Игорь Албин: «Наша задача – развивать общественные пространства, сады и парки, зоны отдыха, с активным вовлечением внебюджетных источников финансирования»

   28 августа 2015, 16:42
Власти Северной столицы рассматривают вариант развития парковых зон и общественных пространств через механизм ГЧП. Данный вопрос подняли на последнем круглом столе о саморегулировании в отрасли. О том, как будет развиваться данная идея, откуда придут инвестиции и какие именно зоны попадут в сферу интересов ГЧП, нашему порталу рассказал вице-губернатор Петербурга Игорь Албин.

Слюняев.jpgВласти Северной столицы рассматривают вариант развития парковых зон и общественных пространств через механизм ГЧП. Данный вопрос подняли на последнем круглом столе о саморегулировании в отрасли. О том, как будет развиваться данная идея, откуда придут инвестиции и какие именно зоны попадут в сферу интересов ГЧП, нашему порталу рассказал вице-губернатор Петербурга Игорь Албин.

 

- На данный момент насколько проработана идея развития общественных пространств Петербурга по схеме ГЧП? О чем идут переговоры? Каких результатов удалось добиться?

- Петербург – один из самых красивых городов мира. Наши парки, сады, скверы, другие общественные пространства восхищают и притягивают горожан и гостей, а профессионалы называют Северную столицу «учебником ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства». В этом году мы принимали на берегах Невы 52-й Всемирный конгресс Всемирной Федерации ландшафтных архитекторов IFLА и на самом высоком международном, профессиональном уровне услышали признание заслуг петербургских дизайнеров и ландшафтных архитекторов.

Наша задача – и дальше развивать общественные пространства, сады и парки, зоны отдыха, с активным вовлечением внебюджетных источников финансирования. При наличии грамотной современной концепции развития общественные пространства могут не только тратить, но и зарабатывать деньги, могут привлекать частных инвесторов даже без объектов капитального строительства. Пример тому – парк Горького в Москве, зарабатывающий на рекреационных услугах около 1 млрд рублей в год.

Образована межведомственная рабочая группа по вопросам развития общественных пространств Санкт-Петербурга, я регулярно провожу встречи с ее членами, с потенциальными инвесторами – инициаторами проектов, экспертами и специалистами профильных органов государственной власти. Обсуждаем идеи и концепции, в том числе развитие общественных пространств на основе государственно-частного партнерства.

В настоящий момент рабочая группа готовит подробную «Дорожную карту» по реализации ГЧП для общественных пространств с участием специально созданного Института развития - Фонда «Институт развития общественных пространств Санкт-Петербурга».

 

- Какие общественные зоны предлагается развивать по схеме ГЧП?

- «Пилотными» для схемы ГЧП рассматриваются такие объекты, как «Южно-Приморский парк», «Сад Бенуа», «Сад у Ивановского карьера», территория вдоль Южной дороги Крестовского острова, пешеходная Большая Морская, Приморский парк Победы и некоторые другие.

 

- Какие инвестиции требуются на развитие общественных зон Петербурга?

- По оценкам Комитета по благоустройству, капитальный ремонт 1 гектара озелененных общественных пространств (ЗНОП) стоит примерно 20 млн рублей. Площадь только 180 наиболее посещаемых «зеленых зон» составляет около 4 тысяч гектаров, и подавляющее большинство нуждается в ремонте. Получается: финансовая потребность – около 80 млрд рублей. Есть еще пешеходные улицы, площади, набережные, пляжи, внутриквартальные общественные пространства (дворы), которые тоже требуют внимания и финансовых расходов. Плюс, помимо капитальных затрат, есть текущие затраты на содержание общественных пространств, которые составляют примерно 8 млрд рублей в год. Понятно, что одними бюджетными средствами не обойтись, их катастрофически не хватает, и каждый потенциальный инвестор сегодня «на вес золота».

Одной из задач нового Института развития является разработка Программы развития общественных пространств Санкт-Петербурга на период до 2028 года с расстановкой приоритетов по бюджетному и частному финансированию.

 

- Какой вариант концессионного соглашения обсуждается? Какова будет поддержка бюджета в процентном выражении от общей суммы затрат?

- Все зависит от экономики каждого конкретного проекта, но уже сейчас очевидно, что частные инвестиции смогут компенсировать только текущие затраты на содержание, а вложенные инвестором капитальные затраты должен преимущественно компенсировать бюджет, с рассрочкой примерно 10 лет.

Здесь важно понимать, что общественные пространства – это не объекты капитального строительства, и они не могут быть переданы в частную собственность, так как являются собственностью города. Поэтому основная цель ГЧП – это не столько извлечение прибыли, сколько баланс бюджетных расходов и интенсификация создания новой комфортной общественной инфраструктуры для жителей и гостей города.

 

- Расскажите об интересантах? Кто может выступить концессионером в реализации данных проектов?

- Обсуждаем несколько групп: во-первых, строительные компании и поставщики оборудования, заинтересованные в новых контрактах, во-вторых – операторы развлекательных услуг, музеи, различные аттракционы, спортивные услуги, предприятия общественного питания, индивидуальные предприниматели, в-третьих, это могут быть предприятия казны Санкт-Петербурга.

Все решения в сфере развития общественных пространств принимаются открыто, с широким межведомственным и общественным обсуждением. Мы привлекаем общественников – общественные движения «Красивый Петербург», «Белые ночи», общественный проект «Велосипедизация Санкт-Петербурга», Ассоциация озеленителей Санкт-Петербурга, Ассоциация ландшафтных архитекторов России, Гильдия управляющих и девелоперов, другие объединения, опираемся на авторитетное мнение экспертов,  привлечена группа IT-специалистов, консультирующих по открытым WiFi-зонам. Невозможно развивать городские общественные пространства без самих горожан, поэтому я приглашаю всех к активному участию в этом процессе, в благоустройстве нашего любимого города.

Поделиться: