Время ломать административные барьеры

   12 октября 2015, 12:01
В Петербурге эксперты рынка строительства и недвижимости обсудили новые реалии рынка. В рамках деловой программы Всероссийского жилищного конгресса состоялась конференция «Массовое жилищное строительство: новые вызовы рынка».

Документы.jpgВ Петербурге эксперты рынка строительства и недвижимости обсудили новые реалии рынка. В рамках деловой программы Всероссийского жилищного конгресса состоялась конференция «Массовое жилищное строительство: новые вызовы рынка».


На сессии «Инвестиции и девелопмент» спикеры обсудили основные инструменты работы в кризис. Докладчики рассказывали об опыте применения государственно-частного партнерства, о привлечении IPO и других финансовых инструментов в строительство. Активно говорили о влиянии законодательных инициатив и налоговых изменений на сферу девелоперских проектов, а также про административные барьеры и способы их устранения.

Алексей Белоусов, координатор НОСТРОЙ по Санкт-Петербургу, генеральный директор НП «Объединение строителей СПб», выступил на конгрессе с докладом «Административные барьеры в строительстве и пути их преодоления».

Он отметил, что на сегодняшний день федеральное правительство наделено полномочиями по утверждению исчерпывающих перечней процедур в строительстве и правом устанавливать порядок ведения реестра этих процедур. Перечни могут охватывать самые различные сферы строительства – от жилищного до подземного, гидротехнического и объектов связи.

В случае выхода нового закона или постановления, которые устанавливают ту или иную процедуру, она автоматически должна быть отражена в исчерпывающем перечне.

Также спикер обратил внимание слушателей на то, что одним из ключевых положений закона является положение о полномочиях региональных и муниципальных органов власти. Действующая практика показала, что процедуры, которые устанавливаются региональными и муниципальными органами власти, составляют значительную часть от общего количества процедур. Поэтому федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, индивидуальным предпринимателям запрещено устанавливать обязанность осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающими перечнями.

Остановившись на содержании № 403 Постановления Правительства Российской Федерации, Алексей Белоусов подчеркнул: «Анализ 403‑го постановления позволяет сделать вывод о том, что исчерпывающий Перечень процедур в сфере жилищного строительства можно постоянно менять – существующие сегодня Правила внесения изменений позволяют сделать это. К сожалению, вероятность постоянной трансформации документа не способствует стабильности и объективности содержащейся в нем информации».

Кроме того, эксперт отметил, что для того, чтобы исключить различия в толковании исчерпывающих процедур, Минстрой подготовил реестр их описаний в жилищном строительстве: «Однако реестр перечисляет лишь формальную сторону механизма реализации процедур (основания для отказа в принятии заявления, сроки и перечень документов и другие), не раскрывая их подробно. В итоге на местах по-прежнему решают проблему, опираясь на местное законодательство». Так, по информации Алексея Белоусова, в Петербурге наиболее проблемными и длительными являются процедуры, предусмотренные пп. 4–5 Исчерпывающего перечня: принятие решения о подготовке документации по планировке территории и утверждения этой документации.

Докладчик рассказал, что с 2011 года над планом мероприятий по улучшению предпринимательского климата в сфере строительства («дорожной картой») трудится рабочая группа по развитию градостроительной деятельности, созданная при НП «Объединение строителей СПб». Специалисты предлагают устранить ряд избыточных административных процедур и административных барьеров, заложенных в действующей редакции «Положения о взаимодействии исполнительных органов госвласти при подготовке документации по планировке территорий». Также предлагается установить исчерпывающий перечень органов госвласти, осуществляющих согласование документации по планировке территорий. Кроме того, предлагается обеспечить внедрение принципов «одного окна» и «параллельности согласований» при разработке документации по планировке территорий путем утверждения ее в три этапа.

«Еще одно предложение – разработать и закрепить порядок привлечения должностных лиц и исполнительных органов государственной власти города к дисциплинарной и административной ответственности за несоблюдение сроков согласования документации по планировке. Мы предлагаем также определить, что основанием для отказа в согласовании не может являться требование получения дополнительных согласований или предварительного согласования в органах госвласти, либо предоставление иной документации. Целью данного предложения является исключение коррупционного фактора и возможности злоупотреблений со стороны согласующих органов», – говорит координатор НОСТРОЙ по Петербургу.

Если все эти предложения удастся утвердить, то продолжительность документарного процесса для строителей сократится на 60–65 дней, а количество согласований – на 12.

По мнению г‑на Белоусова, региональная «дорожная карта» направлена на градостроительное нормирование и предлагает скорректировать ряд нормативов. В частности, по жилищной обеспеченности и по расчету показателей обеспеченности населения дошкольными и школьными образовательными учреждениями.

Однако в связи с тем, что показатели жилищной обеспеченности, предложенные «дорожной картой» пока не нашли единодушия в комитетах администрации Смольного, эксперты рабочей группы Объединения предложили альтернативный вариант решения проблемы – внести изменения в текст проекта НГП, в которых указать нормативы с учетом разбивки территории города на зоны. К сожалению, пока и это предложение тоже не нашло поддержки в комитетах Смольного.

Член Совета, координатор НОПРИЗ по СЗФО Александр Гримитлин выступил с докладом «Внедрение энергоэффективных технологий в практику массового жилищного строительства».

В своем выступлении он осветил основные направления деятельности нацобъединения по разработке альбомов типовых проектных и технических решений, рассказал об уже выпущенном под эгидой национальных объединений Каталоге технических решений и практических рекомендаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности зданий и сооружений, а также представил возможности отечественных производителей оборудования для инженерных систем в рамках перепрофилирования строительного рынка в условиях импортозамещения.

Илья Пономарев, управляющий директор «Федерального центра проектного финансирования» (Москва), рассказал о возможных финансовых инструментах реализации государственной политики в жилищной сфере. «ФЦПФ» является дочерним обществом государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

О государственно-частном партнерстве как способе привлечения инвестиций в строительство объектов социнфраструктуры говорил и Алексей Герасимов, директор НП «Российское объединение строителей».

Финансовый директор компании Mirland Development (Москва) Иван Фатеев поведал о том, как IPO может стать средством привлечения инвестиций на мировых рынках в условиях нестабильности.

Развитию города – проблемам реконструкции и модернизации социальной инфраструктуры – посвятил свой доклад вице-президент Российской гильдии управляющих и девелоперов (Петербург) Вячеслав Семененко.

 

В тексте использованы материалы из доклада Алексея Белоусова, координатора НОСТРОЙ
по Санкт-Петербургу, генерального директора НП «Объединение строителей СПб».

 

Поделиться: