Ретейл ищет новый путь

   09 июня 2015, 12:36
Связанное с кризисом снижение покупательского спроса, начавшееся во второй половине 2014 года, привело к сокращению оборота розницы и закрытию магазинов. По данным Росстата, за январь-апрель 2015 года при инфляции на уровне 7,9% оборот снизился на 7,5%. При таком раскладе игроки ретейла вынуждены сворачивать бизнес либо делать ставку на реконцепцию и развитие новых функций.

Сетевые-2.jpgЛилия Третьякова. Связанное с кризисом снижение покупательского спроса, начавшееся во второй половине 2014 года, привело к сокращению оборота розницы и закрытию магазинов. По данным Росстата, за январь-апрель 2015 года при инфляции на уровне 7,9% оборот снизился на 7,5%. При таком раскладе игроки ретейла вынуждены сворачивать бизнес либо делать ставку на реконцепцию и развитие новых функций. 

 

Изменения на рынке происходят чуть ли не каждую неделю, отмечает Анна Никандрова, региональный директор по торговой недвижимости компании Colliers International в России. Участники рынка мгновенно реагируют на перемены в экономической ситуации, поэтому говорить о четких и долгосрочных тенденциях трудно. Однако несколько заметных трендов все же выделить можно.

 

Стратегия и тактика

Падение продаж спровоцировало закрытие целого ряда магазинов и пересмотр планов развития многих торговых брендов. Например, Melon Fashion Group почти на 60% сократила число новых точек, которые она собирается открыть, закрылись магазины польской EM & F Group (Esprit, OVS, River Island), Seppala (принадлежит финской Stockmann) собирается свернуть 80 % сети, британская New Look не будет выходить на российский рынок.

Многие игроки меняют стратегию своего развития. Так, финская «S-группа» (владеет сетью гипермаркетов Prisma), которая в конце прошлого года заявила, что не будет, как собиралась, открывать в Петербурге по два-три магазина в год, сокращает площади и меняет форматы своих точек. Открывшаяся в ТРК «Гранд Каньон» в 2012 году Prisma, занимавшая 8 тыс. кв. м, вместо гипермаркета стала супермаркетом. Кроме того, этой весной Prisma договорилась с торговым домом «Интерторг» (сети супермаркетов «7Я семьЯ», «ИдеЯ», Spar) об объединении усилий в операционной деятельности. Prisma рассчитывает, что такое сотрудничество позволит ей получить более низкие закупочные цены на российские товары, а «Интерторгу» - на европейские. В итоге обе стороны смогут сохранить рентабельность бизнеса и нарастить ассортимент.

Екатерина Заволокина, руководитель проектов отдела стратегического консалтинга компании JLL в Санкт-Петербурге, отмечает: падение продаж сразу после Нового года привело к закрытию части точек и уменьшению форматов сетей, однако после апреля ретейлеры оживились, некоторые даже стали расширяться. «Есть сегменты, которые чувствуют себя хорошо. Это, к примеру, продуктовые магазины, рестораны сегмента фастфуд, продавцы детских товаров. В стрит-ретейле наблюдается активное открытие новых ресторанов и баров. Растет активность отечественных одежных брендов, которые стремятся занять ниши и локации, освободившиеся от ушедших с рынка или сокративших число точек западных брендов», - говорит г-жа Заволокина. Например, в начале 2015 года в ТРК «Галерея» открылся бутик российского дизайнера одежды Яниса Чамалиди, а в ТРК «Лето» - магазин платьев ручной работы Princessa de Monaco.

На рынок street-retail вышли несколько новых компаний: «Янтарь России», «Медведь», «РосАл».

 

Перераспределение сил

Эксперты ИД Retailer в своем отчете Retailer Russia top-200 о рынке продовольственных игроков сегмента FMCG+ (к компаниям FMCG+ относятся ретейлеры, не менее 10% выручки которых формируют гипермаркеты) подсчитали, что за прошлый год 9 ретейлеров из 14 сократили долю рынка. В их числе представленные в Петербурге X5 Retail Group, Metro Cash & Carry, ГК «О'Кей», «Седьмой континент», Prisma. Перераспределение произошло за счет увеличения доли таких быстро растущих сетей, как «Магнит», «Ашан», «Лента».

Чтобы не потерять долю рынка, в 2014 году ретейлеру сегмента FMCG+ нужно было нарастить свою выручку по отношению к 2013 году как минимум на 21% — на столько увеличился объем рынка FMCG+ в России.

«Доля на рынке» - не абстрактный показатель, он позволяет ретейлеру претендовать на более низкие закупочные цены, эффективнее лоббировать свои интересы во властных структурах.

Для крупных ретейлеров девелоперы предлагают максимально выгодные условия, признают эксперты.

Слабые игроки менее устойчивы к кризисным явлениям, особенно заметно сегодня преимущество крупных сетей перед одиночными торговыми точками. Чем больше сеть и выше ее обороты, тем шире ее финансовые возможности и тем проще ей удерживать рост цен на свой ассортимент. А это сегодня имеет решающее значение для привлечения покупателей.

«Ранее несетевые арендаторы были готовы платить выше сетевых. В кризис они потеряли такую возможность, и при одинаковых коммерческих предложениях со стороны арендаторов девелопер сделает выбор в пользу сетевого арендатора. Сетевые бренды зачастую могут быть, с одной стороны, более востребованы конечным потребителем, а с другой стороны – в текущих рыночных условиях риск закрытия вновь открывающегося сетевого магазина ниже, чем у несетевого», - говорит Анна Никандрова. По ее словам, в Европе несетевой бизнес развивается за счет дотаций. Если государство не примет решение о мощной поддержке малого бизнеса, то количество несетевых магазинов в России будет стремительно уменьшаться.

Сейчас освобождающиеся помещения в street-retail (чаще всего с насиженных мест уходят торговцы одеждой) занимают продуктовые сети, говорит Екатерина Заволокина. Наиболее ярко проявила себя за последние полтора года сеть «Дикси». Во-первых, она в мае 2015 года купила 31,8% сети «Бристоль» за 1,78 млрд рублей (сеть магазинов «у дома», специализирующихся на продаже алкоголя и табачной продукции, сейчас в ней свыше 1400 магазинов по всей России). Во-вторых, продолжает энергично расширять собственную сеть: за прошлый год было открыто 396 новых торговых точек, в январе-апреле 2015 года – еще 175 магазинов. Сейчас в управлении компании около 2370 магазинов под брендами «Дикси», «Виктория», Cash, «Мегамарт» и «Минимарт».

Кроме того, «Дикси» продолжает повышать операционную эффективность: провела оптимизацию персонала, усилила логистику, изменила внутрикорпоративную структуру, существенно сократив число дочерних компаний. Благодаря такой активной политике компания планомерно наращивает выручку: за январь-апрель 2015 года она выросла на 25,8% - до 85 млрд рублей, в 2014 году оборот сети увеличился на 26,9% — до 229 млрд рублей.


Безымянный.jpg

Жить стало лучше, жить стало веселее!

Еще одна яркая и в прямом, и в переносном смысле тенденция – усиление роли развлекательной составляющей в торговых комплексах. Особенно для детей, на которых родители даже в кризис будут экономить в последнюю очередь.

До прошлого года ТК, явно делающие ставку на интерактивные развлечения, были единичны. Это «Гранд Каньон», где, помимо парка аттракционов и детского центра профессий «КидБург», проводятся регулярные мастер-классы, выставки детского творчества и т. д. В ТРЦ «Радуга» по выходным проводятся мастер-классы, концерты, театрализованные постановки для детей и родителей, в будние дни действуют образовательные проекты – например, по изучению французского языка.

В конце прошлого года в «Миллер-Центре» открылся проект «Бульвар детства» (объединяет магазины детской одежды, развивающие центры, танцевальные студии), в рамках которого еженедельно устраиваются тематические мероприятия для детей и родителей.

В этом году в нескольких ТРК «Континент» (принадлежат компании «Адамант») начали работать «Трогательные зоопарки», где на экзотических животных можно не только посмотреть, но и покормить и погладить их.

В апреле в ТРК «Европолис» открылся новый развлекательный парк Аngry Birds Activity Park, созданный по мотивам популярной компьютерной игры. «Это уникальный концепт. Проект сможет привлечь не только людей, проживающих в зоне охвата ТРК, но и посетителей со всего города, которые приедут сюда как минимум несколько раз в год», - считает Анна Никандрова.

Эксперты полагают, что увеселительные и познавательные объекты в составе ТК позволят увеличить трафик, а значит, и выручку торговых точек.

 

Минимальный прирост

Андрей Петров, вице-президент по консалтингу и оценке «АРИН», считает, что в этом году игроки торгового рынка будут уделять внимание реконцепции морально и технически устаревших ТК. Усилится интерес инвесторов к проектам небольшого масштаба – районным и микрорайонным торговым центрам, расположенным вблизи жилых кварталов, ориентированным прежде всего на товары повседневного спроса. Продолжится смещение арендаторов из центра города в спальные районы. «Здесь более низкие арендные ставки при хорошем состоянии помещений, больший выбор вакантных площадей за счет строительства жилых домов со встроено-пристроенными помещениями, сформированный спрос на магазины шаговой доступности», - говорит Андрей Петров.

В этом году рынок почти не пополнится новыми торговыми площадями. Эксперты оценивают запланированный годовой прирост на уровне 100-150 тыс. кв. м – это вдвое меньше, чем в 2014 году.

За первые 5 месяцев в Петербурге не было введено ни одного современного качественного торгового центра. Появились лишь два новых гипермаркета: «Леруа Мерлен» на проспекте Культуры и K-Ruoka на Шуваловском проспекте, говорит Наталия Киреева, руководитель отдела исследований рынка компании Maris.

До конца года будут открыты два торговых центра: 2-я очередь ТРК «Радуга» площадью 27 тыс. кв. м и 1-я очередь аутлет-центра Outlet Village Pulkovo площадью 15,4 тыс. кв. м, добавляет Екатерина Заволокина.

По оценке Colliers, совокупная торговая площадь современных торговых объектов в Петербурге составляет 3,52 млн кв. м. Большую часть занимают торговые центры (2,64 млн кв. м). Второе место у гипермаркетов (460 тыс. кв. м), на меньших площадях разместились DIY и мебельные центры (253 тыс. и 190 тыс. кв. м соответственно). Обеспеченность торговыми площадями в ТЦ в Петербурге составляет 513 кв. м на тысячу жителей. До конца года рынок торговых площадей, по ее прогнозу, должен увеличиться до 3,63 млн кв. м.

 

 

Локализация наиболее дорогих помещений торгового назначения

Район

Локализация наиболее дорогих объектов

Адмиралтейский

вблизи ст. метро “Сенная пл.”, “Технологический институт”, “Балтийская”, Садовая ул., Гороховая ул., Вознесенский пр., наб. канала Грибоедова

Василеостровский

вблизи станции метро «Василеостровская», Большой и Средний пр. В. О., Наличная ул.

Выборгский

вблизи ст. метро «Озерки», «Пр. Просвещения», пр. Энгельса

Калининский

вблизи ст. метро “Академическая”, “Гражданский пр.”,   Кондратьевский пр., пр. Металлистов

Кировский

вблизи ст. метро “Нарвская”, “Кировский завод”, “Автово”, “Ленинский пр.”, пр. Стачек, Ленинский пр., пр. Ветеранов

Красногвардейский

Новочеркасский пр., Красногвардейская пл., Среднеохтинский пр., Большеохтинский пр., Заневский пр., вблизи ст. метро “Новочеркасская”

Красносельский

Ленинский пр., пр. Ветеранов

Московский

Московский пр., вблизи ст. метро «Московская»

Невский

вблизи ст. метро “Елизаровская”, “Пр. Большевиков”, “Ул. Дыбенко”

Петроградский

Большой пр. П. С., Чкаловский пр., Каменноостровский пр., вблизи ст. метро “Спортивная”

Приморский

вблизи ст. метро “Комендантский пр.”

Фрунзенский

вблизи ст. метро “Купчино”, пр. Славы, вблизи ст. метро “Международная”

Центральный

Невский пр., Садовая ул., ул. Восстания, ул. Маяковского

Источник: «АРИН»


Прогноз от Knight Frank:

В 2015 году к открытию в Санкт-Петербурге анонсировано рекордно низкое количество объектов. В случае осуществления всех заявленных планов прирост площадей может составить около 136,8 тыс. кв. м (GLA – 83,2 тыс. кв. м). Как следствие текущей ситуации, развитие торговых операторов в 2015 году будет проходить медленными темпами. Они будут рассматривать преимущественно лучшие торговые центры, которые имеют хорошее местоположение и высокий покупательский трафик. Кроме этого, торговые операторы станут тщательнее планировать дальнейшее развитие, закрывая наименее рентабельные магазины. Текущая экономическая ситуация, в свою очередь, может отрицательным образом повлиять на выход новых международных брендов. В результате замещение пустующих помещений будет происходить медленно и не в полном объеме, что может привести к увеличению доли вакантных площадей до 10%.

 

Мнение

Тихон Смыков, генеральный директор компании Inventive Retail Group:

- Отрасль розничной торговли оказалась в затяжном кризисе из-за того, что его основной драйвер – рост доходов потребителей – исчерпал себя. Более того, доходы сократились настолько, что индустрия в том виде, в котором она сформировалась, существовать уже больше не может, – рассказал Тихон. По его словам, отрасли придется переформатироваться, а условия взаимодействия между контрагентами при этом будут изменены. - Затея «выехать» из кризиса за счет ретейлеров не сработает – у них, равно как и у девелоперов, просто не хватит денег. Поэтому я считаю, что нам всем вместе надо договариваться – только тогда мы сможем выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями.

Поделиться: