подряде, то аренда автокрана или самосвала на весь период работ или на несколько дней является оптимальным вариантом.

«На сегодняшний день аренда спецтехники — это очень востребованная услуга, поскольку строительным фирмам различное оснащение для возведения новых и сноса старых зданий, выравнивания строительных площадок, рытья котлованов, прокладки труб, доставки различных строительных материалов необходима постоянно. Большим спросом пользуется аренда спецтехники и среди физических лиц во время строительства дома, обустройства земельного участка, а также прокладки дороги к участку», - говорит Артем Голованов, директор лизинговой компании «МашПроект».

Важно, что расходы на ремонт техники и обслуживание, а также оплату транспортных налогов принимает на себя арендодатель. Техника узкого профиля (например, бетономешалка или автокран) используется лишь на некоторых этапах процесса строительства, поэтому намного выгоднее брать их в аренду, чем приобретать. Сравнительно с тем результатом, который дает использование одной единицы спецтехники, работа бригады рабочих менее результативна, поэтому аренда целесообразна с экономической точки зрения.

По оценкам экспертов, рынок аренды строительной техники в Петербурге ежегодно растет на 20%. В то же время эта ниша еще не занята, и конкуренции игроки рынка не ощущают.

 

Лизинг в цене

Одним из самых востребованных инструментов приобретения строительной техники в Петербурге остается лизинг, занимающий около 80% рынка. Клиентами лизинговых компаний становятся в основном крупные девелоперы и застройщики, так как выгодно приобретать одновременно большое количество техники. Кроме того, в лизинг берут, как правило, дорогую технику.

Услуга лизинга после кризиса стала гораздо проще. Так, в некоторых компаниях решение по поводу розничных продуктов менеджеры могут принять за 10 минут.

Лизинговый имеет ряд преимуществ перед другими видами покупок и аренды техники. Основными преимуществами лизинга по сравнению с кредитом являются: возможность беззалогового финансирования, более длительный срок ссуды, налоговые льготы за счет ускоренной амортизации. По словам экспертов, НДС, который клиент выплачивает в составе лизинговых платежей, возмещается ему в полном объеме, и легальная оптимизация налогообложения позволяет сэкономить до 20% по сравнению с кредитом.

 

Поделиться: