ГЧП: кто кому партнер

   17 июня 2016, 10:23
Глава фракции «Справедливая Россия» Законодательного собрания Петербурга Алексей Ковалев назвал государственно-частное партнерство мошеннической формой для вывода бюджетных средств и предложил его полностью запретить.

Строители удивились, но не поверили в возможность таких мер.

ЗСД, как яблоко раздора

Причиной такого неожиданного предложения послужила поправка в бюджет о выплате концессионеру ЗСД – «Магистрали северной столицы» (МСС) – 4,1 млрд рублей. Г‑н Ковалев назвал эту выплату «недополученной прибылью». Несмотря на его недовольство, 8 июня поправка наряду с другими изменениями прошла третье чтение в ЗакСе, документ отправился на подпись губернатору и вскоре вступит в силу.

Депутат находит признаки мошенничества в концессионном соглашении по строительству ЗСД: «О какой недополученной прибыли в принципе может идти речь, пока ЗСД не достроен? Сейчас есть лишь отдельные отрезки, которые, конечно, приносить прибыль не могут. Исполнительная власть должна была выйти в суд, чтобы отменить несправедливые и невыгодные для города условия договора. Но власть бездействует». Именно поэтому г‑н Ковалев обратился в прокуратуру с просьбой проверить условия этого соглашения.

В МСС же объяснили, что город компенсирует компании не прибыль, а затраты на строительство и содержание ЗСД. Застройщик напомнил, что в соответствии с условиями ГЧП, власти субсидируют подтвержденные затраты партнера, связанные со строительством и эксплуатацией ЗСД. В первые годы эксплуатации выручка от сбора платы за проезд недостаточна для покрытия всех этих затрат, поэтому город и выделяет дополнительные средства из бюджета. Согласно финансовой модели соглашения о ГЧП, компенсация будет выплачиваться с 2016 по 2019 год. С 2020 года ЗСД должен стать самоокупаемым, после чего МСС будет выплачивать 90 % превышения выручки над уровнем минимально компенсируемых затрат. Согласно прогнозу, таким образом компания принесет в казну 380 млрд рублей.

При этом в МСС отметили, что компания уже привлекла свыше 120 млрд рублей на создание центрального участка ЗСД, который будет передан в собственность города. Кроме того, компания несет все затраты по обслуживанию и возврату заемных средств, привлеченных для строительства этого участка ЗСД.

Опыт есть

Несмотря на то что история ГЧП в России только начинается, Петербург уже имеет ряд подобных проектов. Так, в 2010 году было подписано соглашение на 30 лет о создании, реконструкции и эксплуатации объектов, входящих в состав имущества аэропорта «Пулково». По данным Комитета по инвестициям, теперь в рамках ГЧП проектом занимается компания «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ВВСС), которая на личном опыте пытается доказать успешность взаимодействия власти и бизнеса для обоюдной выгоды.

В ВВСС рассказали, что первая очередь проекта была построена в полном объеме в заданные сроки и строго в рамках выделенного бюджета. «Компания соблюдает все обязательства по соглашению о ГЧП, включая финансовые обязательства перед кредиторами», – заявили в ВВСС. Кроме того, проект аэропорта получил множество наград и международное признание. Например, в 2015 году Пулково стало лауреатом престижной премии Airports Council International как лучший аэропорт Европы по качеству обслуживания пассажиров.

В 2011 году Петербург заключил соглашение с компанией Helector S. A. – Aktor Concessions S. A. – Aktor S. A. о создании и последующей эксплуатации объектов для завода по переработке твердых бытовых отходов. Реализация проекта была приостановлена в 2014 году ввиду негативных изменений на финансовых и валютных рынках РФ, влияющих на экономические параметры проекта. «В настоящее время ведутся переговоры с партнером по вопросу корректировки финансовой модели в целях оценки возможности последующей реализации проекта в текущих экономических условиях», – рассказали в городском Комитете по инвестициям.

В 2011–2012 годах было заключено три соглашения о реализации на основе ГЧП проектов строительства автомобильных дорог и зданий для образовательных учреждений в Пушкинском районе. Партнерами города стали компании «СлавДорСервис» и «Перемена». В настоящее время все 11 зданий и автомобильная дорога введены в эксплуатацию.

30 мая этого года подписано первое в Петербурге концессионное соглашение с «Транспортной концессионной компанией» (совместным предприятием «Группы ЛСР», инвестиционной компании «Лидер» и «МК‑20 СХ») о реконструкции и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе.

В «Группе ЛСР» считают, что ГЧП выгодно, в первую очередь, городу. «В условиях нехватки бюджетного финансирования механизм ГЧП либо концессии позволяет городу продолжать свое развитие, получать качественные городские объекты», – полагают в компании.

Эксперты ЛСР пояснили, что затраты на такие проекты, которые понес инвестор, в последующем компенсируются как получением выручки от использования объекта, так и за счет средств бюджета города. «Инвестор выделяет средства на строительство городского объекта, строит его, передает городу и по согласованному графику получает возврат вложенных инвестиций. Конечно, для города за счет привлечения частных инвестиций объект стоит незначительно дороже, это равнозначно получению кредита в банке», – сообщили в компании.

В Комитете по инвестициям также сообщили, что на данный момент рассматривается возможность реализации на основе ГЧП проектов в сфере транспортной и социальной инфраструктуры. Подробности будут озвучены по итогам переговоров с инвесторами. Но уже сейчас известно, что в рамках ГЧП могут быть построены инфраструктура для легкорельсового сообщения и магистраль в створе улиц Фаянсовой и Зольной.

Сам не ам и другим не дам?

Игроки строительного рынка Петербурга к предложению г‑на Ковалева отнеслись снисходительно, ибо немногие верят в то, что ГЧП могут запретить. Тем более, в январе в силу вступил федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ».

За ГЧП высказались даже те компании, которые сами не готовы к такому сотрудничеству.

Рассуждая о том, к чему приведет запрет ГЧП, эксперты напоминали, что в таких проектах занято множество компаний, включая международные. Их работу гарантирует Смольный, поэтому компенсации в случае расторжения контрактов будут весьма существенными.

В компании «Дудергофский проект», которая входит в группу компаний «БФА-Девелопмент», полагают, что при правильном исполнении ГЧП будет плюсом для города и для бизнеса, поэтому его надо не отменять, а совершенствовать. «ГЧП предполагает не только совместные действия по проекту, но и разделение рисков. Макроэкономические, политические и законодательные риски – государству, технологические, эксплуатационные и финансовые – бизнесу», – уверен исполнительный директор компании Василий Вовк.

К плюсам ГЧП относят снижение инвестиционной нагрузки на госбюджет, повышение качества создаваемых объектов, распределение рисков проекта между частным и государственным секторами и, наконец, надежную занятость для бизнеса. Приоритетными направлениями финансирования проектов по схеме ГЧП обычно являются социально значимые объекты, возведение которых весьма накладно.

Генеральный директор группы компаний «УНИСТО Петросталь» Арсений Васильев предлагает рассматривать не практику ГЧП целиком, а отдельные проекты. «Какие-то из них удачные, какие-то – не очень. Как показывает практика, удачно завершаются те проекты, которые управлялись буквально в ручном режиме», – полагает он.

«Тормозит развитие схемы ГЧП в России отсутствие необходимой правовой базы для их реализации, низкий уровень гарантии государства относительно неизменности условий проекта, недостаточная проработанность проектов, – считает г‑н Вовк. – Еще одним препятствием массового использования механизма государственно-частного партнерства является недостаточно эффективное управление государственным сектором рисками, возложенными на него в соответствии с принятой схемой ГЧП».

Например, «УНИСТО Петросталь» не готова браться за проекты в рамках ГЧП. «Непредсказуемость нашего государства, особенно при общении с бизнесом, не настраивает на позитивный лад, поэтому лучше быть самостоятельной компанией», – добавил г‑н Васильев.

В общем, приходят к выводу опрошенные нашей газетой эксперты, Петербургу нужна дорогостоящая инфраструктура, а бизнесу – гарантированные занятость и прибыль, поэтому ГЧП – быть.


Мария Мельникова
Поделиться:
ГЧП
ЗСД
депутаты

{{articles.header}}

{{results}}