Стадион: «Лучше знакомый дьявол, чем дьявол неизвестный»

   25 июля 2016, 13:35
Совсем недавно Игорь Албин проводил экскурсию по строительной площадке стадиона «Крестовский» для депутатов ЗакСа и с гордостью сообщал, что объект готов на 85%.

Пробный матч состоится уже в сентябре этого года, а к Кубку конфедерации ФИФА 2017 года все точно будет готово. Однако всего через несколько дней генеральный подрядчик проекта компания «Инжтрансстрой-СПб» заявила о приостановке работ. В итоге в воздухе повис вопрос, кто достроит стадион и что ему за это будет?

Забастовка или рейдерский захват

«Инжтрансстрой-СПб» официально заявил о «попытке рейдерского захвата» объекта. По информации генподрядчика, вечером 13 июля несколько субподрядных организаций – «Леокам», «Элпром», «Управление строительства 620» – попытались сорвать строительство стадиона. Грузовая техника заблокировала проезды автотранспорта, рабочих не пускали на стройплощадку. После приезда полиции и представителей прокуратуры ситуацию удалось взять под контроль.

«Инжтрасстрой-СПб» трактует случившееся не как забастовку рабочих, а как «попытку срыва сроков завершения строительства, которые были инициированы с участием некоторых представителей администрации города».

Однако глава Роструда Всеволод Вуколов заявил о зарплатной задолженности строителям стадиона. По его информации, 780 человек не получили зарплату на общую сумму 78 млн рублей. Чем не причина для забастовки?

На это в «Инжтрасстрой-СПб» отметили, что проблемы с выплатой зарплат могли быть только у субподрядных организаций: «Леокам», «Элпром» и «Управление строительства 620». Комментарии этих организаций газете «Кто строит в Петербурге» получить не удалось.

Позже в конфликт вмешалась прокуратура Петербурга. «По фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административном правонарушении в отношении ИП Пантелеева А. А. и ООО «НПК «Элпром», задолжавших строителям 700 тыс. рублей и 1,3 млн рублей соответственно. В итоге задолженность по заработной плате перед работниками организаций погашена. Продолжается проверка по факту возможной невыплаты заработной платы сотрудникам «Инжтрансстрой–СПб», – говорится в заявлении ведомства.

Смольный 15 июля направил официальное уведомление о расторжении контракта с «Инжтрасстрой-СПб». Компания же обещала продолжать работы до 25 июля, как того требует законодательство. По данным пресс-секретаря «Инжтрасстрой-СПб» Никиты Павлова, 20 июля на стадионе работало посменно около 650 сотрудников компании. «Все работы идут по графику», – утверждал представитель подрядчика, однако съемки с воздуха питерских телеканалов демонстрировали затишье на стройплощадке.

Невиданная наглость

Стадион действительно готов на 85%, однако сделать осталось самое сложное – внутренние инженерные сети. «127 инженерных коммуникаций, которые необходимо синхронизировать по срокам, и ввести в эксплуатацию, чтобы стадион стал стадионом. К сожалению, степень готовности по этим системам не превышает 60%» – говорит г‑н Албин. Генподрядчик не закупил оборудование для запуска всех инженерных систем. На это требуется около 3,5 млрд рублей.

Чиновник утверждает, что правительство Петербурга выполнило все обязательства перед компанией и даже немного больше: «По просьбе генерального подрядчика мы проиндексировали сметную стоимость стадиона почти на 4,5 миллиарда рублей. Мы пошли на беспрецедентное стопроцентное авансирование проекта. Однако на протяжении трех месяцев мои попытки заставить найти деньги, профинансировать объект, закупить материалы и оборудование успехом не увенчались. И на фоне вот этих сложностей мы получаем уведомление о приостановке работ. Это просто вершина наглости! – возмутился г‑н Албин. – Одновременно генеральный подрядчик не может объяснить образовавшийся до мая 2015 года дефицит по смете в размере 2,5 миллиарда рублей».

Напомним, в этом году в Петербурге были одобрены поправки в бюджет города на 2016 год, а также на плановый период 2017–2018 годов. Согласно документу, 4,327 млрд рублей должны пойти на завершение строительства «Крестовского». Дополнительные средства потребовались из-за того, что в первоначальном проекте не была учтена инфляция, в итоге компании работали по ценам 2013 года, тогда как рубль с того времени подешевел почти в два раза.

Г‑н Албин утверждает, что многократно обращался к генподрядчику, однако дело с места не сдвинулось. Тогда он решил связаться с главой «Базового Элемента» Олегом Дерипаской, так как думал (и не он один), что «Инжтрасстрой-СПб» входит в эту группу компаний. В ответ бизнесмен сообщил, что ни одна из его компаний не имеет отношения к строительству «Крестовского».

«Корпорация «Трансстрой» в рамках трех контрактов, которые реализуются с 2008 года, получила 28 миллиардов рублей, остаточная стоимость стадиона – 11 миллиардов рублей. Мы хотим понимать, кто же является бенефициаром по этим средствам», – недоумевает г‑н Албин.

В «Инжтрасстрой-СПб» ответу г‑на Дерипаски не удивились, так как компанию еще в 2014 году выкупил предприниматель Егор Андреев, поэтому к «Базовому Элементу» она действительно отношения уже не имеет.

А вот дополнительные 4,3 млрд бюджетных рублей до строителей, по их заверению, до сих пор не дошли. «Практическое исполнение постановления правительства о выплате компенсации за инфляцию отдано на откуп аппарату и не имеет ни конкретных сроков реализации, ни условий, ни ответственных за промежуточный и итоговый результаты. А значит – деньги вряд ли дойдут, что, в свою очередь, не позволит произвести закупку материальных ресурсов и провести мобилизацию подрядных организаций для окончания работ», – отметили в компании.

Глава Комитета по строительству Сергей Морозов сообщил, что перед получением 4,327 млрд рублей компания должна подписать дополнительное соглашение, в котором прописана ответственность за нарушение сроков исполнения работ. «Инжтрансстрой-СПб» отказался это сделать. Смольный толкует это, как нежелание брать на себя ответственность, а застройщик уверяет, что подобные требования противоречат здравому смыслу и федеральному закону о госзакупках.

Лучше старый друг

Обе стороны признают, что смена генподрядчика негативно скажется на сроках сдачи объекта. В «Инжтрасстрой-СПб» уверяют, что новые строители вообще не успеют закончить работы к Кубку конфедерации, что обернется полномасштабной катастрофой для всей станы. «Наши рабочие с 2008 года находятся на стройплощадке, все там знают, и сейчас на последнем, но самом сложном этапе менять их – глупо. Процесс передачи дел новым рабочим затянется на несколько месяцев, поэтому срок сдачи объекта может существенно отодвинуться. Мы этого не хотим. Мы со Смольным должны действовать вместе, потому что хотим завершить стадион вовремя», – сообщил Никита Павлов.

Подобные высказывания со стороны подрядчика уже породили молву о том, что компания пользуется ситуацией и выкручивает правительству руки. В «Инжтрасстрое» это отрицают.

Эксперты, пожелавшие остаться неизвестными, рассказали «Кто строит в Петербурге», что ситуацией может воспользоваться и Смольный. «Крестовский» – не единственный проект в Петербурге, который ведет «Инжтрасстрой-СПб». В портфолио компании есть также проект электродепо «Южное» Петербургского метрополитена, поэтому генподрядчик не сможет безболезненно покинуть стройплощадку.

При этом Игорь Албин уверенно заявил, что Смольный всерьез рассматривает возможность привлечения нового подрядчика, несмотря на возможные риски. «Это очень сложный вопрос. Мы попытались оценить перспективы ввода объекта с «Трансстроем» и без него по стобальной школе. В пользу «Трансстроя» набралось 18 баллов, а в пользу другой подрядной организации – 82», – сообщил чиновник, заверив, что у него на примете уже есть несколько компаний, которые смогут завершить проект. Названия их чиновник озвучивать не стал.

Источники «Кто строит в Петербурге» предположили, что в теории к завершению проекта могут быть привлечены государственный Водоканал, который выступает в качестве подрядчика на объекте, и полугосударственный Метрострой. Эти компании будет легко контролировать. Однако вряд ли они, как, впрочем, и любые другие игроки рынка, обрадуются такому предложению, ибо финансовых выгод проект не сулит.

Кстати

Контрольно-счетная палата Петербурга опубликовала результаты мониторинга использования бюджетных средств на стадионе «Крестовский». За первые шесть месяцев этого года стоимость объекта выросла на 2,3 млрд рублей. Комитет по строительству пояснил, что подорожание на 1,1 млрд рублей произошло из-за инфляции. Еще 1,2 млрд потребовалось, так как вырос объем необходимых работ по проекту. 

«Сметные расчеты, обосновывающие стоимость дополнительных объемов работ, в составе предъявленных документов отсутствуют», – отметили в ведомстве. В связи с этим КСП усомнилась в правомерности увеличения стоимости строительства на 1,2 млрд рублей. 

Также ведомство выяснило, что у застройщика проблемы с комплектацией инженерных систем и не закуплено оборудование на миллиард рублей. Его доставка займет не менее трех месяцев, а значит, завершить строительство в срок – маловероятно. 

«Комитетом по строительству до настоящего времени не обеспечен надлежащий контроль за целевым использованием бюджетных средств генподрядчиком, что может сказаться на сроках исполнения государственных контрактов», – пояснили в КСП. 

Мария Мельникова
Поделиться:
стадион Крестовский
Инжтрансстрой-СПб
Леокам
Албин
долгострои

{{articles.header}}

{{results}}