Новый формат для творческого бизнеса
Эксперты разошлись во мнении, станет ли новый тренд тенденцией или останется интересным экспериментом.
Это будет девятиэтажное здание с 244 нежилыми помещениями общей площадью 23 тыс. кв. м. Цена квадрата в «доме творчества» составит 160–200 тыс. рублей. В строительство RBI планирует инвестировать 1,4 млрд рублей. Генеральный директор Холдинга RBI Эдуард Тиктинский сообщил о том, что покупатель одной трети площади здания уже известен, но называть его имя не захотел.
«Подобных проектов с такой концепцией в городе еще нет», – комментирует директор департамента коммерческой недвижимостью АРИН Екатерина Лапина.
Уже привычным стало, что арт-пространства Петербурга базируются в бывших производственных помещениях, на территории закрытых заводов и фабрик.
RBI предлагает другой формат для художников, так как мода на кирпичные стены и бетонные цеха – не вечна. Директор по развитию Группы компаний «Спектрум» Ольга Грачева говорит, что такое направление бизнеса имеет выраженную имиджевую составляющую и может стать стимулом для привлечения туристов. Такие проекты поддерживаются и приветствуются администрациями европейских городов, таких как Амстердам, Берлин, Париж, Вена, Стокгольм, Лондон.
Действительно, в советское время людям, объединенным одной профессией, часто предоставляли помещения в одном доме или районе. И тогда для получения квадратных метров нужен был лишь профсоюзный билет, подтверждающий отношение к творческой профессии. До 1980‑х художники, журналисты, архитекторы получали свои дома с одноименным названием. Так появились Дом кинематографистов в Репино, Дом журналиста на Невском, Дом архитектора на Большой Морской. «Это были своеобразные арт-кластеры по-советски», – комментирует председатель совета директоров АРИН Андрей Тетыш.
Архитектор проекта Art Studio Владимир Горбунов охарактеризовал участок под новый проект, как «сложный и депрессивный». Причина тому – сильная захламленность территории и множество старых руин.
Директор Выставочного центра Петербургского Союза художников, первый заместитель председателя Правления Союза художников Александр Сайков подсчитал, что при средней площади помещения в 100 квадратов цена достигает 17 млн рублей. «Это цена элитной видовой квартиры в престижном месте. А 2‑я Советская явно не является элитным местом. Добавьте к стоимости коробки еще деньги на отделку и обустройство квартиры-мастерской и цена станет неподъемной для художника», – говорит он.
Эксперты компании JLL также смотрят на концепцию творческих кластеров с долей скепсиса. «Такие специфические проекты, как творческие мастерские, в текущих условиях рынка могут столкнуться с недостатком спроса, особенно это касается покупки. Помещения под мастерские, скорее, сдаются в аренду, однако в таких зданиях часто бывает большая ротация подобных арендаторов. Мы сомневаемся, что удастся быстро реализовать в продажу весь объем помещений под творческие пространства по заявленным ценам в мелкую нарезку», – прокомментировала пресс-служба JLL.
Петербургский живописец, член Союза художников, чьи работы выставляются в 24 странах мира, Александр Сучков рассказал, что недавно начал искать студию в центре. Его весьма заинтересовал кластер Art Studio, в первую очередь – месторасположение.
Мнение
Елена Ульянова, глава Комитета по экономической политике и стратегическому планированию:
– Инвестиции от частных предпринимателей необходимы центру Петербурга. В сложившейся экономической ситуации полноценно провести реновацию центра городские власти смогут только при федеральном финансировании. Но пока его нет и, с учетом кризиса, оно вряд ли появится в ближайшее время.
Летом 2015 года финансирование реновации уже было сокращено почти на 20 млрд рублей – с 28,7 до 9 млрд рублей.