Петр Кузнецов: «ключ к спросу скрыт в стенах»
Двойственность натуры человека сначала заставляет его переезжать в город, а потом искать тишину среди шума. Сначала интенсивно общаться, а затем прятаться за дверью дома, чтобы отдохнуть. Человеку нужны и внешняя активность, и внутреннее спокойствие. И если повседневная городская суета стимулирует к деятельности, то далеко не каждый современный жилой дом позволяет расслабиться после активного дня.
Однако в большинстве своем застройщики продолжают продвигать только внешние параметры жилья: транспортную доступность, расположение, архитектуру, уютные дворы, наличие магазинов и социальной инфраструктуры. Безусловно, это важные показатели, влияющие на спрос. Но жить люди будут все-таки в квартирах, а не во дворах. Можно купить прекрасный вид из окон, но нет гарантии того, что он не испортится со временем из-за другой стройки. Планы городского правительства могут изменить транспортные потоки. Может банально не повезти с соседями. Весь внешний мир постоянно меняется, потому человеку столь важно иметь мир закрытый и стабильный, который умещается в короткой фразе «я – дома».
Нельзя не отметить, что в последнее время строительные компании начали уделять внимание параметрам внутренней комфортности. Чаще всего речь идет об улучшенных планировках, высоте потолка, ширине балкона, готовой отделке (в сегменте комфорт- и бизнес-класса) и дизайнерских холлах (в элитном сегменте). Но можно ли говорить об уюте в красивых стенах, если в доме холодные батареи, плохой напор воды или духота?
К параметрам микроклимата относят температуру, влажность и подвижность воздуха. Оптимальным считается вариант, при котором человеческий организм не тратит внутренние ресурсы на то, чтобы согреться или глубоко дышать. Согласно ГОСТам, средняя температура жилых помещений должна составлять + 23 ⁰С, рекомендуемая влажность – 40 %, а уровень содержания углекислого газа – поддерживаться в пределах 800 ppm. Что касается звукоизоляции, то следует соблюдать «допустимый уровень шума», который не вызывает у человека напряжения нервной системы. Непригодной для проживания считается квартира, если уровень шума превышает 45–55 дБ. При этом шумы, создаваемые инженерным и технологическим оборудованием, должны быть ниже еще на 5 дБ. Влияет на здоровье и чистота воды в доме. Причем не только питьевой, но и технической, поступающей в систему отопления и пожаротушения. А ведь на ее качество влияет даже таяние весеннего льда, когда вода должна подвергаться особенно тщательной обработке.
Но должен ли человек, купивший себе квартиру, постоянно задумываться о ГОСТах и СанПиНах, если в строительной сфере существуют технологии автоматического регулирования всех этих параметров?
Безусловно, технологии в строительной отрасли развиваются не столь стремительно, как в информационной, поскольку каждая из них должна быть проверена временем на безопасность. Но, например, коллекторная система отопления уже заменила устаревшую стояковую, даже на уровне законодательства. Теперь регулировать температуру в квартире можно по собственному желанию, а при проведении ремонтных работ не требуется отключать всех соседей. Развитие вентиляционных систем привело к появлению бризеров – компактных приточных устройств с функцией очистки и подогрева воздуха, которые экономят электроэнергию и управляются со смартфона. По желанию владелец квартиры может подключиться к общедомовой системе холодоснабжения и пользоваться ею исключительно по необходимости. Даже холодильники уже научились понимать, какие продукты закончились, и высылать их списком по СМС.
Реализовывать подобные проекты довольно сложно. Во‑первых, потому что большинство инженерных решений имеет иностранное происхождение, а значит, требует адаптации к российским строительным нормам и прохождения дополнительной экспертизы. Доказать эффективность и безопасность инновационного решения возможно, однако это требует времени. Наша компания знает эту проблему на собственном опыте, поскольку нам довелось обосновывать применение первой в Петербурге механической вентиляции с рекуперацией тепла для жилого дома. Тогда надежность, простоту и удобство эксплуатации пришлось доказывать в течение восьми месяцев. Сегодня сроки рассмотрения подобных вопросов снизились до трех-четырех месяцев. Законодательство меняется, СанПиНы упрощаются и заменяются Сводами правил (СП), однако каждая поправка требует до трех лет согласований. Исключение делается только для строительных объектов с особыми техническими условиями (СТУ), когда на согласование может потребоваться всего год.
Во‑вторых, внедрить современную инженерию в жилых домах в разы сложнее именно из-за того, что здесь живет большое количество непохожих друг на друга людей. Если сравнивать жилую и коммерческую недвижимость, то качественный торговый центр, например, имеет гораздо более сложную инженерную систему, чем самый элитный комплекс резиденций. Все потому, что коммерческий проект создается для одного человека – собственника, который чаще всего понимает, объект с какими характеристиками он хочет получить на финише. В жилом проекте учесть пожелания всех будущих жильцов очень сложно, однако возможно. Современные тенденции ведут к тому, что в скором времени все инженерные коммуникации в жилых зданиях станут централизованными, а пользоваться ими будут по той же системе, что и в дорогих гостиницах. Не только воду и отопление можно будет оборудовать счетчиками, но также систему вентиляции или холодоснабжения. Потребитель будет самостоятельно решать, к каким системам нужно подключить его квартиру, сколько ресурсов он будет потреблять, и оплачивать только поставленные услуги.
Сегодня на строительном рынке существуют все необходимые инженерные системы, создающие «погоду в доме». Они способны обеспечить тишину, комфортную температуру, чистую воду без перебоев, чистый воздух без простуд, индивидуальный микроклимат, здоровый образ жизни. Пока спрос на них невелик в силу неосведомленности потребителей. Поэтому те девелоперы, которые возьмут на себя непростую миссию просвещения и поднимут на новый уровень культуру потребления новых технологий в жилищной сфере, получат в свое распоряжение мощный маркетинговый инструмент и рынок сбыта.