ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Объекты наследия хотят сделать привлекательными

   01 ноября 2017, 09:09
Министерство культуры РФ обобщило предложения по поправкам в ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», разработанные преимущественно органами охраны памятников Москвы и Санкт-Петербурга.
Фото: ALL.CULTURE.RU

Если они будут приняты, памятники станут более привлекательными для потенциальных инвесторов.

Культурный дисбаланс

Как пояснил газете «Кто строит в Петербурге» председатель КГИОП Сергей Макаров, обсуждение возможных изменений было начато еще год назад. И ожидается, что поправки будут приняты в ближайшее время и вступят в силу уже весной 2018 года.

Задуманные корректировки обещают реформировать законодательство таким образом, что частный бизнес перестанет шарахаться при одном упоминании памятников архитектуры. Заинтересовать инвесторов в приспособлении объектов наследия к современному использованию при условии обеспечения их сохранности – одна из серьезнейших проблем, которая стоит в том числе и перед Петербургом (см. «Как заманить инвестора в исторический центр», «Кто строит в Петербурге, № 32, 2017»).

«Это одна из самых серьезных попыток изменения законодательства с точки зрения привлечения внебюджетного финансирования», – подчеркивает глава Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России Владимир Цветнов.

С ним согласен зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков. «Нам нужно не бегать с палкой за нарушителями, а надо сделать так, чтобы старинные объекты были привлекательны для инвесторов. Пока Минкультуры не пересмотрит саму концепцию формирования расценок на реставрацию, ничего не произойдет», – отмечает он.

Государству же, как показало время, сохранение в должном виде исторических памятников элементарно не по карману. И это не только российская проблема. Даже в благополучной Европе, если сойти с туристического маршрута, нетрудно обнаружить старинные особняки в запустении.

В России же против реставраторов «работают» масштабы вопроса. У нас насчитывается более 130 тыс. объектов культурного наследия и еще около 145 тыс. выявленных объектов, то есть ждущих, когда эксперты их осмотрят и определят статус. А региональные бюджеты на восстановление памятников зачастую не превышают 3–4 млн рублей. «Сумма, которая выделяется государством, не может даже сотую часть расходов на реставрацию покрыть. Если частники не придут на объекты по всей стране и не начнут их реставрировать, мы эти объекты просто потеряем», – считает Сергей Рыбаков.

Дела городские

До поры на тотальное обветшание унаследованных объектов наследия было принято закрывать глаза. Дело дошло до того, что для таких памятников, как для вымирающих видов животных, пора создавать собственную Красную книгу.

«Наше законодательство чересчур сложное, отдельные решения согласовываются годами, – говорит генеральный директор АН «Невский Простор», вице-президент Ассоциации риелторов Петербурга и Ленобласти Александр Гиновкер. – Есть ощущение, что памятники просто не «доживут» до того периода, когда законодательство наконец утрясет все вопросы».

«В Петербурге до настоящего времени более 2,9 тысячи объектов имеют статус выявленных, и при существующем порядке комитет может принять какие-то решения лишь по сотне объектов в год, это максимум, – рассказывает Сергей Макаров. – Таким образом, для завершения работы понадобится 29 лет».

Соответственно, город предложил вписать в законодательные поправки упрощенную процедуру включения выявленных объектов в единый государственный реестр. То есть отказаться от проведения долгой, доскональной и дорогостоящей экспертизы – имеет ли постройка культурную ценность или нет. «Экспертизу необходимо проводить только в случае отказа во включении объекта в реестр, – считает Сергей Макаров. – И Минкультуры согласилось с этой позицией. Ведь когда объекты массово включали в список выявленных для дальнейшего изучения, никто не предполагал, что в перспективе экспертиза предельно усложнится».

Скучаем по ремонту

Второй «болевой точкой» всероссийской ситуации с памятниками культуры служит до предела зарегламентированная процедура одобрения их ремонта, реконструкции и реставрации. Десяток согласований необходимы чуть ли не только на то, чтобы забить гвоздь. И, естественно, эти правила поневоле нарушаются.

«Зачастую нарушения на объектах наследия объясняются чрезмерно сложной процедурой согласования самых простых работ, – признает Сергей Макаров. – Поэтому по нашему совместному с Москвой предложению в пересмотренном законе может быть отменена необходимость получения заданий на проектирование по некоторым видам работ». Задания потребуются только на проекты реставрации и приспособления для современного использования.

Да и в целом перечень работ, на проведение которых вообще не нужно получать разрешения органа охраны памятников, требует серьезного обсуждения. По словам Владимира Цветнова, законопроектом вводится понятие «текущее содержание», позволяющее проводить текущий ремонт и хозяйственную деятельность без лишних согласований.

Наконец, чуть ли не главной проблемой, мешающей добросовестным арендаторам, является почти буквальный запрет на обеспечение старинных зданий современными коммуникациями, без чего хозяйственная деятельность становится неактуальна. И законопроект предлагает свое решение.

«Важнейшим ограничением для проведения реконструкции исторических зданий является законодательный запрет на любое строительство на территории памятников архитектуры, – перечисляет управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая. – При этом застройщик не имеет даже права на возведение тепловых и газовых подстанций на участке. Также государство не позволяет изменять размеры реконструируемых зданий. Снятие этих запретов могло бы сделать многие проекты гораздо более привлекательными для инвесторов».

И вот, поясняет Сергей Макаров, Петербург и Москва имеют одинаковую точку зрения на вопрос строительства на территории объектов культурного наследия инженерных сооружений. «Отутствие нормального инженерного обеспечения в конечном итоге приведет к большему количеству разрушающихся памятников, – уточняет эксперт. – Если же закон будет принят, такое строительство сможет осуществляться в рамках приспособления с учетом положительных выводов историко-культурной экспертизы проекта».


Евгений Созидалов
Поделиться:
охрана памятников
культурное наследие

{{articles.header}}

{{results}}