Бюджет для стройки

   02 октября 2017, 09:50
Комитет финансов Санкт-Петербурга представил законопроект о бюджете города на 2018 год и на плановый период 2019–2020 годов.

Судя по документу, Смольный взял курс на сокращение бюджетного дефицита и ослабление зависимости от федеральных дотаций. Приоритеты в «строительных» расходных статьях не изменились: метро и социальная инфраструктура.

Дефицит идет на убыль

По данным Комитета финансов, согласно прогнозным планам 2017 года, доходы Петербурга составят 502,9 млрд рублей, расходы – 572,7 млрд, а дефицит, соответственно, 69,8 млрд. Городские власти намерены систематически снижать бюджетный дефицит. Доходы следующего года, по расчетам чиновников, вырастут до 538,6 млрд рублей, расходы – до 587,5 млрд, в результате дефицит снизится до 48,9 млрд. В 2019 году доходы должны составить 576,7 млрд рублей, расходы – 614,1 млрд, а дефицит – 37,4 млрд. В 2020 году доходы достигнут 619,8 млрд рублей, расходы не превысят 645,1 млрд, а дефицит будет на уровне 25,3 млрд.

Наибольший вклад в доходную часть бюджета делают два налога: доходы физлиц, которые в 2018 году, по прогнозам чиновников, вырастут на 10 %, и налог на прибыль, который должен увеличиться на 8 %.

При этом бюджет города будет формироваться и с учетом вливаний из федеральной казны. В 2018 и 2019 годах Смольный намерен получить по 9,2 млрд рублей, а в 2020‑м – 162 млн. «Очевидно сокращение средств, поступающих из федерального бюджета. Несмотря на дефицит, Министерство финансов РФ воспринимает Петербург как регион-донор», – отмечает глава Комитета финансов Алексей Корабельников.

Все лучшее – детям

Расходы бюджета формируются на основе 18 государственных программ, приоритеты которых уже несколько лет не меняются. Губернатор Георгий Полтавченко неоднократно говорил о важности развития сферы образования, поэтому неудивительно, что эта статья стала самой объемной – на нее выделяется около 131,8 млрд рублей, т. е. 22,4 % бюджета.

По прогнозам Смольного, в 2018 году будут сданы в эксплуатацию 8 школ и 9 детских садов. Помимо этого, планируется подготовить проектную документацию для строительства еще 18 общеобразовательных объектов и 21 дошкольного учреждения. «Это задел на будущие годы. Как показала практика, для успешного строительства необходим хороший проект», – сказал Алексей Корабельников. Опасения чиновников понятны, т. к. часто именно из-за пересмотра проекта увеличивается стоимость и продолжительность строительства.

Глава ведомства добавил, что часть образовательных объектов город построит самостоятельно, часть – выкупит, а еще часть застройщики будут передавать на безвозмездной основе. Сколько денег будет направлено на строительство, а сколько на покупку новых объектов, пока не определено, однако, по словам чиновника, суммы будут сопоставимы.

При этом у каждого из этих путей есть свои подводные камни. «Застройщики могут затягивать стройку, а также иногда отказываться от предварительных договоренностей, пытаясь продать городу объект, который должен быть передан на безвозмездной основе», – заявил Алексей Корабельников.

Метро в ожидании ЧМ‑2018

Второй по важности строкой бюджета 2018 года является развитие транспортной инфраструктуры города. На эти цели будет выделено 120,7 млрд рублей, т. е. 20,5 % бюджета.

На строительство метро планируется из этой суммы направить 27 млрд рублей. В прошлом году Смольный выделял на эти цели 21 млрд, а еще 4 поступили из федерального бюджета. «Губернатор поручил сохранить высокие темпы строительства метро, поэтому мы сделаем это даже без дополнительного финансирования со стороны федерального бюджета», – отметил Алексей Корабельников.

Решение Комитета финансов не удивляет, ведь строящиеся на данный момент станции метро «Новокрестовская» и «Беговая» должны заработать до чемпионата мира по футболу, который стартует в июне 2018 года.

Кроме того, ранее «Метрострой» сообщал, что в 2018 году будет сдано сразу пять станций. Помимо двух вышеназванных, речь шла о «Проспекте Славы», «Дунайской» и «Шушарах».

В то же время Комитет по развитию транспортной инфраструктуры получит на ремонт дорог только 5 млрд рублей, хотя запрашивал 7 млрд.

Еще 38 млрд рублей будет направлено на дотации, необходимые, чтобы сохранить тарифы в общественном транспорте на нынешнем уровне. «Тарифы повышаться не будут. Это очень дорогостоящее решение, но город его принял», – подчеркнул Алексей Корабельников.

Ради достижения этой цели субсидии транспортным предприятиям вырастут на 32 %. Самые большие суммы получит «Петербургский Метрополитен» (18,13 млрд), «Горэлектротранс» (8,268 млрд) и «Пассажиравтотранс» (7,923 млрд).

Социальная экономия

Третьей по объему выделения средств из бюджета стала программа по развитию здравоохранения. На нее планируется выделить 91,7 млрд рублей, т. е. 15,6 %. Помимо всего прочего, на эти деньги планируется построить четыре медицинских объекта, а также реконструировать уже действующие.

На социальную поддержку горожан предлагается направить 71,5 млрд рублей, т. е. 12,5 % от бюджета. Именно по этой статье закладывается финансирование жилищных программ.

Алексей Корабельников подчеркнул, что, несмотря на многочисленные слухи об уменьшении выделения средств на эти цели, финансирование жилищных программ сохранится на уровне 2017 года. «В абсолютном выражении цифра будет меньше, но это из-за того, что у нас постепенно сходит на нет программа по обеспечению жильем работников бюджетной сферы. Новые обязательства город на себя не принимает уже несколько лет, соответственно, объем расходов уменьшается».

Так, на закупку квартир для льготных категорий граждан (детей-сирот, ветеранов, многодетных семей, лиц, страдающих определенными видами заболеваний и т. д.) будет направлено 6 млрд рублей, а на расселение коммуналок – 3,1 млрд.

Серьезное сокращение финансирования ждет программу по капитальному ремонту многоквартирных домов. Если в 2017 году на эти цели из бюджета города выделялось 6 млрд рублей, то в 2018 году этот показатель снизится до 3 млрд. Однако Алексей Корабельников уверяет, что это временное явление. «Сокращение финансирования капремонта связано с жестким требованием Градостроительного кодекса о наличии экспертизы достоверности сметной стоимости работ. Мы, со своей стороны, требуем от заказчиков наличие экспертизы, но не все успели подготовить ее. Это снижение, на мой взгляд, носит временный характер», – говорит он.

Помимо этого, в бюджет не заложено финансирование Водоканала и ГУП «ТЭК СПб», несмотря на соответствующую заявку Комитета по энергетике.


Основные показатели проекта бюджета Санкт-Петербурга на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов (млрд руб.)
Наименование 2017 2018 2019 2020
Доходы 502,9 538,6 576,7 619,8
Собственные 485,5 529,4 567,5 619,7
Поступления из федерального бюджета 17,4 9,2 9,2 0,162
Расходы 572,7 587,5 614,1 645,1
Дефицит -69,8 -48,9 -37,4 -25,3
Мария Мельникова
Поделиться: