Евгений Иванов. С 2008 года рынок по продаже строительной техники вырос почти в 2 раза, однако достичь докризисного объема продаж пока не удалось ни в одном из сегментов. Хотя участники рынка питают надежды, что в будущем строительном сезоне объем рынка превысит отметку в 30 млрд рублей.
По мнению экспертов, за весь 2013 год объем рынка спецтехники в России вырастет на 15-30% (в зависимости от сегмента). В строительстве применяется очень широкий спектр специальной техники, сюда относятся: погрузчики, экскаваторы, бетонная техника, самосвалы и такое дополнительное оборудование, как гидромолоты. В последнее время на строительстве небольших коттеджных поселков и таунхаусах используют краны-манипуляторы.
Сегодня наиболее востребована импортная строительная техника. На рынке присутствуют самые разные бренды: Volvo, JCB, Hyndai, Hitachi, Mercedes, Scania, Schmitz, Libherr, Potein, Caterpillar, XCMG, TVEX, Komatsu, Doosan. В целом доля импортной техники на стройках превышает 80%.
Спросом пользуется и новая стройтехника, и бывшая в употреблении. На первом месте машины универсального назначения: экскаваторы-погрузчики, гусеничные экскаваторы, бульдозеры, автокраны. За первое полугодие было продано на 40% больше экскаваторов, бульдозеров, бетономешалок, грейдеров и подъемных кранов.
Поставщиками спецтехники на рынок Петербурга и Северо-Западного региона являются Германия, Великобритания, Польша, Италия, Китай, Корея и Япония. При этом произведенная в России строительная и дорожная техника также демонстрирует улучшение качества сборки и приемлемые эксплуатационные возможности.
Среди крупнейших отечественных производителей строительной спецтехники: ивановский «Автокран», выпускающий краны под брендом «Ивановец», челябинский тракторный завод, специализирующийся на бульдозерах и фронтальных погрузчиках, пермский «Мотовилихинский завод», где делают автокраны, чебоксарский завод тракторов, галичский завод автокранов и т. д. В первом полугодии российские производители нарастили выпуск башенных кранов — на 60%, автопогрузчиков — на 40%, автобетоносмесителей — на 17%, автокранов — на 14%. Хотя в некоторых сегментах производство сократилось: выпуск экскаваторов упал на 8%, бульдозеров — на 6% (данные по России).
Башенный кран
Самый дорогой и необходимый на городской стройке вид строительной техники – башенный кран. Работу этой машины строго контролирует Ростехнадзор, требующий наличия высококвалифицированных операторов и ремонтных бригад.
Большинство застройщиков предпочитает брать эту сложную технику в аренду, вместе с обслуживающими бригадами. За последние два года на рынке отмечен более чем восьмидесятипроцентный рост спроса на аренду и лизинг башенных кранов. С начала 2013 года спрос увеличился на 13%.
По данным экспертов, на городских и пригородных стройках сегодня задействовано около 850 башенных кранов различной модификации.
Что касается менее сложной техники, находящейся в собственности компаний-застройщиков или их подрядчиков, то большинство планируют использовать в 2014-2015 годах старую спецтехнику.
Аренда
«На сегодняшний день аренда спецтехники — это очень востребованная услуга, поскольку строительным фирмам различное оснащение для возведения новых и сноса старых зданий, выравнивания строительных площадок, рытья котлованов, прокладки труб, доставки различных строительных материалов необходима постоянно. Большим спросом пользуется аренда спецтехники и среди физических лиц во время строительства дома, обустройства земельного участка, а также прокладки дороги к участку», - говорит Артем Голованов, директор лизинговой компании «МашПроект».
Важно, что расходы на ремонт техники и обслуживание, а также оплату транспортных налогов принимает на себя арендодатель. Техника узкого профиля (например, бетономешалка или автокран) используется лишь на некоторых этапах процесса строительства, поэтому намного выгоднее брать их в аренду, чем приобретать. Сравнительно с тем результатом, который дает использование одной единицы спецтехники, работа бригады рабочих менее результативна, поэтому аренда целесообразна с экономической точки зрения.
По оценкам экспертов, рынок аренды строительной техники в Петербурге ежегодно растет на 20%. В то же время эта ниша еще не занята, и конкуренции игроки рынка не ощущают.
Лизинг в цене
Одним из самых востребованных инструментов приобретения строительной техники в Петербурге остается лизинг, занимающий около 80% рынка. Клиентами лизинговых компаний становятся в основном крупные девелоперы и застройщики, так как выгодно приобретать одновременно большое количество техники. Кроме того, в лизинг берут, как правило, дорогую технику.
Услуга лизинга после кризиса стала гораздо проще. Так, в некоторых компаниях решение по поводу розничных продуктов менеджеры могут принять за 10 минут.
Лизинговый имеет ряд преимуществ перед другими видами покупок и аренды техники. Основными преимуществами лизинга по сравнению с кредитом являются: возможность беззалогового финансирования, более длительный срок ссуды, налоговые льготы за счет ускоренной амортизации. По словам экспертов, НДС, который клиент выплачивает в составе лизинговых платежей, возмещается ему в полном объеме, и легальная оптимизация налогообложения позволяет сэкономить до 20% по сравнению с кредитом.