Дороги только через ГЧП
Выступая на II Международном форуме пространственного развития «Экстремальный урбанизм», губернатор Петербурга Георгий Полтавченко отметил, что строительство жилья в городе идет ударными темпами, чего нельзя сказать о развитии инфраструктуры. «В связи с этим у нас большие планы на государственно-частное партнерство. В рамках таких договоров будут строиться дороги, трамвайные пути и другие инфраструктурные объекты, особенно в проектах по освоению новых территорий», – сообщил глава города.
По прогнозам вице-губернатора Игоря Албина, к 2022 году Россия должна удвоить объемы строительства региональных и местных дорог и наладить содержание уже существующих магистралей.
Председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ) Сергей Харлашкин сообщил, что на данный момент город развивает дорожное строительство в четырех направлениях: разгрузка Приморского шоссе за счет строительства развязок в районе «Лахта-центра», возведение путепроводов через железнодорожные пути, строительство вылетных магистралей и моста через Неву от Большого Смоленского проспекта до улицы Коллонтай. При этом г‑н Харлашкин признал, что на собственные средства построить все это город не сможет.
Проблема на проблеме
Систему ГЧП часто критикуют за недостаточную прозрачность, а ряд политиков вообще называют ее коррупционной. Ранее глава фракции «Справедливая Россия» Законодательного собрания Петербурга Алексей Ковалев назвал ГЧП мошеннической формой для вывода бюджетных средств и предложил полностью ее запретить. В частности, депутат раскритиковал строительство ЗСД.
С критикой ГЧП также выступает депутат ЗакСа от фракции «Яблоко» Борис Вишневский. «Я против системы ГЧП вообще, ибо с ней получается, что расходы государственные, а доходы – частные. Кроме того, инвесторы вообще не должны строить городские дороги. Возможно, платные трассы можно строить за городом в случае, если компания возьмет на себя расходы на содержание этой дороги.
У бизнеса тоже много претензий к схеме ГЧП. Главная из них – прибыль, которая во многих проектах весьма сомнительна. Заместитель главы Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области Валентин Енокаев заявил, что многие строители требуют невозможного – прописать в договоре размер минимальной, но гарантированной прибыли. «Инвесторы еще до реализации проекта требуют гарантии того, что будет прибыль. Таким образом, все риски ложатся исключительно на городские власти. В результате любые предложения инвесторов теряют привлекательность. Кроме того, как показывает практика, прогнозы о том, насколько популярны будут новые дороги, никогда не сбываются», – сообщил он.
Ничего лучше еще не придумали
Несмотря на множество спорных моментов, некоторые застройщики весьма охотно участвуют в ГЧП-проектах. Например, группа компаний «Балтрос» реализовала целый ряд объектов по данной схеме. В период с 2011 по 2014 год на территории Пушкинского района ГК построила и ввела в эксплуатацию шесть детских садов, три общеобразовательных школы и дорожную сеть района «Славянка», включающую в себя пять дорог, две автомобильные развязки кольцевого движения и один проспект.
В «Балтросе» уверены, что ГЧП выгодно и городу, и бизнесу. «Реализация подобных проектов выгодна всем сторонам. С одной стороны, за счет использования подобных схем сотрудничества снижается нагрузка на региональный бюджет, ведь расходование средств начинается только после окончания строительства, при этом возможен выкуп построенного объекта в рассрочку.
Взаимную выгоду при ГЧП видит и «Группа ЛСР». 30 мая этого года было подписано первое в Петербурге концессионное соглашение с «Транспортной концессионной компанией» (совместным предприятием «Группы ЛСР», инвестиционной компании «Лидер» и «МК‑20 СХ») о реконструкции и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе. «В условиях нехватки бюджетного финансирования механизм ГЧП либо концессии позволяет городу продолжать свое развитие, получать качественные городские объекты», – полагают в компании.
Эксперты «ЛСР» пояснили, что затраты на такие проекты, которые понес инвестор, в последующем компенсируются получением выручки от использования объекта и за счет средств бюджета города. «Инвестор выделяет средства на возведение городского объекта, строит его, передает городу и по согласованному графику получает возврат вложенных инвестиций.
В любом случае другого механизма реализации глобальных инфраструктурных проектов в Петербурге просто нет, поэтому многие эксперты считают, что совершенствовать систему ГЧП – единственный на сегодня выход.