Техническое регулирование по поручению

   23 июня 2016, 10:43
Минстрой разместил на своем портале утвержденный президентом перечень поручений по итогам недавнего заседания Госсовета, посвященного вопросам развития строительного комплекса.

Документ содержит 25 поручений со сроками выполнения до марта 2017 года. Один из ближайших по срокам пунктов касается технического регулирования и развития нормативно-законодательной базы строительной отрасли. Правительству предстоит уже к 1 ноября доложить о мерах «по гармонизации отечественных и международных стандартов с учетом лучших мировых практик».

«Если говорить о продукции стройиндустрии, то многие стандарты в этой отрасли уже гармонизированы, то есть по содержанию приведены в соответствие с теми же требованиями в отношении информации и результатов испытаний, какие содержатся в зарубежных нормативных документах, – поясняет Лариса Баринова, заместитель председателя Комитета Торгово‑промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере строительства. – Что касается зданий и сооружений, то определенная работа по гармонизации между Еврокодами и Сводами правил (аналогом Еврокодов) была проведена Национальным объединением строителей несколько лет назад. Она затрагивала прежде всего согласование терминологий между российскими и зарубежными нормативами. Сейчас в строительной отрасли идет постоянная работа по обновлению нормативной базы, и практически все новые стандарты гармонизированы, но проблема в том, что каждый нормативный документ имеет ссылки на другой, и эти ссылки тоже подлежат гармонизации. Получится ли ускорить эти процессы в указанные сроки, целиком зависит от возможностей исполнителей поручений».

Технический директор СРО Союз «Строители Петербурга» Сергей Фролов сомневается, что завершить работу по гармонизации в полной мере удастся в ближайшее время.

«Над Еврокодами и их реализацией в европейских странах работают более 30 лет, это внушительный объем документации – 58 томов, для каждого Еврокода каждая страна разрабатывает свои национально определяемые параметры (национальные приложения), и это огромная работа. По сути, Еврокод – это единый понятийный аппарат, принятый во всех странах, а все технические характеристики устанавливаются в национально определяемых параметрах, – говорит г‑н Фролов. – У нас уже было неудачное указание просто перевести их на русский язык и принять в работу. Кроме того, Россия является членом ЕАЭС, где разработана своя концепция технического регулирования, и ее реализация в строительной отрасли до настоящего времени не завершена. Технический регламент ЕАЭС «О безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий» не принимается и, по моему мнению, не будет принят, так как невозможно установить единые требования по безопасности к зданиям и сооружениям в разных странах. Здания и сооружения не перемещаются через государственные границы, поэтому эти требования должны быть установлены в национальных технических регламентах, а вот требования к строительным материалам и изделиям должны быть в едином техническом регламенте ЕАЭС. В России на национальном уровне это два регламента: «О безопасности зданий и сооружений» и «О безопасности строительных материалов и изделий». К сожалению, второй регламент так и остался проектом до сих пор, хотя первое чтение в Госдуме он прошел еще в 2010 году».

Вряд ли гармонизация стандартов приблизит еще одну государственную задачу – увеличить экспорт строительной продукции. По соглашению о сертификации между членами ЕАЭС, стройматериалы можно ввозить в страны содружества без проверки на соответствие нормативам другого государства. Точно также, если материалы проходят сертификацию CE, то они вполне могут поставляться европейским потребителям.

«На данный момент у гармонизации европейских и российских норм непростая ситуация, – считает руководитель по связям с органами государственной власти технической дирекции Корпорации «ТехноНИКОЛЬ» Татьяна Кутергина. – 

В практике стандартизации используется, в основном, подход принятия модифицированных (MOD) стандартов с различной степенью модификации. Основной причиной такой политики является попытка использовать Европейские стандарты по производству строительных материалов, изделий и конструкций для реализации строительных проектов, спроектированных по СНиПам, в то время как эти стандарты предназначены для использования совсем в другой парадигме проектирования».

Татьяна Кутергина отмечает также, что для реализации согласованной политики стран ЕАЭС и СНГ в области разработки межгосударственных стандартов на строительные материалы в рамках Евразийского Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) создан Межгосударственный технический комитет МТК 540 «Строительные материалы и изделия». Членами комитета являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Республика Узбекистан, Республика Армения, Киргизская Республика. Российская Федерация не входит в число участников МТК 540, что в самое ближайшее время может привести к появлению новых барьеров для доступа отечественной продукции не только на рынки стран Европы, но и на рынки стран ЕАЭС и СНГ.

«Минстрой и другие органы федеральной исполнительной власти вряд ли понимают смысл и задачи технического регулирования, – приводит свое критическое мнение о перспективах новой инициативы Правительства генеральный директор ООО «Трубы ХОБАС» Дмитрий Еременко. – Про какую гармонизацию можно говорить, если из нормативных документов последовательно исключаются требования, без которых обеспечить надежность сооружений невозможно в принципе?»

В качестве примера он привел такую историю: «Мы прошли по всем инстанциям с примером такой «прорывной» инновационной продукции, местами усиленной секретным сколковским нанокомпонентом, – от технического комитета-разработчика до Дмитрия Анатольевича и обратно. И так два раза… Последний ответ, полученный нами из Минстроя, гласит: «…требования, определяющие безопасность сооружений, как конечного продукта строительства, регламентированные в Федеральном законе № 384‑ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к производству строительных изделий ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ…». То есть прочность строительных материалов и ее доказательство отдельно, а надежность сооружений из них – отдельно. А обеспечивается эта надежность не расчетом, а соответствием утвержденному документу, желательно обязательному к исполнению, потому что в другие и заглядывать незачем – титульного листа и сертификата вполне достаточно.

Наш преобладающий метод гармонизации – «…вроде похожий, но немножко не такой, с учетом специфики…» – обсуждать вообще не имеет смысла, как и сроки его реализации. Первое, что надо взять из международной нормативной базы – это утерянный здравый смысл и элементарные знания», – резюмирует спикер.

Кстати

Из общего количества стандартов в области строительной продукции гармонизирован каждый шестой стандарт, в сфере архитектурно-строительного проектирования – более 20 %. В целом степень гармонизации российских стандартов оценивается в 46–48 %.


Татьяна Мишина
Поделиться:
Минстрой
Госсовет
нормативно-законодательная база стройотрасли
техническое регулирование
поручение президента

{{articles.header}}

{{results}}