Достройщик проблемных объектов: какой он?

   22 января 2018, 15:46
Минстрой обнародовал проект приказа, регламентирующий конкурсные условия отбора застройщиков для достройки проблемных объектов. По мнению экспертов, некоторая корректировка документу не помешает.
Фото: panoramio.com

«Проблемный» документ

Минстрой РФ активно разрабатывает правила игры для достройки проблемных объектов. Базовым документом для таких работ служит закон 218-ФЗ ‎от 29 июля 2017 года.

Напомним, в соответствие с ним в РФ появилась публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства». В документе также уточняется, что, кроме прочего, деньги фонда можно использовать на достройку проблемных объектов.

И, согласно постановлению правительства РФ №1234, застройщик для таких работ должен быть выбираться на конкурсной основе.

Теперь Минстрой опубликовал проект приказа о порядке и условиях конкурсного отбора застройщиков, желающих приобрести проблемные объекты с целью их достройки. Документов устанавливаются требования к участникам такого конкурса.

Во-первых, финансовое положение застройщика, должно быть достаточным для исполнения соответствующих обязательств.

Во-вторых, компания должна соблюдать нормативы финансовой устойчивости, установленные правительством РФ.

В-третьих, участник конкурса должен соответствовать множеству требований, установленных в отношении застройщиков законом о долевом строительстве, в частности:
• опыт (не менее 3 лет) участия в строительстве многоквартирных домов в качестве застройщика и (или) технического заказчика и (или) генерального подрядчика;
• наличие разрешений на ввод в эксплуатацию не менее 10 тыс. кв. м жилья в многоквартирных домах;
• наличие в наименовании «специализированный застройщик»;
• требования к собственным средствам (не менее 10% от стоимости строительства);
• отсутствие обязательств по кредитам, займам, ссудам, за исключением целевых кредитов на строительство;
• отсутствие выпуска облигаций и иных ценных бумаг, кроме акций;
• отсутствие обязательств по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц, а также собственных обязательств, не связанных со строительством;
• отсутствие сведений в различных реестрах недобросовестных поставщиков и пр.

Есть, что поправить?

Как уточняется, проект приказа представлен для общественного обсуждения, параллельно проводится независимая антикоррупционная экспертиза документа.

Поэтому со своей стороны Ктостроит.ру также опросил профессионалов отрасли о том, какие параметры и характеристики должны быть включены в обсуждаемые критерии обязательно.

И.о. председателя РО СПб «Деловая Россия», генеральный директор ГК «Доверие» Дмитрий Панов:
- Безусловно, из перечисленных в приказе критериев наиболее важными являются критерии финансовой устойчивости, а также отсутствия обязательств и задолженности перед третьими лицами. Также очевидно, что компания не должна входить в реестры недобросовестных застройщиков. В то же время критерии, «перекочевавшие» из 218-ФЗ, на мой взгляд, могут стать препятствием для потенциальных «достройщиков» - это требования по опыту строительства 3 года и наличие введенных в эксплуатацию объектов от 10 тыс. кв. м. Довольно часто проблемные объекты достраивают крупные компании из других регионов, которые создают местные «дочки» по организационно-финансовым причинам. С учетом данных требований, эти кандидаты не пройдут конкурсный отбор.

Генеральный директор Tekta Group Роман Сычев:
- На мой взгляд, главный критерий – это экономическая целесообразность для частных компаний. С точки зрения требований, безусловно, главным должны стать способность показать высокие темпы строительства и сохранить при этом требуемое будущими жильцами качество работ. Кроме того, любые компании в независимости от форм собственности должны обладать необходимыми навыками, а главное – ресурсами.

Управляющий партнер «Метриум Групп», участник партнерской сети CBRE Мария Литинецкая:
- Главным критерием застройщика, участвующего в решении проблемы обманутых дольщиков, на мой взгляд, должна стать информационная открытость. Нужно понимать, что люди, попавшую в столь сложную жизненную ситуацию, требуют более тонкого и профессионального подхода. Поэтому с ними должен работать застройщик, который максимально быстро и оперативно реагирует на любые запросы и требование дольщиков. Такой девелопер должен обладать хорошим онлайн-ресурсом для полноценного информирования дольщиков о ходе завершения объекта.

Генеральный директор Level Group Кирилл Игнахин:
- Полагаю, что главный параметр застройщика, который занимается завершением заброшенных проектов, – это наличие достаточных финансовых и технических ресурсов. Практика показывает, что, как правило, доходность проектов, где девелопер содействует решению проблемы обманутых дольщиков, крайне низкая или вовсе нулевая. В этом случае застройщик рассчитывает на определенные преференции от властей в будущем. Соответственно, финансовые и технические ресурсы должны быть достаточными, чтобы работать с низкорентабельным проектом.

Директор по маркетингу Glorax Development Вартан Погосян:
- В принципе в проекте приказа Минстроя довольно обширный список критериев, порядка 20 пунктов, которые можно считать исчерпывающими. Среди основных я бы назвал финансовую устойчивость компании, успешный опыт реализации девелоперских проектов, отсутствие «громких» судов или тяжб, а также долговых и иных обязательств. Остальные требования проекта приказа носят, скорее, формальный характер и напрямую к стройке не относятся.

Игорь Чубаха
Поделиться:
проблемный объект
Минстрой
долгострои

{{articles.header}}

{{results}}