ТЕНДЕНЦИИ

Лифты идут вверх

   15 ноября 2017, 11:43
Государство всерьез озаботилось приведением лифтового парка в порядок.
Фото: constmb.ru

Для Санкт-Петербурга это значит, что темпы ремонта и замены лифтов на новые в городе вскоре существенно возрастут.

На краю «лифтового кризиса»?

По официальным оценкам, в Петербурге насчитывается порядка 43 тыс. лифтов, и не все они пребывают в хорошем состоянии. Между тем Технический регламент Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России требует демонтажа всех лифтов старше 25 лет.

Таким образом, в соответствии с этим документом, к 2020 году в городе следует заменить 12–13 тыс. лифтов. «По итогам года планируем выйти где-то на 1200 единиц, – обещает гендиректор НКО «Фонд – региональный оператор капитального ремонта» Денис Шабуров. – Требования техрегламента служат серьезным побудительным мотивом, чтобы ремонтировать повышенное число лифтов. Чтобы не случился «лифтовый кризис».

Однако и этого объема недостаточно. По словам регионального представителя Национального Лифтового Союза по СЗФО, генерального директора «МЛМ Нева трейд» Игоря Януковича, в 2014 году в Петербурге был установлен рекорд по отремонтированным лифтам – 2014 единиц. Но средние показатели обычно не превышают 1,5 тыс. машин в год. Понятно, что такими темпами свыше десятка тысяч лифтов к 2020 году город заменить не успеет.

Но у городских чиновников есть своя хитрость. «Технический регламент Таможенного союза предполагает нормативный срок эксплуатации лифтов 25 лет, – говорит заместитель председателя Жилищного комитета Алексей Бородуля. – Но в этом же документе есть оговорка, что лифт может эксплуатироваться в разных режимах, и срок эксплуатации может быть продлен после обследования на соответствие нормативам. Такое продление возможно трижды – каждый раз на трехлетний срок. Таким образом, сейчас город активно избавляется от лифтов в «возрасте» свыше 34 лет».

Но в любом случае одними хитростями не обойдешься. Лифты нужно постоянно менять, для чего необходимо изыскивать средства. И это проблема не городского, а федерального уровня. Напомним, в многоквартирных домах страны на сегодня установлено всего более 450 тыс. лифтов, и примерно 30 % из них выработали свой срок службы. То есть объем лифтового парка, уже выработавшего свой ресурс, в стране составляет 130 тыс. единиц, к которым ежегодно прибавляется еще 10 тыс. машин.

Безымянный-2.jpgГосударственный подход

И Правительство РФ взялось за наведение порядка в этой сфере. Так, летом этого года было подписано постановление № 743, которое вступило в силу 24 августа. В документе собраны воедино и подкорректированы правила организации безопасного использования и содержания лифтов, платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов.

Как подчеркивается в протоколе Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое РФ (заседание от 12 октября), новые правила восстанавливают государственный контроль и надзор за эксплуатацией лифтов, упраздненный в 2013 году. Вводятся определения «владельца лифта» и «специализированной организации», с четкими и исчерпывающими понятиями об обязанностях, правах, полномочиях и объеме деятельности по обслуживанию и ремонту.

В частности, все ранее введенные в эксплуатацию подъемники должны быть поставлены на учет в Ростехнадзоре до 24 декабря 2017 года. А далее в десятидневный срок ведомство обязано проверить состояние техники. Аналогичная процедура впредь ожидает и приобретателей новых лифтов. «Ничего нового во время проверки от лифта не требуют, но те вещи, которые раньше проходили под лозунгом «и так сойдет», теперь стоит исправить до прихода проверки», – делится опытом один из лифтовладельцев.

Кроме того, Департамент станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга РФ начал реализовывать ряд идей по превращению этого рыночного сегмента в доходный. «Загрузка российских производителей лифтов составляет в среднем менее 50 %, что не позволяет им окупать вложения в модернизацию и вкладывать деньги в разработку передовых решений. Наша задача – развитие отечественных производств и отрасли в целом», – отмечает замглавы ведомства России Василий Осьмаков.

А вот и деньги

Параллельно Минстрой РФ презентовал ведомственный проект «Создание системы ускоренной замены лифтового оборудования». Как поясняет руководитель Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое Сергей Чернышов, Общероссийская программа ускоренной замены лифтов проводится в рамках реализации региональных программ капитального ремонта в 2017–2019 годах. Она позволяет собственникам поменять лифт сегодня, а рассчитаться в течение 3–5 лет.

«Речь идет о том, что поставщик лифтового оборудования кредитует регионального оператора, и это не сказывается на размере взноса жильцов в капитальный ремонт, – уточняет заместитель главы ведомства Андрей Чибис. – Это выгодно всем, заводы получают понятный рынок сбыта, а безопасность и комфорт жильцов многоквартирных домов повышается».

Сейчас в программе участвуют 16 субъектов РФ, а с 2018 года присоединятся все оставшиеся.

Кроме того, как отмечает Игорь Янукович, капитальный ремонт может финансироваться не обязательно из бюджета Фонда, куда граждане производят отчисления. Деньги идут и из городских бюджетов. И в этом плане Петербург выступает вполне хорошим примером для соседей.

Таким образом, требования техрегламента Таможенного союза, похоже, будут соблюдены как в Петербурге, так и в стране в целом.

МНЕНИЕ

Игорь ЯНУКОВИЧ, региональный представитель Национального Лифтового Союза по СЗФО, генеральный директор ООО «МЛМ Нева трейд»:

– Отрасль остро нуждается в привлечении денег из внебюджетных источников. Соответственно, Минстрой России, Общественная комиссия по лифтам при Минстрое и Национальный Лифтовой Союз активно поддерживают Программу ускоренной замены лифтов.

Смысл инициативы сводится к тому, что крупные подрядные организации и заводы-изготовители на банковские кредиты меняют лифты, что называется, сейчас. А заказчик в лице региональных Фондов капитального ремонта платит за эту работу в рассрочку. На сегодняшний день средний срок рассрочки составляет три года.

Первый конкурс такого рода стартовал в прошлом году, он был проведен в Свердловской области. И область смогла привлечь порядка 2 млрд рублей. В этом году подобные конкурсы были проведены уже более широким фронтом: Архангельск, Мурманск, Вологда, районы Центрального федерального округа.

Со своей стороны Фонд капитального ремонта в Санкт-Петербурге тоже объявил аналогичный конкурс, и результаты станут известны в ближайшее время.

У данного механизма привлечения средств есть явный плюс – количество монтируемых лифтов увеличится. Но нужно понимать, что это более затратный способ. Так или иначе, рассрочка предполагает увеличение стоимости работ ввиду ссудного процента.


Игорь Чубаха
Поделиться:
лифты
Правительство РФ

{{articles.header}}

{{results}}