Лизинг без особых перемен
По оценке RAEX, объем российского лизингового рынка к 2016 году достиг примерно 3 трлн рублей и стал вторым после банковского сегмента, даже с учетом существенного сокращения в 2015 году. Вместе с тем проблемы на рынке лизингового кредитования удается сгладить преимущественно за счет развития секторов с государственной поддержкой.
На строителей надежды мало
«Если в целом в 2015 году, по экспертным оценкам, рынок упал на 20–25 %, то в 2016 году ожидается его снижение еще на 10 %, – комментирует сложившуюся ситуацию заместитель директора «Балтонеэксим Лизинг» (Северо-Запад) Юлия Михайлова. – Но лизинговые компании к этому подготовились. Мы, со своей стороны, удержали портфель (а это более 5 млрд рублей), в основном, за счет госпрограммы по субсидированию автотранспорта российского производства. В 2016 году планируем выйти на внешние заимствования по программам субсидирования на приобретение оборудования для малого и среднего бизнеса».
Эксперты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) полагают, что в 2016 году сегмент малого и среднего бизнеса (55 % от общего объема лизингового кредитования) сохранит небольшое преобладание над крупным бизнесом (45 %). А вот отраслевые ориентиры лизинговых компаний могут измениться – в 2016 году менее рискованными и более быстро растущими будут сегменты, в которых действуют программы господдержки: сельское хозяйство, автомобильная отрасль, предприятия оборонной промышленности. Например, лизинг машиностроительного, металлообрабатывающего и металлургического оборудования уже вырос на 27 %. Шансы роста для лизингодателей имеют нефтедобыча, химическая промышленность и ориентированные на экспорт отрасли.
«Строительство, перевозки стройматериалов в сложных экономических ситуациях страдают в первую очередь, но и восстанавливаются быстрее, – считает директор департамента Санкт-Петербургского филиала ПАО «Промсвязьбанк» Александр Хайкинсон. – Пока этот сегмент не растет, но кредитным организациям надо в каждой отрасли искать лидеров и растущих клиентов».
Навстречу заказчикам
Доля строительной техники в общем объеме лизинговых контрактов занимает у разных компаний от 2 % до 30 % и в целом зависит от экономических изменений в строительной отрасли. Пока, уверяет Юлия Михайлова, резких колебаний ни в сторону снижения, ни в сторону повышения спроса нет, и уровень заявок со стороны строителей стабильный.
В компании «Балтийский лизинг» портфель контрактов диверсифицирован: примерно равные доли (от 17 % до 19 %) занимают сегменты сельского хозяйства, обрабатывающих производств, строительства, оптовой торговли, а также услуги (15 %). По словам руководителя дирекции продуктового развития и взаимоотношения с партнерами Андрея Волкова, в компании есть свои методики оценки ликвидности. Они позволяют смягчить условия финансирования лизингодателей с разными объектами лизинга при прочих равных условиях: для договора на приобретение в лизинг автотранспорта авансовый платеж может быть ниже, а срок дольше по сравнению с договором на лизинг оборудования.
Традиционно в сегменте лизинга строительной и спецтехники много малых и средних предприятий, для которых важны скорость рассмотрения и упрощенные процедуры одобрения заявок, особенно, если речь идет о сезонных дорожно-строительных работах. Ждать рассмотрения заявки в течение 1–2 месяцев у такого клиента, зачастую, нет.
С целью ускорить обслуживание «Балтонэксим Лизинг» в ближайшее время планирует запустить программу экспресс-анализа заемщика, которая должна ускорить выдачу техники в лизинг. Дополнительно для привлечения клиентов в компании увеличили срок договоров на технику до 10 лет с минимальными авансами. В «Балтийском лизинге» еще в начале года предусмотрели условия по снижению ставок в среднем на 1–1,5 %, ввели сезонные графики с рассрочкой платежей. «Уралпромлизинг» предлагает разные системы погашения платежей – равномерный, убывающий, сезонный, ступенчатый, а также услугу «Стоп-период» на время доставки техники длительностью до 6 месяцев.
Сейчас средний срок лизинга спецтехники, по данным лизинговых компаний, составляет 36 месяцев, наиболее частые сделки заключаются на срок 24–48 месяцев. Минимальный уровень авансовых платежей составляет 10 %, среднее удорожание в год – порядка 8 %.
Фирменные продукты
Удержать на плаву лизинг спецтехники в 2016 году призваны также совместные программы лизингодателей с производителями и поставщиками, которые обеспечивают более выгодные условия продаж, в основном, за счет ставки кредитования.
Некоторые из этих программ стартовали еще с началом кризиса. Так, один из ведущих поставщиков спецтехники JCB в 2014 году запустил собственную программу финансирования клиентов JCB Finance совместно с «ЮниКредит Лизинг» и официальными дилерами. Благодаря этой программе экскаватор-погрузчик 3CX стал доступен в лизинг со ставкой удорожания 1,16 % при условии внесения аванса от 49 % и погашения сделки за 13 месяцев. При этом заявку можно оформить в дилерском центре, а срок принятия решения по ней принимается практически сразу.
Собственная лизинговая компания «КАМАЗ» использует широкий выбор программ продаж в лизинг: «Утилизация+Лизинг» позволяет получить скидку 400 тыс. рублей на каждый автомобиль, «Трейд-ин+Лизинг» – 350 тыс. рублей. Дополнительное государственное субсидирование авансового платежа по программе «Льготный лизинг» сэкономит заказчику еще 10 % стоимости автотехники.
Ряд поставщиков ввели особые условия на конкретные модели. Лизинговая компания «Дельта» в партнерстве с ООО «АвтоСпецМаш» с мая предлагает приобрести новый экскаватор-погрузчик Case 570T по акции всего
за 4 390 000 рублей. Челябинский тракторный завод и АО «Сбербанк Лизинг» договорились о реализации целой линейки техники со спецпредложениями на наиболее ходовые модели: минимальное удорожание лизинговых платежей для покупателей бульдозеров серии Б10М составит всего 5 % при авансовом платеже от 20 %.
«По этой программе определен состав участников‑производителей оборудования, грузовой и спецтехники, по которым будут компенсированы лизинговые платежи, – поясняет Андрей Волков. – Лизинговые компании заинтересованы в подобных программах с производителями и экспортерами на особых финансовых условиях. Это позволяет лизингодателям удерживать объем лизингового портфеля, а поставщикам техники – объем поставок».