200‑летняя гарантия

   01 июня 2015, 13:46
Двухлетний ремонт участка набережной реки Фонтанки завершился в начале прошлой недели. Гранитные камни перебрали практически вручную, вернув набережной ее изначальный вид. И заказчик работ, и генподрядчик обещают: после такого ремонта гранитная стена прослужит еще лет 200.

Ремонт-набережная.jpgЕлена Чиркова. Двухлетний ремонт участка набережной реки Фонтанки завершился в начале прошлой недели. Гранитные камни перебрали практически вручную, вернув набережной ее изначальный вид. И заказчик работ, и генподрядчик обещают: после такого ремонта гранитная стена прослужит еще лет 200.

 

Реконструкция относительно небольшого участка набережной Фонтанки от дома № 6 до Прачечного моста длилась почти два года. Она могла бы завершиться раньше, если бы не возникли проблемы с предыдущим генподрядчиком – компанией «Строй-Инвест». Госконтракт с компанией был заключен еще в 2013 году, и она приступила к работам на объекте, однако вела их медленно, с перерывами и грубыми нарушениями условий государственного контракта. В результате ремонт грозил превратиться в долгострой, где вместо реконструированной набережной напротив Летнего сада горожане и туристы видели бы лишь строительный забор.

Глава Дирекции транспортного строительства Сергей Морозов рассказывает, что в результате контракт был расторгнут, а на повторно проведенном конкурсе выиграла компания «ГЕОИЗОЛ», работавшая на этом объекте субподрядчиком. Таким образом, к началу зимы прошлого года работы по реконструкции набережной продолжились в полном объеме, да так, что завершить их удалось раньше срока – в мае вместо декабря.

«Все, что мы видим, – это только верхняя часть, основные работы велись под водой. Сваи не менялись со времен первого строительства набережной, то есть с восемнадцатого века. Все работы выполнялись с учетом сохранения исторического вида набережной, каждый камень кладки был извлечен и обработан, ни один из них не был заменен на новый», – рассказал журналистам глава КРТИ Сергей Харлашкин, указывая на серые гранитные плиты.

За время реконструкции Группа компаний «ГЕОИЗОЛ» не только осуществила демонтаж исторического гранитного камня стенки набережной и разборку старой бутобетонной кладки, с предварительной маркировкой всех демонтируемых элементов на всем участке ремонтируемой набережной; провела дноуглубительные работы; выполнила устройство свайного основания новой конструкции стенки набережной (из буронабивных свай диаметром 600 мм и глубиной до 27 м) и бетонирование ростверка для новой стенки; монтаж гранитных каменных блоков на новое основание, но также провела реставрацию архитектурного декора – решеток и тумб ограждений, облицовочного, карнизного и тротуарного гранитных камней. Также была восстановлена проезжая часть набережной реки Фонтанки на реконструируемом участке на всю ширину.

Оценивая проведенный ремонт, глава КРТИ подчеркнул: «Потребовалась высокая квалификация специалистов. Работа достаточно сложная, штучная. Это настоящая реставрация». Стоит отметить, что и набережная, и окружающая застройка являются памятниками архитектуры, соответственно, все работы изначально проектировались и выполнялись с учетом требований, предъявляемых к сохранению объектов культурного наследия под постоянным контролем КГИОП.

Генеральный директор Группы компаний «ГЕОИЗОЛ» Елена Лашкова говорит, что участие в реконструкции набережной позволило организации применить свой опыт и подтвердить квалификацию в области реконструкции исторических гидротехнических сооружений. «Замечательно, что удалось завершить работы на 7 месяцев раньше запланированного срока, это своего рода наш подарок ко Дню города», – добавила г‑жа Лашкова.

На этом реконструкция и капитальный ремонт набережной Фонтанки не остановятся. Как рассказали в Дирекции транспортного строительства, в скором времени «ГЕОИЗОЛ» выходит на следующий участок, у домов № 5-15, где компании предстоит провести капитальный ремонт 184 метров набережной.

Г‑н Харлашкин заметил, что нынешнее состояние городских набережных оставляет желать лучшего, потому как ремонтировали их в последний раз почти сто лет назад, а механическое воздействие на них усиливается с каждым годом – от количества транспорта и различных строительных работ возникают сдвиги и колебания почвы.

На этот год уже сформирована Адресная программа капитального ремонта мостов, набережных и искусственных сооружений. «Планы на этот год большие, – говорит Сергей Морозов. – В приоритете те участки набережных, где имеют место просадки тротуаров и проезжих частей, вымывание и деформация гранитных блоков». Полный список адресов, на которых в этом году начнется ремонт, опубликован на сайте Дирекции транспортного строительства.

 

 

Блицинтервью

Елена Лашкова, генеральный директор Группы компаний «ГЕОИЗОЛ»:

– Как проходила реставрация набережной?

– В целом процесс шел ровно и без проблем. Но, как говорится, без сложностей реставрационных работ не бывает. Тем более это центр города, рядом воды Фонтанки и охранные объекты.

 

– Сложно ли было принимать эстафетную палочку от подрядчика, потерпевшего неудачу?

– Тут односложно ответить невозможно. Технически это было несложно. Поскольку мы с самого начала выступали подрядчиком на объекте, то были полностью в курсе всех вопросов. А вот финансово это было гораздо сложнее. Финансовый результат прогнозируем, если ведешь проект с самого начала, нам же необходимо было вписываться в старую смету, оптимизировать затраты.


– Тот факт, что и набережная, и все здания вокруг являются объектами культурного наследия, сказался на методике проведения работ?

– С одной стороны, работать в центре такого города, как Петербург, нужно по особым правилам, с другой – методика проведения реставрации хорошо отработана. В нашем случае пришлось применять только щадящие технологии и вести постоянный мониторинг окружающих зданий, которые являются памятниками архитектуры. Проект реставрационных работ был выполнен профессионально, поэтому дополнительных затрат не потребовалось. Правда, в процессе у нас возникло несколько новых решений, которые мы смогли бы предложить для всеобщего использования.


– Какие это решения? Вы можете о них рассказать поподробнее?

– В процессе производства работ по устройству подпорной стенки на одном из участков мы столкнулись с несоответствием толщины бутобетонной кладки, заявленной в проекте, ее фактическому размеру. Она была существенно уже. Выявилось это только в процессе демонтажа. На этапе проектирования это предусмотреть было невозможно. Зауженный участок относился к реставрации 1924 года, когда был упразднен «конный спуск». В результате, чтобы избежать проседания дорожного полотна и критических осадок прилегающих зданий, нам пришлось применить щадящую технологию укрепления грунтов – цементационную завесу jet-grouting.


– На торжественном открытии вы не раз повторили, что набережная простоит еще 200 лет. Откуда такая уверенность, это же огромный срок?

– Отреставрированная набережная опирается на бетонные сваи, а не на деревянные, как это было изначально. Такая конструкция не реагирует на изменения уровня воды. И не разрушается при постоянном контакте с ней. Ей могут угрожать разве что антигололедные реагенты, которыми щедро посыпаются питерские тротуары зимой, но даже они не смогут разрушить бетон и гранит, а лишь образуют неэстетичные высолы на поверхности. Именно поэтому мы гарантируем еще 200 лет службы набережной.

 

 

 

Поделиться: